Если срочно нужна значительная сумма денег, то попросить их у совсем незнакомых людей теперь не стыдно. В наши дни это не сочтут попрошайничеством. Теперь для этого процесса есть другой термин: «краудфандинг». Слово произошло от английских сrowd («толпа») и funding («финансирование»). Способ этот помогает добыть деньги при помощи интернета за счет заинтересованных людей практически для любого проекта: от записи нового музыкального диска до возведения арт-объекта или создания благотворительного учреждения.
Что представляет собой краудфандинг?
Автор идеи публикует ее описание на краудфандинг-платформе (или специальном сайте). Здесь же указываетсянеобходимая сумма, а также сроки реализации проекта. Далее остается лишь ожидать, когда наберутся нужные деньги. Стоит отметить, что идея сбора средств на интересный проект «всем миром» не нова. С давних времен наши предки «скидывались» подобным образом и на выкуп из вражеского плена знатных воинов, и на возведение новых храмов, и на другие не менее важные дела.
Краудфандинг начал развиваться с появлением платежных систем и интернета. На сбор требуемой суммы теперь не нужны десятилетия. Вся процедура, от создания идеи до ее реализации, может занятьнесколько месяцев, в случае актуальности проекта и определенной степени упорства.
Фактически, это – один из способов реализации актуальной на сегодняшний день модели инвестирования. На английском языке ее именуют «Paywhatyouwant», что означает «платисколько захочешь». В основе этого вида вложенийлежит оригинальный подход, стоимость услуги товара определяется покупателем, а вовсе не продавцом.
Принято считать, что потребитель любит халяву и вообще не хочет низа что платить. Однако реальная человеческая психология этой теории противоречит. Если у человека есть возможность получить что-то даром, то он, скорее всего, все-таки заплатит, причем даже больше цены, которую установил бы сам продавец.
У краудфандинга есть несколько основополагающих правил. Во-первых, больше всего люди любят организовывать «складчину» на разнообразное творчество: литературу, кино, музыку и так далее. В отечественном краудфандинге практически нет научных или технологических проектов. А значит, у полезных и оригинальных проектов в этой сфере почти не будет конкурентов.
Затевать можно все, чему не требуется лицензирование. То есть придется забыть о табаке и алкоголе, БАДах и косметике, и некоторых других видах товаров. Название конечного продукта должно быть четко сформулировано и понятно людям. Сложные проекты требуют подробного описания. Проект должен быть легко реализуемым. Если идеюсложно претворить в жизнь, столь же низки шансы и собрать на нее деньги.
Краудфандинг не является классическим образцом благотворительности. Меценатам взамен на пожертвования потребуются так называемые «акции». Например, Гарри Бардин, легендарный аниматор, предложил как«акцию»на сумму в 50 тысяч рублейодну из собственных кукол.
Планы по расходованию средств должны быть понятными и четко обозначенными. Например, в случае запуска производства, надо описать, сколько денег потребуется на приобретение оборудования, зарплату сотрудникам и так далее. Экономить при этом не стоит, быстро собрать много денег непросто. Если же к завершению, заявленного автором, срока на счету не окажется необходимой суммы, инвесторы получат обратно свои средства. Таковы правила краудфандинга. Обязательно нужно включать в итоговую сумму такие «мелочи», как:
* себестоимость «акций»,
* налоги,
* комиссия платежных систем,
* комиссия КП.
Срок для сбора денег от одного до трех месяцев, за срок меньше месяца сложно собрать необходимую сумму, а срок, который больше сотни дней расхолаживает не только авторов проекта, но и инвесторов. Люди не любят долго ждать.
Не стоит забывать о присутствии в нашей жизни рынка. Заявлять о себе нужно как можно громче, с помощью друзей, блога, соцсетей и так далее. Если идея уникальная, то можно даже заинтересовать СМИ.
Если удается собрать требуемую сумму, с автором проекта связываются, он подписывает ряд документов. Затем деньги за вычетом комиссий и налогов отправляются на его банковский счет. Не забывайте о рассылке вознаграждений за приобретенные «акции». Никого не заставляют это делать, однако забывчивых ожидает не только плохая репутация, но и отсутствие денег на дальнейшие замыслы.
Комментарии (2)