Антон Евстратов
Состояние экологии постсоветского Южного Кавказа оставляет желать лучшего на данный момент, и не имеет серьезных перспектив к улучшению. Особенно болезненным для населения региона, его благополучия и здоровья выглядит загрязнение водных ресурсов, в частности — бассейна Кура-Аракс. Формирующие его реки протекают через территорию всех трех государств Южного Кавказа — Армении, Азербайджана и Грузии, и проблема устранения их загрязнения актуальна для каждой из упомянутых стран. Тем не менее, в настоящее время между ними не имеется сколько-нибудь вменяемого и конструктивного сотрудничества в экологической сфере. Объясняется это недостаточно внимательным отношением к состоянию водных ресурсов Грузии и, в особенности, карабахским конфликтом между Арменией и Азербайджаном, сделавшим невозможным любое двустороннее взаимодействие Еревана и Баку, не говоря уже о включении сюда Степанакерта.
Азербайджан, в силу географических особенностей находясь по течению рек бассейна Кура-Аракса ниже остальных государств региона, получает воду с их территории, и регулярно обвиняет своих соседей в загрязнении. Более того, в адрес Армении звучат обвинения в экологическом шантаже и умышленном выбросе в реки различных отходов. Между тем, более низкое качество воды, попадающее в Азербайджан со стороны сопредельных государств, имеет и вполне бытовое и очевидное объяснение. Сторона, с которой течет река, — всегда загрязнитель. Вода, протекающая ниже по течению, — всегда грязнее той, что течет выше. Между тем, помимо естественного загрязнения, на территории Армении и Грузии реки бассейна Кура-Аракс действительно загрязняются и вследствие наличия на их пути крупных населенных пунктов, промышленных предприятий и сельскохозяйственных угодий.
Согласно проводимому в Азербайджане мониторингу, воды, втекающие на его территорию из Грузии и Армении, действительно являются загрязненными — так за последние годы в пункте мониторинга Агстафачай на реке Кура было зафиксировано в 4 раза больше допустимого показателя фенолов и в 3 раза больше — меди. Такие же показатели установили специалисты в пункте Шихлы-2. Столь же тревожные цифры дают пробы воды в реке Аракс.
Несмотря на то, что промышленность всех трех государств по сравнению с советскими временами, работает не на полную мощность, показатели загрязнения рек не снизились, а в ряде районов, наоборот, увеличились. Основной причиной этого является деградация имевшейся в СССР системы очистки. Если ранее вода, загрязненная коммунальными и бытовыми отходами, согласно всем международным требованиям, подвергалась химической и биологической очистке, то теперь она очищается лишь наиболее простыми механическими фильтрами — и то лишь в крупных населенных пунктах. Примечательно, однако, что советская очистительная система деградировала не только в Армении и Грузии, но и в Азербайджане, который, хотя и находится ниже по течению рек, сбрасывает в них не меньше отходов, чем его соседи. Более того, как отмечал заместитель армянского Центра мониторинга воздействия на окружающую среду Сейран Минасян, поскольку население Азербайджана в 3 раза больше, чем население Армении, можно предположить, что и воды загрязняются на его территории в 3 раза интенсивнее, учитывая примерно одинаковый технологический уровень на всем постсоветском пространстве. Также не стоит забывать, что реки протекают в Азербайджане по большей части в равнинных районах, где значительно более низкий потенциал естественной самоочистки вод.
Примечательно, что наименьшее внимание очистке водных ресурсов среди южнокавказских республик уделяет Грузия. Если в Армении действуют на данный момент 100 гидрологических наблюдательных пунктов, а в Азербайджане — 88, то в Грузии их всего лишь 9. Пунктов, где для экспертизы берутся пробы воды, в Армении — 131, в Азербайджане — 50, а в Грузии — 25. Тем не менее, основные претензии Баку предъявляет не к Тбилиси, а к Еревану, что, в общем-то, легко объясняется известным состоянием двусторонних отношений.
Дабы защитить свои воды от загрязнения извне, Баку ратифицировал Хельсинкскую рамочную конвенцию от 1992 года «Об использовании и защите трансграничных речных потоков и международных озер». Однако воздействовать на ее основании на своих соседей Азербайджан не может, так как ни Тбилиси, ни Ереван данный документ не принимали. К примеру, Армения не подписывала ни одного международного соглашения о водных ресурсах. Тем не менее, она, соблюдает в своей части договора СССР с Ираном и Турцией от 1957 и 1927 гг. соответственно. Согласно первому документу, стороны обязуются не подвергать приграничные воды загрязнению и время от времени обмениваются соответствующими сведениями. Что до договора с Турцией, то его участники делят пограничные воды в соотношении 50/50.
Во многом непонимание Азербайджана и Армении по качеству водных ресурсов объясняется и разными критериями его оценки, принятыми в этих странах. Если Азербайджан руководствуется установленными еще в советском союзе ориентирами, то Армения с 27 февраля 2011 года пользуется более гибкой системой. Если в СССР имелся лишь один показатель, ниже которого состояние воды оценивалось как хорошее, выше — плохое, то сейчас на территории республики действует пятибалльная шкала. Это позволяет учитывать фоновую загрязненность тех или иных участков. Установленные на данный момент нормы, по мнению армянских чиновников, создают основу для введения в стране европейских стандартов. Что же касается недопонимания с Баку, то, исходя из европейских требований, ситуация выглядит действительно запутанной. Так, действующий в СССР и используемый сейчас в Азербайджане критерий допускает содержание тяжелых металлов в воде на отметке не более 1 мкг/л. В то же время, например, для европейской реки Рена данный показатель поднят до 100 мкг/л. Кроме того, армянская сторона, несмотря на то, что признает загрязнение вод Каджаранским медно-молибденовым, а также Ахталийским горно-обогатительным комбинатами, утверждает, что, протекая по территории Армении, они успевают очиститься, и в Азербайджане уже соответствуют необходимым показателям. Кроме того, косвенно отвечая на претензии азербайджанской стороны, касаемо загрязнения рек хвостохранилищами, где скапливаются воды, оставшиеся после эксплуатации руд, чиновники Армении заверяют, что сейчас идет модернизация означенных сооружений. После обновления оборотной системы эксплуатации воды в хвостохранилищах, она будет набираться один раз и использоваться многократно, после чего — проходить необходимые процедуры очистки. Первый такой проект реализуется в Агараке.
В Армении также все чаще раздаются голоса о необходимости строительства Ереванской очистительной станции, чтобы минимизировать бытовое, промышленное и технологическое загрязнение вод данным мегаполисом. Однако сейчас у армянского правительства нет достаточного количества средств для реализации подобного проекта. Между тем, в строительстве заинтересована отнюдь не только Армения. Тот же Азербайджан мог бы присоединиться указанной инициативе, если бы имел с Ереваном приемлемые отношения. И здесь мы подходим к основной проблеме, препятствующей совместной деятельности закавказских государств в деле обеспечения экологической безопасности.
Карабахский конфликт развел по разные стороны линии фронта Баку и Ереван, что сделало невозможным их сотрудничество в каких-либо сферах, в том числе — и экологической. Армянские и азербайджанские экологи имеют возможность встречаться только на различных международных форумах, однако реализация ими каких-либо совместных проектов — мягко говоря, утопия. И это — не считая полного отсутствия какого-либо взаимодействия азербайджанской стороны с администрацией непризнанной НКР. При этом стороны не скупятся на взаимные обвинения. Так, Азербайджан утверждает, что правительство Нагорного Карабаха зимой целенаправленно открывает сток из Сарсангского водохранилища в Мартакертском районе, что приводит к затоплению сел азербайджанского Тертерского района. Летом, однако, армяне, наоборот, перекрывают для соседей доступ к нужной в это время воде, чем обрекают их на засуху и проблемы с сельским хозяйством.
Армянская сторона, в свою очередь, имеет претензии к Баку за саботирование использования водохранилища Джогаз на границе двух стран. Водонапорная станция водохранилища расположена на территории Армении, однако обстрелы с азербайджанской стороны мешают ей использовать ресурсы означенного водоема. Имеют армяне претензии к своим соседям и касаемо использования вод реки Аракс. В Мегринской ее части азербайджанской стороной забирается вода, что мешает реке течь в Армению.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев на форуме в Давосе подтвердил соблюдающийся принцип отсутствия всякого сотрудничества с армянской стороной, «оккупировавшей» азербайджанскую территорию (Нагорный Карабах+7 других районов). При этом Армения, устами руководителя Управления водными ресурсами Министерство охраны окружающей среды В. Нариманяна, еще несколько лет назад выразила готовность к совместным действиям с азербайджанской стороной. Несколько раз обращалось к Азербайджану по поводу двусторонних экологических проектов и руководство Нагорного Карабаха. На данный момент необходимость совместных инициатив очевидна — страны не могут даже обмениваться информацией о состоянии водных ресурсов, получая их из открытых источников в интернете, либо у третьих стран. Помимо указанных выше соглашений с участием Армении, на Южном Кавказе действуют похожие ирано-азербайджанский и российско-азербайджанский договоры. Баку готовит такое же соглашение с Тбилиси. Однако понятно, что, до тех пор, пока не будет налажено взаимодействие с Ереваном, существенного продвижения и исправления экологической ситуации в бассейне Кура-Аракс не предвидится.
Небезынтересное мнение было высказано руководством Нагорного Карабаха насчет того, что экологическое сотрудничество могло бы стать началом диалога Баку не только с Ереваном, но и со Степанакертом и в других сферах, а значит — достижения заветного мира. Однако сейчас подобные перспективы могут рассматриваться в лучшем случае, как отдаленные, делая экологическую ситуацию все более сложной, и нанося все больший ущерб населению враждующих стран.
http://www.caspiania.org/2014/08/19/vodnoe-protivostoyanie-v-bassejne-kura-araks/
Комментарии (0)