Экономике США придется расти без реформ
Политический кризис ставит под вопрос скорое принятие мер по ее стимулированию
Трамп обещал, что при нем ВВП будет расти на 3–4% в год
Расследование дела о «российском следе» в президентских выборах США переросло в политический кризис, после того как Дональд Трамп уволил директора ФБР Джеймса Коми и стало известно, что в феврале он просил Коми прекратить расследование в отношении Майкла Флинна. Флинна, который недолгое время пробыл советником по национальной безопасности Трампа, уличили в том, что он в 2016 году врал о своих контактах с послом России.
Такие действия президента можно приравнять к препятствованию правосудию – именно на этом основании конгресс начал процедуру импичмента Ричарда Никсона, который пытался помешать расследованию уотергейтского скандала в начале 1970-х гг. В среду сенатор-республиканец Джон Маккейн заявил: кризис «по размерам и масштабам приближается к Уотергейту». А член палаты представителей демократ Эл Грин призвал к импичменту.
Это спровоцировало сильное падениев этом году фондового рынка США, хотя в не так давно он отыграл часть падения: накануне вечером министр юстиции США назначил спецпрокурором Роберта Мюллера- бывшего директора ФБР - ответственным за расследование вероятных связей с Россией команды Трампа. «Все, что происходит в Вашингтоне, может если и не совсем убить, то хотя бы подорвать ожидания рынков относительно снижения налогов и масштабной налоговой реформы», которое должно было увеличить прибыли компаний, говорит, главный рыночный стратег Natixis Global Asset Management Дэвид Лафферти (цитата изTheWallStreetJournal).
Через конгресс так и не прошло ни одной экономической инициативы с того момента как Трамп вступил в должность. И падают шансы на их возможное принятие в той ситуации, когда политика все больше оттесняет экономику на задний план, а напряженность между Белым домом и конгрессом растет. «По меньшей мере мы сможем увидеть задержку в [реализации] любых форм фискального стимулирования. Но существует и риск того, что оно и совсем не будет воплощено в жизнь», – заявил Bloomberg Грегори Дэко, директор по макроэкономике США в Oxford Economics. В этом случае, по оценке Дэко, темпы роста ВВПостанутся на уровне 2%, как все посткризисное время (в среднем), тогда как он прогнозировал до сих пор их ускорение до 2,7% в 2018 г.
Трамп сказал, что при нем ВВП станет расти на 3–4% в год. Его избрание очень сильно повысило предпринимательскую уверенность: ее рост в I квартале был наиболее значимым с 2009 г., показал опрос гендиректоров, проводимый Business Roundtable. Потребители, казалось, не были в стороне: индекс потребительских настроений, составляемый Мичиганским университетом, в марте достигал максимума за 17 лет.
Ставки на импичмент
Вероятность того, что президент Трамп не доработает в Белом доме до конца своего срока, выросла до 55%, судя по ставкам в ирландской букмекерской конторе PaddyPower; оценка британской Ladbrokes – 55,6%. До настоящего времени с января она была на уровне 50%. «Игроки стараются понять, сколько Трамп сможет еще пережить скандалов. Деньги потекли в ставки на импичмент президента», – сообщается в заявлении Ladbrokes. Вероятность ухода Трампа до конца года в результате импичмента у PaddyPower оценивается в 33%, в результате его отставки – в 35%. При этом вероятность того, что ФБР сможет представить убедительные доказательства сговора между командой Трампа и Россией с целью повлиять на исход выборов, составляет 58%.
Но в экономическую активность улучшение настроений не материализовалось. В первом квартале 2017 г. рост ВВП стал наиболее медленным за последние 3 года – 0,7% в годовом исчислении: потребительские расходы можно сказать не выросли, очень замедлился рост запасов готовой продукции. Более того, и настроения стали ухудшаться – еще даже до последних дней, когда зазвучало слово «импичмент» (см. врез). Индекс экономических ожиданий, который составляется в рамках исследования Bloomberg Consumer Comfort Index, в мае упал до самого низкого уровня с ноября, сообщило агентство в четверг. Американцы теперь скептичнее, чем после выборов, относятся к возможности президента и конгресса быстро принять законы о снижении налогов и увеличении расходов на инфраструктуру, которые помогли бы стимулировать рост экономики. Правда, их оценка собственного финансового положения улучшилась, что может поддержать потребительские расходы.
Ослабление позиций президента может оказаться не так уж негативно для экономики. «Вероятность материализации основных экономических обещаний Трампа – протекционизма в торговле и снижения налогов – и без того падала», а в нынешней ситуации могут сократиться и возможности администрации по реализации «других неординарных идей», отмечает Кун Чоу, стратег UBP (цитата по Financial Times). Плюс также в том, что ФРС может более сдержанно повышать ставки, добавляет Тимоти Эш из Bluebay Asset Management, что уже отразилось на динамике казначейских облигаций и доллара, который вернулся на уровни, наблюдавшиеся до выборов 8 ноября. Вероятность повышения ставки ФРС в июне упала до 60% с 80% неделю назад, свидетельствует рынок процентных фьючерсов.
Кроме того, впервые за долгие годы поддержку США может оказать мировая экономика. Ситуация там сейчас лучше, чем ожидалось, особенно в Европе, а объемы мировой торговли, похоже, начинают расти, указывает бывший первый заместитель директора-распорядителя МВФ Джон Липски.
Трампу будет почти невозможно разогнать экономику до 3% в год
Ему помешают реалии рынка труда
Трамп хочет стимулировать экономику с помощью более выгодной торговли, уменьшения бюрократии и налоговой реформы
Президент США Дональд Трамп хочет, чтобы темп роста ВВП страны превышал 3% в долгосрочной перспективе, тогда как в последнее десятилетие его среднее значение было меньше 2%. Но помешать ускорению могут два серьезных препятствия – нехватка работников и недостаточно быстрый рост производительности труда.
В долгосрочной перспективе экономика не может расти быстрее суммарного значения темпов роста этих показателей. По прогнозам многих экономистов, их сумма будет составлять около 1,8% в следующие 10 лет. Такие же оценки дают и представители Федеральной резервной системы. Но советники Трампа утверждают, что их политика может обеспечить рост ВВП на уровне 3-4% год за годом, чего не было в США с 1980-1990-х гг.
Ускорение экономики могло бы поспособствовать увеличению доходов домохозяйств, а также помочь администрации Трампа значительно снизить налоги для юридических и физических лиц, увеличить затраты на оборону и финансировать социальные программы, избегая при этом значительного роста бюджетного дефицита. Как отметил в апреле министр финансов Стивен Мнучин, осуществить запланированное снижение налогов можно будет как раз «за счет роста экономики».
По оценкам Goldman Sachs, если ВВП будет расти примерно на 3% в следующие 10 лет, доходы бюджета окажутся на $3,7 трлн выше ожидаемого сейчас уровня (при неизменных налоговых ставках). Этих денег хватило бы на строительство 292 авианосцев.
Трамп хочет стимулировать экономику с помощью более выгодной торговли, уменьшения бюрократии и налоговой реформы. Он и его советники надеются, что это заставит бизнес увеличить инвестиции и тем самым повысит производительность. Однако найти достаточно работников для более активно развивающейся экономики непросто. В последние 10 лет численность населения в возрасте от 25 до 54 лет росла лишь на 0,1% в год. Для сравнения: в 1980-е гг. она увеличивалась на 2,2% в год благодаря высокой рождаемости после Второй мировой войны. Кроме того, занятость среди женщин перестала увеличиваться в последнее время, а среди мужчин снижается уже десятилетиями.
Если число работников не будет расти быстрее, то, чтобы обеспечить темпы рост ВВП свыше 3%, необходимо увеличить производительность труда. Но сейчас наблюдается противоположный тренд. В несельскохозяйственном секторе производительность труда с 2010 г. росла лишь на 0,7% в год. По прогнозам многих экономистов, этот показатель ускорится в ближайшие месяцы. Но для выполнения целей Трампа потребуется такой рост, который «мы часто называем чудесами производительности», утверждает экономист JP Morgan Chase Майкл Фероли.
Безработица в США сейчас 4,4%, и, по мнению экономистов, это соответствует полной занятости. Поэтому рынок труда не предоставляет возможности повторить экономический бум 1980-х гг. «Сильный рост в годы Рейгана был вызван снижением безработицы с 10% до полной занятости. Но провернуть этот трюк снова нельзя», – говорит Джоэл Праккен из Macroeconomic Advisers.
Ускорить экономику мешает и иммиграционная политика Трампа. При относительно низкой рождаемости и старении населения иммиграция практически полностью обеспечивает увеличение рабочей силы. Поэтому попытки ограничить легальную иммиграцию должны негативно отразиться на экономическом росте. Это делает производительность труда еще более важным фактором.
Строительный сектор, например, столкнулся и с нехваткой сотрудников, и со снижением производительности. Согласно исследованию Mc Kinsey Global Institute, последняя сокращалась ежегодно на 1% с 1995 г. из-за необходимости полагаться на неквалифицированных работников и бюрократических сложностей. Иммиграционные ограничения только усугубляют ситуацию, отмечает гендиректор Woodside Homes Джоэл Шайн. «У нас есть уникальная возможность помочь администрации [президента] достичь ее целей. Но она не может сначала просить нас об этом, а потом остановить иммиграцию», – говорит он.
С этим не согласен директор административно-бюджетного управления Белого дома Мик Малвани. Миллионы американцев в возрасте от 25 до 54 лет находятся за пределами рынка труда, указывает он. «Если создать желаемые ими рабочие места и экономические условия, то они вернутся, – утверждает Малвани. – Поэтому я не беспокоюсь по поводу нехватки доступной рабочей силы».
Что касается производительности, то ее трудно даже прогнозировать. В 1995-2004 гг. она в США росла быстро, хотя этого мало кто ожидал. Затем экономисты прогнозировали, что тренд продолжится, но она стала снижаться. Этому способствовало замедление инноваций и инвестиций во время и после мирового финансового кризиса. Оптимистично настроенные специалисты надеются, что такие новые технологии, как искусственный интеллект, обеспечат рост производительности в будущем.
Большинство экономистов сходятся во мнении, что хорошо продуманное снижение налогов и изменения в регулировании позволят экономике США расти на уровне 3% один или два года. Но они сомневаются, что этот темп удастся поддерживать. По оценкам Дэйла Йоргенсона из Гарвардского университета, годовой темп роста ВВП составит 1,8% в ближайшие 10 лет, но может достичь 2,4% при грамотной налоговой реформе. «В некотором отношении рост на уровне 2,5% может стать равнозначен 4% в прошлом. Поэтому он все равно будет считаться значительным достижением», – считает другой представитель Гарварда Джеймс Сток, ранее работавший в администрации Обамы.
Комментарии (0)