Диагноз: перегрев
Наш старый добрый советник, Международный валютный фонд, в очередной раз выразил беспокойство по поводу развития экономической ситуации в России. Сейчас, по его мнению, экономическая ситуация в стране более чем удовлетворительная, но вот в ближайшем будущем она может сильно ухудшиться. И виноват в этом ухудшении окажется, как ни странно, удачный восстановительный рост 2010-2011 годов.

К этому выводу МВФ пришел не просто так. Дело в том, что, благодаря росту, показатели реального производства и занятости достигли предкризисного уровня (1 квартал 2008 года), а это практически полностью ликвидировало имевшийся разрыв между наличием производственных мощностей и их фактическим использованием. Иначе говоря, все наличные (и конкурентоспособные) производственные мощности уже полностью загружены, и российской экономике расти дальше просто некуда.



Министерство Финансов РФ

Поэтому, по мнению сотрудников МВФ, усилия, которые сейчас предпринимают российские власти по дальнейшему стимулированию экономического роста, могут привести к «перегреву» экономики: рост доходов хозяйственных агентов, простимулированный государством, будет постоянно опережать прирост производства, провоцируя инфляцию, так как доходы хозяйственных агентов можно увеличить легко и быстро (например, поднять пенсии или денежное довольствие), а вот расширить производственные мощности и увеличить товарное предложение быстро не получится.

Однако в российском хозяйстве исчерпаны далеко не все резервы для продолжения подъема, поэтому тезис МВФ об «перегреве» вряд ли может быть признан правильным. Российская экономика обладает возможностями для дальнейшего роста — например, расширение импорта и загрузка новых мощностей, вводимых из имеющегося строительного задела, могут быть вполне достаточными для покрытия стимулированного спроса. Соответственно, и рецепты Фонда — снизить бюджетные расходы и увеличить резервные фонды, чтобы избежать инфляции и «перегрева» — тоже не могут считаться соответсвующими текущей экономической ситуации в России.



Проект бюджета. Кадр: Первый канал

К слову надо сказать, что предупреждение подобного рода российское руководство получает уже не в первый раз. Как раз перед кризисом 2008 года миссия Всемирного Банка посетила нашу страну и тоже отметила все признаки перегрева экономики, в том числе - чересчур высокие темпы роста ВВП. Банк рекомендовал снизить темпы, что в тех условиях означало снижение объемов капитальных вложений в жилищный и связанные с ним секторы. ВБ как в воду смотрел, однако его тогда не послушались, и через несколько месяцев снижение произошло, так сказать, стихийно, а не в ручном режиме — из-за мирового кризиса упали и темпы роста ВВП, и объемы капитальных вложений, и доходы населения.

Рекомендации теперь уже МВФ нельзя пропускать мимо ушей - они требуют внимательного рассмотрения. В частности, тезис об исчерпанности ресурсов для дальнейшего увеличения товарного предложения - именно он используется Фондом в качестве основного при составлении своих рекомендаций.

По мнению специалистов Фонда, на пути быстрого увеличения товарного предложения в российской экономике строит несколько препятствий, одни из которых объективные, а другие существуют вследствите специфических российских условий.

Основное субъективное препятствие заключается в том, что крайне неопределенная конъюнктура мирового рынка, выражающаяся в скачкообразном движении цен на основные товары российского экспорта, сильно смущает российских экспортеров. Они не понимают, что им делать с валютными доходами от экспорта — вкладывать в создание новых активов или держать в высоколиквидной форме. И пока, как мы видим, из осторожности они предпочитают ликвидность, а не инвестирование. Соответственно, создание новых производственных мощностей откладывается на неопределенный срок, так как российские экспортеры как раз и являются основными инвесторами в российское хозяйство.



Кадр: Первый канал

Но даже если бы российские экспортеры проявили больше сознательности и выдержки, перестали оглядываться на мировую конъюнктуру и стали бы вкладывать средства в расширение производства, на их пути появилось бы сильное объективное препятствие. Дело в том, что за ближайшие год-два-три новые производственные мощности все равно не построишь, что в промышленности, что в инфраструктуре, поэтому для насыщения текущего спроса расширение инвестиций в любом случае ничего бы не дало.

Поэтому МВФ рекомендует российскому правительству воздержаться от экспансионистской бюджетной политики, сократить расходы и отправить высвободившиеся средства на пополнение изрядно обмелевших Резервного фонда и Фонда будущих поколений. В противном случае, если бюджетная накачка будет продолжаться, это вызовет ускорение роста цен, которое съест прирост номинальных доходов хозяйственных агентов и сведет на нет все усилия госвласти по стимулированию экономического роста.

Несмотря на вроде бы правильные подходы, советы МВФ не учитывают, как мы можем предположить, ряд внешних и внутренних условий развития российского и мирового хозяйства.

Так, рост внутреннего спроса, стимулированный активной бюджетной политикой, может получить вполне адекватное товарное покрытие за счет роста импорта. И это, собственного говоря, уже происходит. В 2011 году объем импорта товаров и услуг превысил аналогичные показатели предкризисного 2008 года ($324 млрд. и $90 млрд. против $292 млрд. и $75 млрд.); за первую половину 2012 года импорт товаров составил $155 млрд., а импорт услуг — $47 млрд., что в годовом исчислении составит $310 и $94 млрд. соответственно. Поэтому ни дефицита товаров, ни дефицита услуг мы пока не наблюдаем и вряд ли будем наблюдать, несмотря на все бюджетные накачки.



Фото: teleport-nsk.com

Однако, рост импорта — это не единственный источник покрытия растущих номинальных доходов российских хозяйственных агентов. Хотя сейчас во всем мировом хозяйстве действительно имеет место инвестиционный спад, Россия (вместе с Китаем) пока остается приятным исключением, вопреки оппортунистическо поведение крупных экспортеров. Например, в 2012 году начался, а в 2013 и последующих годах продолжится процесс ввода в действие производственных мощностей в автомобильной промышленности, что приведет к увеличению товарного предложения, причем за счет иностранных инвесторов. И этот дополнительный товарный поток поможет покрыть стимулированные доходы российских резидентов.

Есть еще один фактор, действие которого может снизить давление на товарном рынке. Дело в том, что после кризиса 2008 года остался достаточно большой строительный задел — начатые объекты, завершить которые не успели из-за резкого сокращения финансирования. В 2009 году они находились в «замороженном» состоянии, но начиная с 2010 года начался процесс достройки и ввода в действие. То есть в российской экономике имеется запас полуготовых производственных мощностей, которые постепенно будут становиться готовыми и загружаться дополнительной продукцией.

http://polit.ru/article/2012/08/20/diagnoz/