Мировая экономика тенденции

Развитие национальных систем ТОН не может рассматриваться в отрыве от современных тенденций и особенностей функционирования мирового хозяйства, которые определяют состояние мировой экономической среды, мирового экономического пространства для всех государств и регионов Земли. Темпы и уровень социально-экономического развития мирового хозяйства и его отдельных регионов оказывают существенное влияние на социально-демографические и эколого-экономические процессы, изменяя параметры материальных и духовных потребностей населения, показатели его воспроизводства, размещение, миграцию, формы расселения, организацию производства.

В последние годы усиливается воздействие мировой хозяйственной системы на национальные хозяйства. Раньше мировая экономика была полем, на котором действовали суверенные государства, теперь она превращается в самостоятельный субъект, действующий на пространстве суверенных государств и подсистем ТОН. Вместе с тем в международных экономических отношениях наблюдается сменение акцентов с преимущественно торгово-экономических связей на финансово-промышленные, инвестиционные и социальные. При этом наметились существенные дисбалансы в развитии рыночных отношений: темпы роста международного товарооборота превышают темпы роста мирового производства, темпы роста международных капиталопотоков превышают аналогичные показатели по товарообороту, внутрифирменные продажи ТНК превышают международный товарооборот, механизмы регулирования международных экономических связей все более концентрируются в транснациональных корпорациях и банках и международных организациях (МВФ, ВТО и др.).

Все более четко проявляются особенности и новые тенденции развития мировой хозяйственной системы, связанные с процессами ее глобализации, которая, по мнению ряда специалистов, представляет собой процесс ускоренного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных, технологий. Научно-техническая революция привела к радикальному изменению значения человеческого капитала как составной части производительных сил. Человек как субъект производства стал играть ключевую роль в создании новой стоимости, стал более значимым, чем такие факторы, как машины, природные ресурсы и энергия. Возрастают и меняются в связи с этим требования к ТОН. Одновременно резко возросло значение человека и как конечного потребителя производимых товаров. Потребители начинают оказывать решающее влияние не только на политику корпораций, но и на политические решения целых государств.

Конкуренция в мировой экономике уже давно ведется не столько между отдельными компаниями и странами, сколько между большими рынками, охватывающими целые группы стран, их региональные объединения и подсистемы ТОН. Конкуренция распространилась и на сферу формирования общественных потребностей. В связи с этим трансформируются подходы к организации управления развитием общественного сознания. Если общество формирует стратегию государственной управляющей системы, то такое общество располагает большими возможностями для повышения конкурентоспособности национальной экономики. Если стратегия общества формируется под воздействием групповых интересов, не отвечающих общественным потребностям, то национальная экономика становится менее конкурентоспособной.

Интеграция национальных хозяйств в мировую экономику в долгосрочном плане создает условия и возможности для ускорения экономического роста и социально-экономического развития менее развитых стран, помогает странам-аутсайдерам подтянуться к экономическим лидерам. Стимулы интеграции национальных экономик в мировую хозяйственную систему в настоящее время общеизвестны и основываются на принципе сравнительных преимуществ участия страны в международной торговле, согласно которому ее либерализация позволяет получить определенные выводы за счет доступа к более дешевым импортным комплектующим, сырью, услугам (в том числе финансовым) и расширения возможностей экспорта тех национальных товаров, затраты на производство которых в данной стране или регионе меньше. Тем самым создаются необходимые условия для повышения темпов экономического роста и жизненного уровня населения.

Вступление страны в ВТО открывает ее предприятиям доступ к более дешевым импортным комплектующим, сырью и услугам (финансовым, коммуникационным, транспортным и т.д.), а населению - к более дешевым товарам и услугам (в том числе и финансовым) и, таким образом, способствует повышению уровня жизни. Однако это общеизвестное классическое положение развития мировой и национальных экономик было справедливо при определенных условиях, на предыдущих этапах развития мирового хозяйства, при всеобщем соблюдении установленных принципов и норм международного обмена. Практика показывает, что в условиях глобализации мировой экономики эта классическая закономерность нарушается и оказывает негативные последствия на социально-экономическое развитие национальных хозяйств, их региональных подсистем, включая различные подсистемы ТОН. По оценке экспертов, либерализация внешней торговли действительно является одним, но отнюдь не приоритетным фактором экономического роста, и присоединение к ВТО не гарантирует решения проблем развития национальных экономик.

По словам К. Аннана, “... именно развитые страны сегодня сбрасывают по демпинговым ценам продовольственные товары на мировые рынки, излишек которых в развитых странах создан субсидиями на ежегодную сумму в 250 млрд. долл. Это угрожает существованию миллионов бедных фермеров в развивающемся мире”. За последние два десятилетия возрастание объема экспорта не привело к всеобщему экономическому росту. За это время лишь 33 страны смогли поддерживать 3-процентный ежегодный прирост ВВП в расчете на душу населения. В 59 странах этот показатель снизился, а 80 стран имеют в настоящее время более низкие доходы на душу населения, чем 10 или более лет назад.

Указанный разрыв в последние годы все более закрепляется и становится практически непреодолимым в силу распространения кардинально новых технологий, применение которых ужесточает конкуренцию. Наиболее эффективные современные технологий формируются не только и не столько в производстве (в сфере образования добавленной стоимости), сколько в сфере управления общественным производством и контроля за рынком сбыта (определяющее значение здесь имеет степень уникальности товара - реальной или “внедряемой” в сознание потребителей при помощи рекламы, торговых марок и - др.). Такая организация управления и контроля общественного производства позволяет формировать принципиально новые технические и поведенческие стандарты, которые создают уникальные, конкурентные преимущества тому, как эти стандарты формирует.

В последние годы наметилась тенденция к ускорению интеграционных процессов на микроуровне - между конкретными хозяйствующими субъектами рынка и на межрегиональном уровне - между отдельными городами, субъектами РФ. В связи с этим одним из важнейших условий ускорения интеграционных процессов является межгосударственная поддержка формирования новых транснациональных компаний, совместных предприятий и производств, зон приграничного сотрудничества, оффшорных зон и др. В качестве согласованных межгосударственных мер, способствующих развитию интеграции, в настоящее время широко практикуется принятие унифицированных законодательных актов, регламентирующих передвижение рабочей силы, признание документов об образовании, поощрение и защиту взаимных инвестиций, устранение практики двойного налогообложения, создание возможностей участия в перекрестном акционировании, льготное кредитование приоритетных проектов и др.

По мере углубления глобализации мирового хозяйства происходит переосмысление подходов к территориальной организации общества.

В настоящее время наметились три подхода к этой проблеме:

1) мир рассматривается как прогрессирующая интеграция различий;
2) как совокупность гибридных феноменов либо некая глобальная смесь;
3) как сложное взаимодействие различных культур в глобальном пространстве.

Современное западное общество вес более индивидуализируется, и коллективные действия в нем все труднее обозначить и реализовать.

Значимость фактора культуры в развитии ощущается в настоящее время не только в России и других странах с переходной экономикой и в практически во всех странах мира. Признание важности культурных аспектов развития в названных проектах и впечатляющий успех последнего из них подготовили условия для рассмотрения культуры как особого фактора развития на глобальном уровне. С целью обоснования включения культуры в более широкие стратегии развития, а также в более эффективные практические программы действий рядом представителей Скандинавских стран была выдвинута идея создания Всемирной комиссии по культуре и развитию (ВККР). Эта идея была поддержана ЮНЕСКО и, которые в конце 1992 г. назначили председателем ВККР бывшего Генерального секретаря ООН Хавьера Переса де Куэльяра.

На конференции отмечалось, что поддержка культуры в рамках рыночной системы способствует исправлению недостатков рыночной экономики и полностью согласуется с задачами обеспечения экономической эффективности производства. В настоящее время повсюду в мире отце мается тенденция к диверсификации источников финансирования в сфере культуры. Постоянно растет объем средств, выделяемых частными компаниями, фондами и другими коммерческими организациями. Однако такая неправительственная финансовая поддержка не в состоянии восполнить недостаток бюджетных средств государственного сектора. Поэтому не стоит питать иллюзий, что культура сможет выжить без государственной поддержки.

Современное состояние бюджетного финансировании культуры вызывает глубокую озабоченность в большинстве стран мира. Только в наиболее развитых странах, как правило, с величиной валового национального продукта (ВНП) 20 тыс., доля, и более на душу населения доля расходов на культуру в общих государственных расходах превышает 1%. Не случайно, что именно среди них страны с наиболее устойчивым развитием (Швейцария, Франция, Германия и др.). В большинстве других стран этот показатель составляет первые десятые доли процента при существенно меньших величинах ВНП и меньшем финансировании из негосударственных источников. Очевидно, что это намного меньше объективных потребностей. В случае принятия глобального плана действий в области культуры и развития необходимо будет существенно увеличить государственную поддержку культуры.

Особой проблемой является определение оптимальных параметров финансирования культуры и факторов, их определяющих. Похоже, что эта проблема не была решена и на Стокгольмской конференции. При этом отмечалась ее сложность и противоречивость. Установлено, в частности, что государственные расходы на культуру не зависят от ВНП. Так, например, при почти 24 тыс., доля. ВНП на душу населения в США доля расходов на культуру в этой стране составляет около 0,1%. В то же врем в Чехии и Польше, имеющих на порядок меньшие показатели ВНП, затраты на культуру превышают американские в 12-15 раз и находятся ~ уровне таких развитых стран, как Австрия, Дания, Швеция.

Нерешенность этой и ряда других проблем политики в области культуры обусловила преимущественно декларативный характер решений, принятых на Стокгольмской конференции. Сравнивая их с документа Рио-де-Жанейро, нельзя не отметить огромной разницы в степени их конкретности. Впрочем, это вполне закономерно: принятие конкретных и всеобъемлющих решений Конференции по окружающей среде и развитию было подготовлено двумя десятилетиями скрупулезной подготовки и принятия документов декларативного характера (Декларация Стокгольмской конференции по окружающей среде 1972 г., Хартия земли 1982 г. и др.).

 

http://www.center-yf.ru/data/economy/Mirovaya-ekonomika-tendencii.php