На Байкале построят ВСМ, а в Минводах - новый город

Строительство нового курортного города в Ставропольском крае, прокладка высокоскоростной магистрали по маршруту «Байкал-Китай-Приморье» и строительство перехода через Волгу в Нижегородской области – новые проекты, которые вскоре рассмотрит Федеральный центр проектного финансирования Внешэкономбанка. Если эти амбициозные проекты удастся реализовать, экономика территорий выйдет на новый виток развития.

Генеральный директор Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ) группы Внешэкономбанка Александр Баженов и руководитель ЗАО «Олимпик Сити» Алексей Семеняченко подписали соглашение по совместной подготовке трех «пилотных» проектов. Они создадут совместное предприятие, которое будет осуществлять подготовку проектов регионального и городского развития и привлекать финансирование для их реализации.

В числе первых проектов, которые рассмотрит совместная  компания  -  «Город Здоровья», предполагающий строительство нового города-курорта в Минераловодском районе Ставропольского края, проект комплексного развития территории «Новой Москвы» и Московской области, а также проект по комплексному развитию территорий Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока «Экономический коридор развития «Байкал – Китай – Приморье». Также ФЦПФ заключил соглашение с правительством Нижегородской области о подготовке проекта строительства моста через Волгу. Проекты комплексные, долгосрочные и капиталоемкие, поэтому в церемонии подписания соглашения участвовали глава Минрегионразвития Игорь Слюняев, губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, вице-губернатор Ставропольского края Андрей Мурга, исполняющий обязанности губернатора Челябинской области Борис Дубровский, генеральный директор ОАО «Курорты Северного Кавказа» Сергей Верещагин.

ВСМ свяжет Иркутскую область с Китаем и Приморьем

Наиболее амбициозным проектом, который могут предложить Внешэкономбанку является организация «Экономического коридора развития «Байкал – Китай – Приморье». Он предполагает создание индустриально-туристического коридора Байкал-Забайкальск-Владивосток и развитие трех агломераций: на Байкале, в Забайкальском и приморском краях (в том числе проект развития приграничной Забайкальско-Манчжурской агломерации). Эта инициатива уже одобрена коллегией Министерства регионального развития Российской Федерации.

«Реализация таких крупномасштабных проектов способна обеспечить быстрый экономический рост территорий, - говорит генеральный директор ФЦПФ Александр Баженов. -  Частный бизнес получает возможность принять участие в реализации проектов, тщательно подготовленных с точки зрения юридических, экономических, регуляторных аспектов и способных привлечь долгосрочное финансирование. Такой подход к развитию территорий позволяет объединить возможности институтов развития и энергию бизнеса».

По словам президента группы компаний «Олимпик Сити» Алексея Семеняченко, применение механизмов государственно-частного партнерства, компетенций и финансовых инструментов группы «Внешэкономбанка» позволит реализовывать сложные и капиталоемкие девелоперские проекты, как в области градостроительства, так и в области инфраструктуры.

«Данный проект мы начали готовить еще в 2010 году с формирования нового города в Забайкальском районе Забайкальского края. В соседнюю Маньчжурию ежегодно приезжает 5-6 млн туристов, - пояснил «Эксперт Online» заместитель генерального директора «Олимпик Сити» Дмитрий Рябов. -  Часть  их мы и планируем привлечь в Россию, на Байкал и другие живописные зоны Сибири и Дальнего Востока».

Проект «Индустриально-туристического коридора Байкал-Китай-Приморье» включает в себя строительство трех новых городов - агломераций: в западной части озера Байкал  (от порта Байкал в Иркутской области до порта Выдрино на территории Республики Бурятия) в Забайкальском районе Забайкальского края, в Приморском крае.

Эти три агломерации будут соединены современным железнодорожными магистралями и автодорогами включая ВСМ. Отдельно рассматривается возможность сотрудничества России и КНР в части использования «старой» КВЖД.

«Таким образом, мы получим эффект социально - экономического развития от Иркутской области до Приморья, - пояснил Дмитрий Рябов. - Конечно, через цену билета и тариф на перевозку тонны грузов такой проект не окупить. Но если вдоль коридора развития реализовывать проекты комплексного развития прилегающих территорий, строить недвижимость и предприятия, то он окажется вполне прибыльным».

Проект «экономического коридора» на Дальнем Востоке сейчас просчитывает японский «Исследовательский Институт Номура». Уже в августе он завершит предварительную работу, и тогда станут известны ориентировочная инвестиционная емкость проекта.

«Суть экономического коридора в том, что он позволит увеличить капитализацию земель вокруг магистралей, - говорит Михаил Грудинин, генеральный директор российского института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», который выступил разработчиком проекта. – Только в Иркутской области запасы полезных ископаемых оцениваются в 5 млрд долларов. Но месторождения не разрабатывают из-за отсутствия транспортных артерий. Сейчас формируется консорциум инвесторов – среди них будут девелоперы, такие как «Олимпик Сити», они оплатят разработку проекта, уже зарезервировали земли. Затем подключатся все остальные – горно-рудные компании,  отельеры и девелоперы. Сейчас ведем переговоры с иностранными инвесторами. Но на первом этапе следует всего-то проложить 5-6 километров от Манчжурии до Байкальска – и мы уже привлечем 5-6 млн туристов к Байкалу. Это уже окупит дорогу за несколько лет».  

Как выяснилось, Министерство по развитию Дальнего Востока пока не имеет к столь масштабному по замыслу проекту никакого отношения. Но Михаил Грудинин планирует в ближайшее время обсудить с главой Минвостокразвития Александром Галушкой возможность его включения в проект федеральной целевой программы по развитию Дальнего Востока.
Заместитель министра развития Дальнего Востока Максим Шерейкин заверил «Эксперт Online», что ведомство готово оказать всемерную поддержку проекту.

«Не может не радовать, когда частный инвестор инициирует создание такой инфраструктуры. Не исключено, что мы рассмотрим и этот проект как пилотный для реализации по линии госпрограммы развития Дальнего Востока».

Курорт на Ставрополье будет конкурировать с Сочи и Крымом

Другой масштабный проект, который будет сопровождать ФЦПФ – строительство нового города-курорта в Минераловодстком районе Ставропольского края. Под его строительство девелоперская группа «Олимпик сити» уже консолидировала земельные участки площадью 700 Га. Здесь предполагается построить несколько оздоровительных санаториев, отелей, гостиниц, торговых центров, жилых микрорайонов, объекты соцкультбыта и развлекательные комплексы. Общая инвестиционная емкость проекта оценивается в 10 млрд долларов, объем строительства может составить до 7 млн квадратных метров недвижимости разного типа.

«Сейчас городская среда в районе Кавказских минеральных вод перегружена, здесь сейчас трудно создать девелоперский продукт, который будет хорошо продаваться, - пояснил «Эксперт Online»  Дмитрий Рябов, заместитель генерального директора «Олимпик Сити». - Мы же планируем создать здесь современный курортный город «с ноля», у которого возможности будут куда больше, чем у старого отеля в нынешней устаревшей городской среде. Пока нет ясности, будут здесь востребованы 10 отелей или 20, а может на начальном этапе больше будет востребован хороший микрорайон с апартаментами.  Но это непременно будет комплексная застройка со всеми объектами для быта и развлечений».

Предполагается, что туристов сюда будут привлекать лечебные минеральные воды, ореховая роща, лесопарковая зона, близость аэропорта, ж/д вокзала и доступные цены на билеты. Компания уже сейчас, на этапе подготовки и структурирования проекта инвестирует собственные средства, а в дальнейшем планирует привлекать заемное финансирование и партнеров-инвесторов. От государства ожидается содействие в строительстве инфраструктуры – инженерных коммуникаций и дорог.

«Будут рассматриваться разные варианты строительства инфраструктуры, - говорит Дмитрий Рябов. – Один из них – включение проекта в федеральные целевые программы. Не исключено, что Внешэкономбанк после рассмотрения проекта и бизнес-планов отдельных инфраструктурных проектов согласится на их кредитование».

Генеральный директор российского института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» Михаил Грудинин пояснил  «Эксперт Online», что они уже подготовили генплан развития территории, но до детальной планировки дело пока не дошло.

«Рассматривается вариант создания здесь игорной зоны, - говорит Михаил Грудини. – если это получится, то будут одни объекты в первую очередь. Если нет, то другие. Вообще, мы эту территорию нашли. Когда прорабатывали проект создания в Ставропольском крае особой экономической зоны. Предложили ее как уникальную РосОЭЗ, но они почему-то отказались. Но вот нашелся другой инвестор».

Вступит ли «Город здоровья» в конкуренцию за туристов с Сочи и Крымом, где так же расположены лечебные санатории? Мнения экспертов на этот счет разделились.

«Ставка на Минеральные воды сделана удачно, это уникальный курорт, он известен во всем мире своими целебными водами, которые излечивают от большого спектра болезней, - пояснил «Эксперт Online» Андрей Гаврилов, президент Альянса туристических агентств. - У нас очень многие туда и на другие целебные курорты ездят по линии фонда социального страхования – дети, пенсионеры, рабочие для восстановительного лечения. Перспективы есть, но надо, конечно, все тщательно просчитывать. Если проект удастся включить в федеральные целевые программы и таким образом удешевить строительство,  пребывание в местных санаториях будет вполне доступным. Если же только частные инвесторы будут участвовать, то проект трудно реализуем».

Профессор кафедры управления  бизнес-процессами в сфере производства и сервиса ФЭН РАНХиГС Галина Дехтярь полагает, что новый курорт может и «оттянуть» туристов из Крыма и Сочи.

«В Крыму почти все санатории обветшали, там не оборудованы пляжи, устарела коммунальная инфраструктура. А хорошие отели стоят дороже, чем даже некоторые новые в Сочи, - считает Галина Дехтярь. – Так что перспективы окупаемости здесь просматриваются, поскольку новая инфраструктура и недвижимость всегда востребованы. Если, конечно, они будут доступны по ценам. Но пока они все это построят, введут в эксплуатацию, получат сертификаты, укомплектуют штаты, пройдет очень много времени, и сейчас трудно сказать, как изменится туристическая индустрия».

Управляющий партнер консалтинговой группы «Collers international» Николай Казанцев полагает, что проект хотя и привлекательный, но рискованный.

«Если в этом участвует Внешэкономбанк, значит, предполагается определенная социальная значимость проекта. Но обычно в таких проектах возникает вопрос коммерческой окупаемости, - говорит Николай Казанцев. – Если делать ставку на санаторно-курортное лечение, то может проект и окупится. Что касается квартирной недвижимости и дорогих апартаментов. Здесь следует подходить очень взвешенно. Все таки центр притяжения здесь – это лечебные воды. Но за ними приезжают на две недели, месяц. Мало кто захочет из-за воды менять место жительства».

«Чтобы ответить на вопрос, насколько проект жизнеспособен, надо как минимум на площадке «Деловой России» собрать  с одной стороны профильных инвесторов в туризме (иностранных), которые имеют опыт и практику в таких вопросах в других странах или проектах - пояснил «Эксперт Online» Алексей Порфиненок, председатель отраслевого отделения по туризму «Деловой России». - Плюс экспертов отраслевых  отделений «Деловой России» в области консалтинга, инженерии, энергосбережения, экологии, плюс туроператоров, которые заранее скажут, при каких условиях и ценах они смогут загружать будущий объект. И тогда может выкристаллизоваться целесообразность этого проекта. В противном случае все будет по Черномырдину: кто- то думал, как лучше использовать деньги, а получилось как обычно. Никак».

В «Новой Москве» «Олимпик Сити» планирует начать свое сотрудничество с проекта по строительству жилого комплекса площадью около 500 тысяч квадратных метров. Проект оценивается больше, чем в 500 млн долларов.

Мост через Волгу оживит экономику Нижнего Новгорода

Наконец, третий масштабный проект, который будет сопровождать ФЦПФ – строительство мостового перехода через р. Волга в районе поселка Подновье Нижегородской области.

Общие инвестиции оцениваются в 100 млрд рублей, а строительство самого моста – в 40 млрд.

Для реализации проекта также учреждается совместная проектная компания в форме хозяйственного партнерства правительства региона  и ФЦПФ, которая будет осуществлять подготовку проекта и привлечение частного партнера для его реализации. В дальнейшем она будет наделена функциями по управлению проектом со стороны Нижегородской области.  

Потребность в проекте возникла в связи с необходимостью развития транспортной инфраструктуры агломерации  Нижнего Новгорода, а также снятия инфраструктурных ограничений развития территорий.

«ФЦПФ окажет содействие правительству Нижегородской области по формированию проекта для привлечения к его реализации частного инвестора, который обеспечит финансирование, новое строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства путем предоставления собственных компетенций, подбора, привлечения консультантов и управления ими, а также предоставит ресурсы Программы «Финансирование содействия проектам регионального и городского развития» на возвратной основе»,  - сообщил генеральный директор ФЦПФ Александр Баженов.

Предполагается, что мост в Подновье будет обслуживать одну из самых загруженных транспортных артерий «Запад-Восток» и перехватит большой трафик в агломерации Нижний Новгород –Бор. Проект планируется реализовывать в рамках контракта жизненного цикла. Доход от сбора платы за проезд будет поступать в казну региона и потом передаваться инвестору.  На строительство моста будет привлечен кредит на 3-5 лет. После ввода моста в эксплуатацию кредит будет заменен долгосрочным финансированием за счет выпуска и размещения облигаций частного инвестора среди институциональных инвесторов.

«Сейчас необходимо подготовить целый ряд документов для того, чтобы провести конкурс и определить инвестора, который будет реализовывать этот проект, - говорит губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. - Может быть, это будет несколько инвесторов. Сейчас необходимо выполнить несколько последовательных шагов. Во-первых, разработать транспортную модель объекта, в которую войдут и Нижний Новгород, и целый ряд территорий, которые находятся на левом берегу Волги. Вторая наша задача – это доработка финансово-экономической модели, конкурсной и контрактной документации. Затем уже можно будет приступать к процедуре отбора. Необходимо тщательно проверить каждого кандидата, так как проект стоит около  100 млрд рублей, из которых 40 млрд руб. – мостовой переход. Поэтому мы заключили сегодня соглашение с одной из структур Внешэкономбанка, которая будет оказывать нам такую помощь».

Справка

ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» (ФЦПФ) является 100% дочерним обществом  Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и  входит в Группу Внешэкономбанка.   ФЦПФ оказывает финансовую и экспертную поддержку в подготовке проектов регионального и городского развития, реализация которых планируется с привлечением внебюджетных инвестиций, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

http://expert.ru/2014/05/27/strojka/