Российская сфера ИКТ в последние годы остается среди лидеров по темпам развития. Спрос на услуги неуклонно растет, а их возможности стремительно расширяются. В 2001 – 2006 годы темпы роста сектора ИКТ превышали 20 процентов, что намного выше темпов роста ВВП.
Тем не менее, Россия пока не является крупным участником глобального рынка ИКТ и не входит в число 15-20 крупнейших его субъектов. В России на долю рынка ИКТ приходится 4,9 процента от ВВП, в контексте ОЭСР страна опережает только одну страну - Мексику. В 1999 году доля сектора составляла лишь 2,0 процента от ВВП (13 млрд. долларов), в 2006 году. – 3,5 процента от ВВП.
Развитие сектора информационных технологий проходит на фоне:
недостаточного распространения информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и государственном управлении;
диспропорций в уровне доступности информационных технологий;
слабого развития национального производства телекоммуникационного, компьютерного оборудования и базового программного обеспечения, отвечающих современным мировым стандартам;
структурно-технологической отсталости электронной промышленности;
несоответствия системы подготовки специалистов в сфере ИКТ международным стандартам.
Россия занимает третье место в мире по проникновению мобильной связи (после Китая и США) и по созданию ПО (после Индии и Китая) по экспортным заказам. Несмотря на это наблюдаются низкие по сравнению с ведущими странами объемы распространения услуг широкополосного доступа, особенно беспроводного и мобильного, неразвитость сферы платных услуг в Рунете.
В общем объеме сектора информационно-коммуникационных технологий в период 2003-2007 годов на услуги связи приходилось 65-70 процентов. Среднегодовой темп роста объема услуг связи в этот период приближался к 123 процентам. Наблюдаются тенденции увеличения в общем объеме услуг связи доли услуг подвижной, документальной связи при снижении доли услуг междугородной, внутризоновой, международной и местной телефонной связи.
Среди факторов, сдерживающих дальнейшее развитие сектора связи:
неравномерность развития инфраструктуры связи;
нехватка радиочастотного ресурса, необходимого для внедрения новых технологий;
работа части космических аппаратов за сроком активного существования;
недостаточное развитие технологий цифрового телерадиовещания;
первичное насыщение рынка подвижной связи и сокращение резерва для дальнейшего расширения абонентской базы;
отсталость инфраструктуры почтовой связи, препятствующей внедрению современных услуг.
Целями государственной политики развития информационно-коммуникационных технологий, согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития….», являются: создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг отрасли информационных и телекоммуникационных технологий.
Предполагается достижение следующих целевых ориентиров:
сохранение темпов роста рынка информационно-коммуникационных технологий, превышающих среднегодовые показатели роста экономики в 2-3 раза;
превращение ИКТ в одну из ведущих отраслей экономики с долей в ВВП более 10 процентов;
превращение России в нетто-экспортера информационных технологий.
Факторами (и условиями), обеспечивающими успешное развития сектора в среднесрочной перспективе, должны стать:
рост спроса со стороны промышленных потребителей на услуги по передаче информации как за счет роста в самих отраслях-потребителях, так и повышения значимости данного сектора в технологиях управления компаниями и роста объема передаваемой информации;
рост спроса со стороны населения на услуги по передаче голоса и данных по мере увеличения доходов населения (особенно в регионах), прежде всего, за счет:
- повышения распространенности компьютеров;
- роста спроса на услуги мобильной передачи данных;
повышения мобильности населения (прежде всего, досугового).
Следует также указать на дополнительные факторы роста, действие которых станет актуально в более долгосрочной перспективе.
распространение новых форм услуг в телевидении по мере перехода к цифровому стандарту вещания (интерактивное телевидение).
распространение форм удаленной работы специалистов.
Приоритетными направлениями развития ИКТ в долгосрочной перспективе являются:
Первое - формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг:
формирование единого информационного пространства;
развитие единой сети электросвязи страны, в том числе сетей связи третьего и последующих поколений;
обеспечение оказания универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации, расширение состава универсальных услуг;
обеспечение радиочастотным ресурсом перспективных технологий, в том числе за счет проведения конверсии радиочастотного спектра, обновление и развитие гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения;
переход к цифровому телерадиовещанию;
ликвидация «цифрового неравенства» между отдельными регионами;
развитие инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории страны;
создание на базе национального оператора почтовой связи универсального логистического и информационного оператора;
внедрение единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения.
Второе - повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе ИКТ:
содействие подключению к сети Интернет образовательных учреждений, музеев, больниц, библиотек и других социально-значимых организаций;
содействие внедрению дистанционного образования, дистанционного консультирования и обслуживания пациентов; предоставление гражданам социальных услуг с использованием ИКТ.
Третье - обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационно--коммуникационных технологий:
стимулирование применения ИКТ организациями и гражданами;
создание условий для развития конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий;
развитие механизмов венчурного финансирования в сфере ИКТ;
создание технопарков в сфере высоких технологий;
совершенствование законодательства и правоприменительной практики в области использования ИКТ;
развитие системы региональной информатизации.
Четвертое - повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти:
создание «электронного правительства», предусматривающего повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти;
обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена.
Пятое - противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России, включая обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем.
Инновационный вариант развития предусматривает ускоренное развитие сектора за счет реализации конкурентных преимуществ российской экономики в традиционных секторах, развития новых наукоемких секторов и экономики знаний.
Повышению темпов роста в секторе информационно-коммуникационных технологий будет способствовать активная модернизация его инфраструктуры, рост спроса на информационные услуги, увеличение предпринимательской активности, распространение компьютерной грамотности населения.
Предполагается решение следующих задач:
модернизация инфраструктуры федеральной почтовой связи, предполагающей реконструкцию объектов почтовой связи, создание инфраструктуры для предоставления почтовых, финансовых, розничных и государственных услуг;
развитие единой сети электросвязи, в том числе сетей третьего поколения, позволяющих пользоваться видеотелефонной связью, высокоскоростным доступом в Интернет, осуществлять просмотр на мобильном телефоне фильмы и телепрограммы, что привлечет дополнительных клиентов, подключенных к сетям сотовой связи;
развитие цифрового телерадиовещания, позволяющего обеспечить увеличение количества и качества принимаемых телевизионных программ, организовать получение интерактивных услуг.
По мнению экспертов, порядок развития подсекторов будет следующим. На базе текущих инвестиций и инвестиций ближайших лет (в направлении кабельного ТВ и широкополосного доступа, затем услуг распространения, преодоления цифрового неравенства между регионами, а также в направлении сборки различного ИКТ-оборудования) в первые 5-7 лет сектора будут развиваться ровно с некоторой доминантой ТК, затем, после стабилизации ТК, проявятся инвестиции, сделанные в ИТ-сектор.
Инновационный вариант развития отрасли предполагает к 2020 году рост объема услуг связи по сравнению с 2007 годом более чем в 10 раз (в 2015 году по сравнению с 2010 годом – в 2,6 раза, в 2020 году по сравнению с 2015 годом – в 2,7 раза). Потребность в дополнительных инвестициях в основной капитал операторов связи за период 2008-2020 годы оценивается в 2,5 трлн. рублей.
Объем рынка информационных технологий к 2020 году возрастет по сравнению с 2007 годом в 5,9 раз. По сравнению с инерционным вариантом предполагаются более высокие темпы изменения структуры в сторону сокращения доли аппаратных средств при одновременном увеличении доли рынка программных средств и рынка услуг. Переход на формирование рынков программных продуктов и предоставления услуг будет основной тенденцией развития информационных технологий и не потребует серьезных капитальных вложений в здания и оборудование. Решающее значение будет иметь развитие высокого образовательного уровня граждан.
Таблица 32 - Структура услуг связи, %
Тем не менее, Россия пока не является крупным участником глобального рынка ИКТ и не входит в число 15-20 крупнейших его субъектов. В России на долю рынка ИКТ приходится 4,9 процента от ВВП, в контексте ОЭСР страна опережает только одну страну - Мексику. В 1999 году доля сектора составляла лишь 2,0 процента от ВВП (13 млрд. долларов), в 2006 году. – 3,5 процента от ВВП.
Развитие сектора информационных технологий проходит на фоне:
недостаточного распространения информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и государственном управлении;
диспропорций в уровне доступности информационных технологий;
слабого развития национального производства телекоммуникационного, компьютерного оборудования и базового программного обеспечения, отвечающих современным мировым стандартам;
структурно-технологической отсталости электронной промышленности;
несоответствия системы подготовки специалистов в сфере ИКТ международным стандартам.
Россия занимает третье место в мире по проникновению мобильной связи (после Китая и США) и по созданию ПО (после Индии и Китая) по экспортным заказам. Несмотря на это наблюдаются низкие по сравнению с ведущими странами объемы распространения услуг широкополосного доступа, особенно беспроводного и мобильного, неразвитость сферы платных услуг в Рунете.
В общем объеме сектора информационно-коммуникационных технологий в период 2003-2007 годов на услуги связи приходилось 65-70 процентов. Среднегодовой темп роста объема услуг связи в этот период приближался к 123 процентам. Наблюдаются тенденции увеличения в общем объеме услуг связи доли услуг подвижной, документальной связи при снижении доли услуг междугородной, внутризоновой, международной и местной телефонной связи.
Среди факторов, сдерживающих дальнейшее развитие сектора связи:
неравномерность развития инфраструктуры связи;
нехватка радиочастотного ресурса, необходимого для внедрения новых технологий;
работа части космических аппаратов за сроком активного существования;
недостаточное развитие технологий цифрового телерадиовещания;
первичное насыщение рынка подвижной связи и сокращение резерва для дальнейшего расширения абонентской базы;
отсталость инфраструктуры почтовой связи, препятствующей внедрению современных услуг.
Целями государственной политики развития информационно-коммуникационных технологий, согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития….», являются: создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг отрасли информационных и телекоммуникационных технологий.
Предполагается достижение следующих целевых ориентиров:
сохранение темпов роста рынка информационно-коммуникационных технологий, превышающих среднегодовые показатели роста экономики в 2-3 раза;
превращение ИКТ в одну из ведущих отраслей экономики с долей в ВВП более 10 процентов;
превращение России в нетто-экспортера информационных технологий.
Факторами (и условиями), обеспечивающими успешное развития сектора в среднесрочной перспективе, должны стать:
рост спроса со стороны промышленных потребителей на услуги по передаче информации как за счет роста в самих отраслях-потребителях, так и повышения значимости данного сектора в технологиях управления компаниями и роста объема передаваемой информации;
рост спроса со стороны населения на услуги по передаче голоса и данных по мере увеличения доходов населения (особенно в регионах), прежде всего, за счет:
- повышения распространенности компьютеров;
- роста спроса на услуги мобильной передачи данных;
повышения мобильности населения (прежде всего, досугового).
Следует также указать на дополнительные факторы роста, действие которых станет актуально в более долгосрочной перспективе.
распространение новых форм услуг в телевидении по мере перехода к цифровому стандарту вещания (интерактивное телевидение).
распространение форм удаленной работы специалистов.
Приоритетными направлениями развития ИКТ в долгосрочной перспективе являются:
Первое - формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг:
формирование единого информационного пространства;
развитие единой сети электросвязи страны, в том числе сетей связи третьего и последующих поколений;
обеспечение оказания универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации, расширение состава универсальных услуг;
обеспечение радиочастотным ресурсом перспективных технологий, в том числе за счет проведения конверсии радиочастотного спектра, обновление и развитие гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения;
переход к цифровому телерадиовещанию;
ликвидация «цифрового неравенства» между отдельными регионами;
развитие инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории страны;
создание на базе национального оператора почтовой связи универсального логистического и информационного оператора;
внедрение единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения.
Второе - повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе ИКТ:
содействие подключению к сети Интернет образовательных учреждений, музеев, больниц, библиотек и других социально-значимых организаций;
содействие внедрению дистанционного образования, дистанционного консультирования и обслуживания пациентов; предоставление гражданам социальных услуг с использованием ИКТ.
Третье - обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационно--коммуникационных технологий:
стимулирование применения ИКТ организациями и гражданами;
создание условий для развития конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий;
развитие механизмов венчурного финансирования в сфере ИКТ;
создание технопарков в сфере высоких технологий;
совершенствование законодательства и правоприменительной практики в области использования ИКТ;
развитие системы региональной информатизации.
Четвертое - повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти:
создание «электронного правительства», предусматривающего повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти;
обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена.
Пятое - противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России, включая обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем.
Инновационный вариант развития предусматривает ускоренное развитие сектора за счет реализации конкурентных преимуществ российской экономики в традиционных секторах, развития новых наукоемких секторов и экономики знаний.
Повышению темпов роста в секторе информационно-коммуникационных технологий будет способствовать активная модернизация его инфраструктуры, рост спроса на информационные услуги, увеличение предпринимательской активности, распространение компьютерной грамотности населения.
Предполагается решение следующих задач:
модернизация инфраструктуры федеральной почтовой связи, предполагающей реконструкцию объектов почтовой связи, создание инфраструктуры для предоставления почтовых, финансовых, розничных и государственных услуг;
развитие единой сети электросвязи, в том числе сетей третьего поколения, позволяющих пользоваться видеотелефонной связью, высокоскоростным доступом в Интернет, осуществлять просмотр на мобильном телефоне фильмы и телепрограммы, что привлечет дополнительных клиентов, подключенных к сетям сотовой связи;
развитие цифрового телерадиовещания, позволяющего обеспечить увеличение количества и качества принимаемых телевизионных программ, организовать получение интерактивных услуг.
По мнению экспертов, порядок развития подсекторов будет следующим. На базе текущих инвестиций и инвестиций ближайших лет (в направлении кабельного ТВ и широкополосного доступа, затем услуг распространения, преодоления цифрового неравенства между регионами, а также в направлении сборки различного ИКТ-оборудования) в первые 5-7 лет сектора будут развиваться ровно с некоторой доминантой ТК, затем, после стабилизации ТК, проявятся инвестиции, сделанные в ИТ-сектор.
Инновационный вариант развития отрасли предполагает к 2020 году рост объема услуг связи по сравнению с 2007 годом более чем в 10 раз (в 2015 году по сравнению с 2010 годом – в 2,6 раза, в 2020 году по сравнению с 2015 годом – в 2,7 раза). Потребность в дополнительных инвестициях в основной капитал операторов связи за период 2008-2020 годы оценивается в 2,5 трлн. рублей.
Объем рынка информационных технологий к 2020 году возрастет по сравнению с 2007 годом в 5,9 раз. По сравнению с инерционным вариантом предполагаются более высокие темпы изменения структуры в сторону сокращения доли аппаратных средств при одновременном увеличении доли рынка программных средств и рынка услуг. Переход на формирование рынков программных продуктов и предоставления услуг будет основной тенденцией развития информационных технологий и не потребует серьезных капитальных вложений в здания и оборудование. Решающее значение будет иметь развитие высокого образовательного уровня граждан.
Таблица 32 - Структура услуг связи, %
Таблица 33 - Структура рынка информационных технологий, %
Таблица 34 - Основные показатели прогноза развития информационно коммуникационных технологий
Развитию рынка информационных технологий будет способствовать:
внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу и государственное управление;
развитие отечественного производства в сфере информационно-коммуникационных технологий, в том числе реализация комплекса программных решений по развитию микроэлектроники;
оживление ситуации на рынке информационных технологий за счет реализации приоритетных национальных проектов, а также отраслевых и региональных стратегий развития;
стимулирование развития рынка информационных технологий, в том числе создание технопарков в области высоких технологий, развитие механизмов венчурного финансирования;
продвижение на мировой рынок российских предприятий отрасли информационно-коммуникационных технологий, укрепление позиций России в международных отраслевых организациях;
реализация мер налоговой и таможенной политики, нацеленных на стимулирование организаций, действующих в области информационных технологий.
Реализация указанных мероприятий позволит увеличить количество компьютеров на 100 человек в 2020 году по сравнению с первым вариантом в 1,45 раза до 87 единиц. Количество пользователей сети Интернет на 100 человек населения по сравнению с первым вариантом возрастет в 2020 году в 1,45 раза до 90 единиц.
В период до 2020 года будут решены следующие задачи:
полная телефонизация населенных пунктов;
расширение состава универсальной услуги;
обновление и развитие государственной группировки спутниковых систем связи и вещания гражданского назначения;
развитие цифрового телерадиовещания;
создание интегрированной инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления;
создание на базе национального оператора почтовой связи универсального логистического и информационного оператора;
дальнейшее развитие систем связи на базе цифровых электронных систем;
развитие подвижной радиотелефонной связи третьего и следующих поколений;
проведение конверсии радиочастотного спектра;
внедрение единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения;
создание и непрерывное функционирование технопарков в сфере высоких технологий.
внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу и государственное управление;
развитие отечественного производства в сфере информационно-коммуникационных технологий, в том числе реализация комплекса программных решений по развитию микроэлектроники;
оживление ситуации на рынке информационных технологий за счет реализации приоритетных национальных проектов, а также отраслевых и региональных стратегий развития;
стимулирование развития рынка информационных технологий, в том числе создание технопарков в области высоких технологий, развитие механизмов венчурного финансирования;
продвижение на мировой рынок российских предприятий отрасли информационно-коммуникационных технологий, укрепление позиций России в международных отраслевых организациях;
реализация мер налоговой и таможенной политики, нацеленных на стимулирование организаций, действующих в области информационных технологий.
Реализация указанных мероприятий позволит увеличить количество компьютеров на 100 человек в 2020 году по сравнению с первым вариантом в 1,45 раза до 87 единиц. Количество пользователей сети Интернет на 100 человек населения по сравнению с первым вариантом возрастет в 2020 году в 1,45 раза до 90 единиц.
В период до 2020 года будут решены следующие задачи:
полная телефонизация населенных пунктов;
расширение состава универсальной услуги;
обновление и развитие государственной группировки спутниковых систем связи и вещания гражданского назначения;
развитие цифрового телерадиовещания;
создание интегрированной инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления;
создание на базе национального оператора почтовой связи универсального логистического и информационного оператора;
дальнейшее развитие систем связи на базе цифровых электронных систем;
развитие подвижной радиотелефонной связи третьего и следующих поколений;
проведение конверсии радиочастотного спектра;
внедрение единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения;
создание и непрерывное функционирование технопарков в сфере высоких технологий.
Таблица 35 - Основные показатели развития информационно-коммуникационных технологий и связи
Основные вызовы, ограничения и риски благоприятного развития сектора связаны с действием следующих факторов.
Высокая степень государственного регулирования, прежде всего, в части выдачи свободных радиочастот и лицензирования деятельности, потенциально замедляющая распространение ряда новых услуг (по-видимому, особенно в среднесрочной перспективе).
Специфический риск развития этого крайне быстрорастущего сектора – опасность неверной оценки новых открывающихся альтернатив и возможностей развития при принятии решений об инвестировании.
Для отдельных сегментов (почтовые, телеграфные, «стандартные» телефонные услуги, радиовещание) – медленные темпы роста рынков или абсолютное сокращение их масштабов вследствие изменений в структуре спроса («естественное отмирание»).
Кроме того, следует учитывать специфический фактор развития сектора, приходящийся на среднесрочную перспективу. Это переход заметной части сегментов отрасли (мобильная связь, услуги по передаче данных) от режима «экспоненциального роста» к режиму «медленного роста», формирующий ряд вызовов для компаний: смену приоритетов развития, схем управления и т.п.
Одной из первоочередных задач является создание (в том числе, через адаптацию импортных решений в сфере ИКТ) конвергентных технологий, объединяющих достижения ИКТ (датчики, коммуникационные устройства и др.) и среднетехнологичное машиностроительное производство (причем, как на всех этапах производства – разработки, производства и модернизации продукции, так и собственно машинотехнической продукции). Отставание по этим направлениям грозит несоответствием российских машин и оборудования мировым стандартам.
Не подлежит сомнению тот факт, что огромное влияние на состояние отрасли оказывает кризисное положение российской электронной промышленности, развитие которой за последние пятнадцать лет в России было фактически заморожено: отсутствие спроса на производимую продукцию и инвестиций для технического перевооружения привели к разрушению кооперационных связей и существенному росту отставания от мировых лидеров в сфере микроэлектроники.
По данным Федерального агентства по промышленности РФ, сегодня утрачено от 40 до 50 % отечественных технологий и разработок 1970-80-х гг., доля российских производителей на рынке в среднем составляет 10-15%, а в ряде сегментов она упала практически до нуля.
Цель государственной политики в сфере радиоэлектронной промышленности заключается в повышении уровня технологического развития отечественной радиоэлектронной промышленности до мирового уровня и повышении конкурентоспособности ее продукции на внутреннем и мировом рынках сбыта.
Приоритетными направлениями развития радиоэлектронной промышленности станут.
создание современной научно-технической и производственно-технологической базы
создание научно-технического задела по перспективным технологиям и конструкциям электронных компонентов, унифицированных узлов и блоков радиоэлектронной аппаратуры в обеспечении российской продукции и стратегически значимых систем.
обеспечение отечественных стратегических радиоэлектронных средств и систем российской электронной компонентной базой.
В числе приоритетных направлений:
вакуумная сверхвысокочастотная электроника – поддержание и развитие в этой области технологий, соответствующих мировому уровню;
унификация электронных модулей и базовых несущих конструкций, сокращение номенклатуры составных частей радиоэлектронной аппаратуры в два раза при постоянном объеме производства ведет к снижению издержек на 20-25% при падении скорости работ в полтора раза и значительном снижении резервного фонда запасных частей;
освоение типовых базовых технологических процессов производства унифицированных электронных модулей, устройств и аппаратуры. В рамках программы предусматривается организация ряда производств, на которых будут изготавливаться унифицированные электронные модули;
развитие технологий создания радиоэлектронных систем и комплексов. В рамках этого направления планируется разработать новые технологии создания радиоэлектронных информационно-управляющих систем и комплексов, технологии обеспечения информационной безопасности, технологии обработки сигналов.
В период до 2015 г. основным направлением будет поддержка проектов, направленных на восстановление научно-технологической базы с использованием импортных технологий. Здесь приоритетами развития должны стать сверхвысокочастотная электроника, радиационно-стойкая электронная компонентная база, микросистемная техника, микроэлектроника; технологии создания радиоэлектронных систем и комплексов, развитие сети межотраслевых и отраслевых центров проектирования микроэлектронных компонентов.
Далее, в период 2015-2025 гг. и дальнейшую перспективу, планируется переход к внедрению грид-технологий (grid computing technology). Внедрение подобных технологий позволит обеспечить становление на базе ИКТ системы непрерывного обучения (lifelong learning — обучения в течение жизни). На этот этапе наиболее важным станет переход от технико-внедренческих зон, связанных с оффшорным программированием к развитию технологий "программного проектирования", в частности создание методов инженерного проектирования программ (software engineering), связанных с т.н. технологиями "автоматного программирования".
В целом, несмотря на объективные трудности, прежде всего тяжелые «стартовые» условия, перспективы развития ИКТ внутри России, направленные на удовлетворение растущего внутреннего спроса, следует оценить как довольно благоприятные. По новой продукции и ИТ-секторам возможно доминирование российских ИКТ-продуктов, по остальным возможно если не импортозамещение, то ослабление зависимости от импорта до уровня, обеспечивающего информационную безопасность страны.
Напротив, возможности предложения российских технологий, продукции и услуг на мировом рынке ограничены. Мировой рынок ИКТ является высоко конкурентным и самодостаточным (причем имеются избыточные производственные мощности), в основных секторах которого действуют мощные ТНК. Поэтому выход на данный рынок с конкурентоспособными предложениями является весьма неординарной задачей.
Участники рынка ИКТ отмечают, что в настоящее время Россия демонстрирует целенаправленную государственную политику по развитию ИКТ, а разработчики и производители ИКТ-продуктов - энтузиазм, желание переломить тенденцию национальной зависимости от импорта оборудования и ПО, занять значимую позицию на глобальном рынке в статусе экспортера ПО.
http://protown.ru/information/hide/4485.html
Высокая степень государственного регулирования, прежде всего, в части выдачи свободных радиочастот и лицензирования деятельности, потенциально замедляющая распространение ряда новых услуг (по-видимому, особенно в среднесрочной перспективе).
Специфический риск развития этого крайне быстрорастущего сектора – опасность неверной оценки новых открывающихся альтернатив и возможностей развития при принятии решений об инвестировании.
Для отдельных сегментов (почтовые, телеграфные, «стандартные» телефонные услуги, радиовещание) – медленные темпы роста рынков или абсолютное сокращение их масштабов вследствие изменений в структуре спроса («естественное отмирание»).
Кроме того, следует учитывать специфический фактор развития сектора, приходящийся на среднесрочную перспективу. Это переход заметной части сегментов отрасли (мобильная связь, услуги по передаче данных) от режима «экспоненциального роста» к режиму «медленного роста», формирующий ряд вызовов для компаний: смену приоритетов развития, схем управления и т.п.
Одной из первоочередных задач является создание (в том числе, через адаптацию импортных решений в сфере ИКТ) конвергентных технологий, объединяющих достижения ИКТ (датчики, коммуникационные устройства и др.) и среднетехнологичное машиностроительное производство (причем, как на всех этапах производства – разработки, производства и модернизации продукции, так и собственно машинотехнической продукции). Отставание по этим направлениям грозит несоответствием российских машин и оборудования мировым стандартам.
Не подлежит сомнению тот факт, что огромное влияние на состояние отрасли оказывает кризисное положение российской электронной промышленности, развитие которой за последние пятнадцать лет в России было фактически заморожено: отсутствие спроса на производимую продукцию и инвестиций для технического перевооружения привели к разрушению кооперационных связей и существенному росту отставания от мировых лидеров в сфере микроэлектроники.
По данным Федерального агентства по промышленности РФ, сегодня утрачено от 40 до 50 % отечественных технологий и разработок 1970-80-х гг., доля российских производителей на рынке в среднем составляет 10-15%, а в ряде сегментов она упала практически до нуля.
Цель государственной политики в сфере радиоэлектронной промышленности заключается в повышении уровня технологического развития отечественной радиоэлектронной промышленности до мирового уровня и повышении конкурентоспособности ее продукции на внутреннем и мировом рынках сбыта.
Приоритетными направлениями развития радиоэлектронной промышленности станут.
создание современной научно-технической и производственно-технологической базы
создание научно-технического задела по перспективным технологиям и конструкциям электронных компонентов, унифицированных узлов и блоков радиоэлектронной аппаратуры в обеспечении российской продукции и стратегически значимых систем.
обеспечение отечественных стратегических радиоэлектронных средств и систем российской электронной компонентной базой.
В числе приоритетных направлений:
вакуумная сверхвысокочастотная электроника – поддержание и развитие в этой области технологий, соответствующих мировому уровню;
унификация электронных модулей и базовых несущих конструкций, сокращение номенклатуры составных частей радиоэлектронной аппаратуры в два раза при постоянном объеме производства ведет к снижению издержек на 20-25% при падении скорости работ в полтора раза и значительном снижении резервного фонда запасных частей;
освоение типовых базовых технологических процессов производства унифицированных электронных модулей, устройств и аппаратуры. В рамках программы предусматривается организация ряда производств, на которых будут изготавливаться унифицированные электронные модули;
развитие технологий создания радиоэлектронных систем и комплексов. В рамках этого направления планируется разработать новые технологии создания радиоэлектронных информационно-управляющих систем и комплексов, технологии обеспечения информационной безопасности, технологии обработки сигналов.
В период до 2015 г. основным направлением будет поддержка проектов, направленных на восстановление научно-технологической базы с использованием импортных технологий. Здесь приоритетами развития должны стать сверхвысокочастотная электроника, радиационно-стойкая электронная компонентная база, микросистемная техника, микроэлектроника; технологии создания радиоэлектронных систем и комплексов, развитие сети межотраслевых и отраслевых центров проектирования микроэлектронных компонентов.
Далее, в период 2015-2025 гг. и дальнейшую перспективу, планируется переход к внедрению грид-технологий (grid computing technology). Внедрение подобных технологий позволит обеспечить становление на базе ИКТ системы непрерывного обучения (lifelong learning — обучения в течение жизни). На этот этапе наиболее важным станет переход от технико-внедренческих зон, связанных с оффшорным программированием к развитию технологий "программного проектирования", в частности создание методов инженерного проектирования программ (software engineering), связанных с т.н. технологиями "автоматного программирования".
В целом, несмотря на объективные трудности, прежде всего тяжелые «стартовые» условия, перспективы развития ИКТ внутри России, направленные на удовлетворение растущего внутреннего спроса, следует оценить как довольно благоприятные. По новой продукции и ИТ-секторам возможно доминирование российских ИКТ-продуктов, по остальным возможно если не импортозамещение, то ослабление зависимости от импорта до уровня, обеспечивающего информационную безопасность страны.
Напротив, возможности предложения российских технологий, продукции и услуг на мировом рынке ограничены. Мировой рынок ИКТ является высоко конкурентным и самодостаточным (причем имеются избыточные производственные мощности), в основных секторах которого действуют мощные ТНК. Поэтому выход на данный рынок с конкурентоспособными предложениями является весьма неординарной задачей.
Участники рынка ИКТ отмечают, что в настоящее время Россия демонстрирует целенаправленную государственную политику по развитию ИКТ, а разработчики и производители ИКТ-продуктов - энтузиазм, желание переломить тенденцию национальной зависимости от импорта оборудования и ПО, занять значимую позицию на глобальном рынке в статусе экспортера ПО.
http://protown.ru/information/hide/4485.html
Комментарии (0)