Управляющий партнер международной брокерской компании Brokstr Дмитрий Эдерман, рассказывает нашим читателям, каким образом лучше найти перспективные активы для инвестиций в новую экономику.

 

Солнечные панели, аккумуляторы,  беспилотный транспорт,  электромобили — все эти технологии на настоящий момент занимают только около 1% мирового рынка. Если вам хочется заработать на инвестициях в новую экономику – то необходимо поторопиться. Через десять-пятнадцать лет данные технологии будут массовыми.

 

Итак.

 

1. Аккумуляторы и накопители энергии

 

Все владельцы смартфонов или ноутбуков пользуются Li-ion аккумуляторами. С 1995 до 2010 год стоимость Li-ion батарей в среднем уменьшалась на 14% в год (в долларах на кВт*ч). 2009 год был переломным, потому что началось использование подобных аккумуляторов для автопрома и для энергетики. За счет роста инвестиций за последующие пять лет удешевление кВт*ч в год было уже около 16%.

 

Происходит удешевление аккумуляторов и за счет локализации производства. К примеру, в Tesla Model S используется около семи тысяч батареек, каждую из них можно сравнить с аккумулятором для смартфона. Стандартно производственный процесс выглядит следующим образом: литий добывается в Чили, в Аргентине или в Австралии, затем отправляется в Китай, там очищается до 99+%, и затем он отправляется в Корею или Японию, там упаковывают его и отправляют уже в Калифорнию, где Tesla их монтируют в электрокар Model S.

 

Для того, чтобы уменьшить стоимость производства подобных аккумуляторов на 30-50% за три года, Tesla строит Gigafactory в Неваде, и в ближайшее время собирается дополнительно построить еще два-четыре подобных завода.

 

Один завод станет иметь мощность в 50 ГВт*ч и даст возможность выпускатьв годоколо полумиллиона машин. Для сравнения – сто подобных заводов способны удовлетворить в электроэнергии всю мировую потребность.

 

Данное удешевление не учитывает технические инновации. Дополнительные технологические инновации способны дать еще как минимум 5% в год. Динамика снижения цен на батареи и увеличение плотности электроэнергии стимулирует рост рынка электромобилей и солнечной энергетики. Увеличивается запас хода электромобилей и возникает возможность хранить солнечную электроэнергию, которая в течение днянеравномернопоступает.

 

Во многом из-за успеха проектов Илона Маска конкуренты инвестируют или перенаправляют инвестиции в похожие проекты:

 

В 2015 году компания LG Chem сообщила о закрытии в Казахстане нефтехимического проекта на $4,2 млрд долларов. Эти средства были направлены в производство аккумуляторов.

 

Китайская компания BYD, которая является одним  из крупнейших производителей электромобилей (в основном для местного рынка) планирует в китайский аналог Gigafactory добавлять каждый год примерно по шесть ГВт мощностей и к 2020 году выйти на суммарную мощность в тридцать четыре ГВт (Tesla планирует выйти на тридцать пять ГВт к тому же моменту).

 

Компании Foxconn и LG к 2020 году добавят совместно еще двадцать два ГВт.

 

Компания Nissan собирается добавить 4,5 ГВт.

 

Samsung, Apple, Bosch, SDI, TDK и другие такжесобираются нарастить свои мощности по производству аккумуляторов и, вероятно, электромобилей.

 

2. Солнечная энергетика

 

С середины 1970-х годов двадцатого века цена солнечных панелей уменьшилась почти в двести раз. С 1990 года число установок солнечных станций разной мощности увеличивается в 2 раза каждые 2 года. При подобном темпе через четырнадцать лет солнечная энергетика будет обеспечиватьэлектроэнергией все человечество.

 

В некоторых странах уже достигнут паритет по цене между солнечной и традиционной энергетикой. Планируется, что в ближайшие годы в некоторых местах стоимость солнечной энергии будет даже ниже стоимости ее передачи от ближних электростанций. В данном случае традиционные энергокомпаниибудут вынуждены поставлять электричество совершенно бесплатно или может быть даже с доплатой, чтобы хотя как-то конкурировать с солнечной энергией.

 

На многих рынках для больших потребителей электроэнергии уже в настоящее время солнечная энергия стоит дешевле любых традиционных аналогов. Стоимость составляет три-пять  центов за кВт*ч эквивалентна нефти по десять долларов за баррель, или газу по пять долларов за кубометр.

 

На всех больших мировых рынках технологический перелом в данно1 сфере произойдет уже в начале 20-х годов. Солнечная энергия и хранение энергии будут дешевле передачи энергии по проводам. В данный момент и должен случиться прорыв – экспоненциальный рост новых технологий в течение нескольких лет.

 

3. Электромобили

 

Для того чтобы выяснить, что Tesla Model S – это не просто игрушка для богатых людей, подобно Ferrari и Porsche, а это новый технологический прорыв, необходимо сравнить электромобили и автомобили с двигателем внутреннего сгорания.И на самом деле, здесь все очень просто.

 

Эффективность двигателя внутреннего сгорания порядка 25-40% (дизельные 40% и бензиновые 20-30%). Это означает, что оставшиеся 60-80% тратятся на преодоление в двигателесил трения и на тепловую энергию, которая идет в никуда.

 

У электродвигателя эффективность составляет примерно 80-95%, то есть в два, три, пять раз эффективней. Сам данный факт еще прорыва не обеспечивает. Но ежели учитывать, что электроэнергия намного дешевле, а цены на нее менее волатильны, чем цены на бензин и на дизельное топливо, то получается, что подобный  по характеристикам электромобиль станет расходовать меньше электричества в несколько раз.

 

В зависимости от страны и от источника энергии данные цифры могут колебаться от трех до десяти раз. Когда технология дает потенциально улучшения в десять раз, то с большой вероятностью – это является прорывом. А если вы еще и станет жить в доме, где будут установлены солнечные панели или какой-то другой свой источник возобновляемой энергии, то вы сумеете ваш автомобиль заправлять почти бесплатно – траты будут только на установкуветряков или самих панелей.

 

Обслуживание

 

У простой машины с ДВС более двух тысяч движущихся частей. В электромобилях подобных Tesla Model S их всего несколько десятков (двадцать-тридцать). Механика частей электромобиля намного проще и, соответственно, износ деталей очень маленький. По сути, необходимо менять лишь колеса, как в простом автомобиле, и через пять-семь лет, может быть, надо будет поменять аккумуляторы.

 

Если учесть цену покупки вместе с ценой обслуживания и ценами на электроэнергию, то уже в настоящий момент затраты на электромобиль намного меньше по сравнению с автомобилями с ДВС, а в будущем отрыв станет лишь увеличиваться.

 

Из-за малого износа и простоты обслуживания такие компании, как Tesla дают гарантию на бесконечный пробег.

 

Топливо

 

Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность – это цена на нефть и цена на батарею. Например, чтобы достигнуть паритета в стоимости автомобиля при цене на нефть в $30/барр, цена батареи должна опуститься до $150/кВт*ч.

 

Да, аккумулятор остается наиболее дорогой частью электромобиля. Но, как уже говорилось, с 2009 года цена батареи уменьшалась в среднем на 15-20% в год. Сейчас цена продолжает падать, ожидается, что к 2020 году цена упадет до $100/кВт*ч, что позволит электромобилям напрямую (без субсидий) конкурировать с традиционными автомобилями.

 

Это очень важный рубеж. Как только он будет преодолен, в два раза более мощные электромобили будут дешевле при покупке, к тому же они будут в несколько раз дешевле по обслуживанию и по затратам на топливо.

 

Есть ряд других важных условий, соблюдение которых позволит перейти электромобилям в массовый сегмент. Минимальная дальность хода должна быть не менее 320 км, время подзарядки не должно превышать полчаса, и средняя стоимость электромобиля должна упасть до $30 тыс. (в среднем новая машина в США стоит порядка $33 тыс.).

 

Когда все условия будут соблюдены, электромобили вытеснят практически все автомобили ДВС, как когда-то цифровые камеры практически полностью вытеснили пленочные (компания  Kodak в 2000 году имела выручку в $14 млрд., а уже в 2012 подала заявку на банкротство).

 

Традиционные автопроизводители это понимают:

 

Компания Ford собирается вложить до 2020 года $4.5 млрд в производство электромобилей. В ближайшее время она планирует перенести в новую экономику практически все развитие. Также Ford планирует зайти на рынок каршеринга и такси, наподобие Uber.

 

GM вложила $500 млн в Lyft – одного из главных конкурентов Uber. Кроме этого, GM купила компанию-разработчика беспилотных автомобилей Cruise за $1 млрд.

 

Кроме Tesla и BYD, готовят или уже выпустили свои модели электрокаров GM, BMW, Nissan, Kia, Ford – с дальностью хода в районе 300 км и ценой в районе $30-40 тыс. (в базовой комплектации без учета субсидий).

 

Однако, помимо очевидных на данный момент лидеров, особое внимание должно уделяться и другим технологическим компаниям (поскольку, как показывает история, большинство прорывов происходит не там, где все этого ждут). Так, ряд крупных компаний, которые никогда ранее не занимались производством автомобилей, вышли на этот рынок.

 

Например, компания Foxconn (крупнейший сборщик iPhone) еще в 2014 году инвестировала более $800 млн в разработку собственного электромобиля, стоимостью в районе $15 тыс.). А в марте этого года Foxconn объявила о своих планах инвестировать $1,4 млрд в производителя аккумуляторов для электрокаров CATL.

 

Ожидается, что к 2025 году производство электромобилей сможет удовлетворить потребности всего мирового рынка. А поскольку есть технические возможности в промышленных масштабах переделывать большинство автомобилей с ДВС в электромобили, то процесс массового перехода на электромобили может произойти и раньше.

 

Но есть еще более серьезный прорыв, который в симбиозе с хранением энергии, возобновляемой энергетикой и электромобилями может оказать колоссальное влияние на всю мировую экономику. Это беспилотный транспорт.

 

4. Беспилотный транспорт

 

Все крупнейшие автоконцерны агрессивно инвестируют в беспилотный транспорт. Многие из них уже анонсировали на 2018-2020 гг. выпуск автомобиля 4 уровня, что означает, что этим машинам никогда не требуются люди для управления.

 

Кейсы:

 

BMW начал агрессивно продвигать свою стратегию по внедрению автономного транспорта, продемонстрировав автономную версию i8 на выставке CES 2016. Там BMW официально объявил о том, что планирует совместно с Intel сделать все машины своей линейки электромобилей (серия i) автономными.

 

Автомобили компании Tesla уже на 90% автономны и станут на 100% автономными в 2018.

 

Компания Bosch построит завод по производству чипов для беспилотного транспорта стоимостью в 1 млрд. евро. Открытие завода планируется в 2019 году.

 

Uber также активно вкладывается в беспилотники. Для компании типа Uber, разработка беспилотных автомобилей позволит снизить стоимость поездки на такси на 90% – именно столько сейчас в среднем забирает за поездку себе водитель.

 

Когда же произойдет этот прорыв и насколько он изменит окружающий мир? Для того чтобы это понять, стоит привести примеры удешевления частей, необходимых для беспилотного вождения.

 

Лидар является одной из наиболее дорогих деталей, необходимых для автономной езды. Это вращающийся цилиндр, который обычно расположен на крыше. Лидар делает миллионы замеров в секунду, чтобы «видеть» окружающую обстановку. Когда в 2012 Google анонсировал дополнительную цену для частей, необходимых для своего беспилотного автомобиля, стоимостью в $150 тыс., то стоимость лидара составляла ровно половину от этой суммы.

 

Сейчас Google удалось снизить стоимость лидара до $7 тыс., то есть снижение цены составило 90% по сравнению с 2012 годом. Стоимость продолжает снижаться, в том числе из-за растущей конкуренции, а также благодаря постоянно растущим вычислительным возможностям процессоров.

 

На той же выставке CES 2016 Nvidia представила Nvidia Drive PX 2, второе поколение графических процессоров, специально предназначенных для автономных автомобилей. Такие компании, как Baidu, Tesla, Bosch и Toyota сотрудничают с Nvidia. Оптимизм инвесторов, связанный с ранними наработками Nvidia в области машинного обучения и искусственного интеллекта, позволил взлететь акциям компании с начала 2017 года на 64%.

 

Все это говорит об удешевлении технологий для беспилотных автомобилей и увеличении их доступности, которая будет только расти. Кроме того, к 2030 году концепция частного владения автомобилем выйдет из употребления – благодаря развитию концепции «автомобиль как сервис». Благодаря этому, общее количество легковых автомобилей упадет на 70-80% к 2030 году, когда весь новый транспорт будет электрическим и беспилотным.

 

Рынки, которые ждет передел

 

В результате инноваций огромное количество рынков ждет трансформация и передел. Кроме классического автомобилестроения, вот несколько самых очевидных (хотя таких рынков намного больше, особенно с учетом распространения технологий IoT).

 

Нефтяной рынок

 

Сейчас транспортный сектор потребляет более 60% нефтепродуктов. При массовом переходе на электромобили, нужда в таком количестве нефти отпадает. Очень небольшое количество электростанций работает на нефти, из-за дороговизны. В переходный период востребованы будут газовые электростанции, которые, в свою очередь, после 2030-2040 годов также перестанут быть нужны в таком количестве.

 

Электростанции

 

Электростанции, которые работают от ископаемых источников топлива, в том числе и ядерные электростанции. Все время дешевеющие альтернативные источники энергии (в особенности ветер и солнце) в симбиозе с накопителями энергии дадут возможность отказаться от традиционных электростанций. Случится децентрализация всей энергетической отрасли. Большинство домохозяйств сумеет перейти на самообеспечение электроэнергией. В первую очередь это сделают люди, которые живут в своих домах.

 

Парковки

 

В случае массового перехода на беспилотныеавтомобили нужда в парковках внутри города почти полностью отпадет. В настоящий момент автомобиль используется 4-5% времени, все остальное время он стоит на парковке. Когда будет эра беспилотного транспорта, автомобиль станет использоваться 80-90% времени.

 

Недвижимость

 

На месте, освободившемся за счет парковок, можно будет построить разную инфраструктуру. Но в то же время, из-за меньшего количества машин, жизнь в пригороде будетнамного более привлекательной, что будет способно вызвать кризис недвижимости в черте города.

 

Логистика

 

Беспилотный транспорт даст возможность сэкономить большое количество средств, убрав водителя, и при этом сильно оптимизировав всю отрасль.

 

Страховка

 

Так как более 90% аварий вызваны человеческим фактором, то убрав человека из-за руля, мы тем самым снизим риск аварий, что сильно повлияет на бизнес-модель страховых компаний. Многие наверняка и вовсе решат отказаться от страховки.