«Позитивная дискриминация» в экономике ЮАР

Недавний уход из жизни знаменитого борца с режимом апартеида в ЮАР Н. Манделы привлек внимание мировой общественности к программам южноафриканского правительства в сфере защиты прав некогда угнетавшейся части населения страны. Высокие идеалы расового равенства и справедливости оказалось весьма непросто претворить в жизнь. Это наглядно демонстрируют результаты «Политики экономического усиления чернокожего населения на широкой основе» (Broad-Based Black Economic Empowerment – B-BBEE), являющейся инструментом «позитивной дискриминации».

«Политика экономического усиления чернокожего населения на широкой основе» – это интегрированная социально-экономическая стратегия ЮАР, направленная на преодоление негативных последствий апартеида. Ее суть заключается в выравнивании расового баланса в экономике путем предоставления экономических преимуществ угнетавшимся при режиме апартеида слоям населения (чернокожим, цветным, индийцам и китайцам). Положение о B-BBEE было принято в 2003 г. и содержит ряд требований к компаниям, действующим на южноафриканском рынке.

Перечислим основные критерии B-BBEE:

•увеличение числа собственников компаний среди ранее подавлявшихся категорий граждан;

•увеличение доли занятого чернокожего и «цветного» населения на руководящих должностях компаний;

•равенство при приеме на работу, резервирование рабочих мест для чернокожего и «цветного» населения;

•повышение профессиональной квалификации работников;

•преимущественное размещение заказов для компаний, владельцы которых чернокожие;

•развитие предприятий;

•– продвижение инициатив по социально-экономическому развитию.

Доля трудоспособного чернокожего и «цветного» населения ЮАР составляет 80%, их доля в компании не должна быть ниже 80%. Подобное требование весьма непросто соблюсти, так как лишь 4,1% ранее угнетавшихся африканцев имеют высшее образование.

Если предприятие максимально соответствует всем критериям, то ему присваивается статус «Партнер B-BBEE 1 уровня», что гарантирует поддержку государства и преимущественное положение на рынке. Соответственно, если предприятие удовлетворяет минимальному набору критериев, то его статус определяется как «Партнер B-BBEE 8 уровня». При этом планка требований для компаний постоянно поднимается, что существенно осложняет ведение бизнеса.

Особого внимания заслуживает такой критерий, как равенство при приеме на работу. Смысл, вкладываемый в него правительством, несколько отличается от общепризнанного. Так, предприятия с числом работников свыше 50 человек или предприятия, годовой оборот которых превышает определенные значения, должны привести долю чернокожих на каждом уровне управления в соответствие с их долей в экономически активном населении страны. Поскольку доля трудоспособного чернокожего и «цветного» населения ЮАР составляет 80%, их доля в компании не должна быть ниже 80%. Подобное требование весьма непросто соблюсти, так как лишь 4,1% ранее угнетавшихся африканцев имеют высшее образование.

До 2014 г. предприниматели могли избежать наказания за несоответствие расового и гендерного состава своего предприятия целям B-BBEE, указав в качестве причины отсутствие квалифицированных кандидатов. Однако с января 2014 г., после внесения соответствующих поправок в Положение о B-BBEE, эта возможность исчезла.

«Позитивная дискриминация»: палка о двух концах

REUTERS/Siphiwe Sibeko
Южноафриканцы в поисках временной работы.
Октябрь, 2010

Международная конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, к которой присоединилась ЮАР, предписывает государствам-участникам «принимать, когда обстоятельства этого требуют, особые и конкретные меры в социальной, экономической, культурной и других областях с целью обеспечения надлежащего развития и защиты некоторых расовых групп или лиц, к ним принадлежащих…». Поэтому B-BBEE, как инструмент «позитивной дискриминации», имеет под собой серьезную международно-правовую базу.

Подобная практика существует не только в ЮАР. Так, в 2008 г. президент соседней южноафриканской страны Зимбабве Р. Мугабе подписал Закон «О национализации и экономическом усилении коренного населения». Согласно этому Закону до 50% компаний должны были быть переданы во владение лицам, подвергавшимся дискриминации во время политики сегрегации премьер-министра Яна Смита. «Позитивная дискриминация» законодательно закреплена также в Индии, Канаде, Малайзии, Намибии, Нигерии, Пакистане, США, Шри-Ланке и некоторых других странах [1].

Сторонники политики «позитивной дискриминации» аргументируют ее проведение необходимостью восстановления справедливости по отношению к подавлявшимся по каким-либо причинам группам населения. Как правило, это религиозные и этнические меньшинства, женщины и лица с ограниченными возможностями. Примечательно, что «позитивная дискриминация» в ЮАР приняла достаточно необычную форму: льготы и привилегии получило подавляющее большинство – чернокожее население, в руках которого сосредоточена власть в стране. При этом доля белых в ЮАР составляет всего 8,9%.

Подобная практика существует не только в ЮАР. Так, в 2008 г. президент соседней южноафриканской страны Зимбабве Р. Мугабе подписал Закон «О национализации и экономическом усилении коренного населения».

Получается, что B-BBEE не столько продвигает права чернокожих, сколько устанавливает «заградительные барьеры» в политике и экономике для белого меньшинства. Небезосновательно полагать, что подобные действия проистекают из боязни возвращения чрезмерного влияния белых в стране, поскольку память об апартеиде еще свежа. Отсюда напрашивается вывод: усиление чернокожих – это своеобразная месть за апартеид, которая носит в большей степени эмоциональный, нежели рациональный характер. С точки зрения апеллирования к чувствам населения B-BBEE полностью справляется со своей задачей.

To B-BBEE or not to B-BBEE

Благодаря перспективам, открывшимся вследствие введения B-BBEE, программа поначалу встретила широкую поддержку в ЮАР. Однако несоответствие между обещаниями правительства Африканского национального конгресса (АНК) и не всегда успешными результатами B-BBEE, в конечном итоге, вызвало разочарование у населения. Популистские лозунги и программы хороши в умеренных дозах, в противном случае электорат быстро пресыщается ими. Если в 2009 г., согласно опросам общественного мнения, поддержка правящей партии составляла 63%, то в январе 2014 г. за АНК были готовы проголосовать уже только 53% избирателей.

Почему население ЮАР во многом недовольно результатами политики «позитивной дискриминации»? Ответ на этот вопрос дает профессор Гуверовского института США Т. Соуэлл в своей монографии «Позитивная дискриминация в мире» [1]. Проанализировав итоги проведения политики «позитивной дискриминации» в различных странах, исследователь пришел к выводу, что во всех случаях доступ к привилегиям получает лишь небольшая часть населения с хорошим достатком [2]. Действительно, бедняки крайне редко идут в вузы или устраиваются на руководящие должности. Обеспеченным людям со связями «позитивная дискриминация» открывает широкие возможности в плане построения коррупционных схем и поощрения семейственности.

Исходя из официальной позиции южноафриканских властей, политика B-BBEE призвана обеспечить повышение уровня занятости, создание рабочих мест, выравнивание расового баланса среди экономически активного населения ЮАР. Однако экономические выгоды от ее проведения пока еще не стали очевидными. За десятилетие осуществления программы уровень безработицы в стране практически не изменился (в 2004 г. – 26%, в 2012 г. – 25%). При этом рост численности населения составлял в среднем 1,2% в год. Это говорит о том, что надежды на увеличение занятости не оправдались. Сама формулировка в программе B-BBEE о создании рабочих мест для лиц, подпадающих под ее действие, весьма спорная. В действительности создать рабочие места можно, только открыв новое предприятие и пригласив на работу определенное количество людей. В случае с ЮАР речь идет не о создании рабочих мест, а о вытеснении чернокожим населением белых коллег с уже занятых вакансий. Это явно не способствует увеличению ВВП и других показателей экономического развития страны.

В связи с этим небезынтересным представляется исследование профессора Университета Южной Африки Л. Крюгера, посвященное восприятию бизнес-сообществом ЮАР воздействия B-BBEE на их предприятия [3]. Примечательно, что большинство опрошенных – люди, которым B-BBEE создает наиболее благоприятные условия для экономической деятельности (на соответствующий вопрос 69,8% респондентов ответили положительно, а 71,8% заявили, что они относятся к категориям граждан, ранее подвергавшихся дискриминации).

Исследование проводилось по нескольким параметрам и показало неожиданные результаты (см. табл. 1).

Таким образом, восприятие B-BBEE непосредственными участниками экономической деятельности ЮАР, которым в своей работе ежедневно приходится сталкиваться с данной программой, оказалось негативным.

Еще одной проблемой, возникшей в результате неоправданно высоких темпов реализации B-BBEE, стала «утечка мозгов». После падения режима апартеида в 1994 г. из ЮАР выехало свыше 1,3 млн квалифицированных специалистов. Это привело к возникновению своеобразного эффекта мультипликатора – отъезд одного профессионала влечет за собой потерю работы, по меньшей мере, десятью неквалифицированными работниками.

Экономическое взаимодействие России и ЮАР: возможности и препятствия

Усиление чернокожих – это своеобразная месть за апартеид, которая носит в большей степени эмоциональный, нежели рациональный характер. С точки зрения апеллирования к чувствам населения B-BBEE полностью справляется со своей задачей.

За последнее десятилетие отношения между Россией и ЮАР вышли на новый уровень, что стало возможным благодаря активному взаимодействию двух стран как на двусторонней основе, так и в рамках БРИКС и «Большой двадцатки». В марте 2013 г. состоялся рабочий визит В.В. Путина в ЮАР, приуроченный к саммиту БРИКС в Дурбане. Стороны подписали Совместную Декларацию об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства между Россией и ЮАР и ряд двусторонних документов о сотрудничестве в области образования и науки, транспорта, энергетики и др. На 2014 г. запланировано открытие торгового представительства Российской Федерации в г. Йоханнесбурге.

Потенциал экономического сотрудничества России и ЮАР еще недостаточно раскрыт. По итогам 2013 г. товарооборот между двумя странами составил 1,72 млрд долл. , причем экспорт из России в ЮАР равнялся 291,4 млн долл. Это весьма невысокий показатель для партнеров по БРИКС. Дело в том, что схожесть структуры национального хозяйства двух стран несколько сужает возможности быстрого наращивания объемов взаимной торговли.

В то же время при сравнительно небольшом объеме товарооборота двустороннее инвестиционное сотрудничество может стать основой успешного экономического взаимодействия. На южноафриканском рынке уже сейчас присутствуют такие российские компании, как «Ренова», «Норильский никель», «Евраз Групп», «Ренессанс Капитал», «Северсталь». В России работают некоторые южноафриканские компании.

Южноафриканские партнеры проявляют заинтересованность в еще большем привлечении российских инвестиций в экономику ЮАР, создании совместных предприятий. Представители политического истеблишмента этой страны заявляют о своей готовности оказывать необходимое содействие российским бизнесменам. В 2006 г. был создан Деловой совет Россия–ЮАР, в состав которого вошли представители бизнес-сообщества обеих стран. Совет оказывает помощь в поиске заинтересованных в совместных проектах южноафриканских компаний, установлении контактов со специализированными органами власти ЮАР, а также предоставляет консультативную поддержку. Кроме того, с 2002 г. действует совместная межправительственная комиссия по торговому и экономическому сотрудничеству.

Однако, несмотря на предпринимаемые шаги, именно требования и ограничения B-BBEE не позволяют российским компаниям активно наращивать свое присутствие в ЮАР. Необходимость предоставлять рабочие места максимально возможному числу представителей чернокожего населения с недостаточно высокой квалификацией грозит предприятию рисками и убытками, поэтому российский бизнес с осторожностью выходит на южноафриканский рынок. Получается довольно противоречивая ситуация: с одной стороны, правительство и бизнес-структуры ЮАР прилагают немалые усилия, чтобы привлечь российские инвестиции, а с другой – эти усилия нивелируются политикой В-ВВЕЕ, которая существенно осложняет деятельность инвесторов.

Прогноз

Создать рабочие места можно, только открыв новое предприятие и пригласив на работу определенное количество людей. В случае с ЮАР речь идет не о создании рабочих мест, а о вытеснении чернокожим населением белых коллег с уже занятых вакансий.

Политика B-BBEE, один из козырей властей ЮАР, по всей вероятности, будет и дальше усиливаться и распространяться на новые сферы общественной жизни. Однако слишком быстрые темпы реализации программы в перспективе могут послужить причиной серьезного замедления экономического роста, в частности, из-за острой нехватки капитала, связанной с уходом иностранных инвесторов из страны, а также из-за недостаточно высокого внутреннего спроса.

В свою очередь, это будет наносить удар по занятости, прежде всего, среди молодежи (по данным Всемирного банка, уровень безработицы среди молодежи в ЮАР уже составляет 51%). Это настоящий «горючий материал», который питает леворадикальные настроения в стране.
Так, по мере возрастания социально-экономической напряженности набирает силу движение «Борцы за экономическую свободу» Дж. Малемы [4], выступающего с призывами провести национализацию, что не исключает использования силовых методов давления на правительство.


 
Кроме того, из-за недостаточно быстрого экономического развития ЮАР постепенно теряет роль регионального лидера. В настоящее время страна является одним из «моторов» интеграции в Африке, активно участвует в деятельности Африканского союза и Сообщества развития юга Африки [5]. Ослабление ЮАР не только отрицательно скажется на интеграционных процессах, но и ослабит весь Африканский континент политически. В результате идея решения африканских проблем силами самих африканцев станет абсолютно утопической.

Что касается развития экономических отношений между Россией и ЮАР, то здесь «позитивная дискриминация», вероятнее всего, будет играть роль тормоза. Это связано с усложнением условий ведения бизнеса в ЮАР из-за того, что компаниям приходится жертвовать прибылью и собственными интересами ради соответствия критериям B-BBEE. Поэтому выживание на южноафриканском рынке обеспечено лишь крупным корпорациям, ориентированным на сверхприбыль, в частности, российским компаниям, занятым в сфере добычи полезных ископаемых. Малый и средний бизнес сталкивается в ЮАР с серьезными трудностями и не спешит осваивать южноафриканский рынок, что оказывает негативное влияние на торгово-экономическое сотрудничество России и ЮАР.

1. Sowell Т. Affirmative Action in the World: An Empirical Study. Yale University Press, 2004. P. 1–22.

2.Ibidem. P. 166–190.

3.Krüger L.P. The Impact of Black Economic Empowerment (BEE) on South African Business: Focusing on Ten Dimensions of Business Performance // Southern African Business Review. 2011. Vol. 14. P. 42–69.

4. «Борцы за экономическую свободу» – леворадикальная организация под руководством бывшего главы «Молодежной лиги АНК» Джулиуса Малемы. Выступает за национализацию 60% предприятий в ЮАР.

5.Сообщество развития юга Африки (САДК) – интеграционное объединение 14 государств Южной Африки, основной целью которого является либерализация торгово-экономических связей между странами-членами.

http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3844#top