Ключевым фактором роста цен на электроэнергию является рост цен на основной вид топлива – газ, с учетом межтопливной конкуренции. Через рост цен на электроэнергию для большинства отечественных потребителей транслируется рост цен на газ (на энергетику приходится 55% внутреннего потребления газа). Также рост цен на электроэнергию дает наибольший вклад в инфляцию по сравнению с другими инфраструктурными отраслями.
Рост цен на электроэнергию оказывает значительное влияние на издержки всех отраслей экономики, и особенно на энергоемкие производства российских товаров, торгуемых на внешних рынках.
Высокий уровень цен на электроэнергию на розничном рынке стимулирует крупных потребителей товаров российской промышленности строить собственную генерацию или покупать электроэнергию на оптовом рынке, что для остальных потребителей, покупающих электроэнергию на розничном рынке – малого и среднего бизнеса, приводит к росту более высокому, чем в среднем.
Так, средние цены на электроэнергию для потребителей, кроме населения, в России в 2012 году были на треть ниже, чем в Европе и превысили цены для промышленности в США почти в 1,2 раза. С учетом прогнозируемого на 2014-2016 гг. увеличения цен на электроэнергию почти в 1,2 раза, к 2017 году разрыв между внутренними и европейскими ценами на электроэнергию сократится до 26-29%, и они будут превышать цены для промышленности в США в 1,3 раза, что является серьезным вызовом для конкурентоспособности российской экономики. При этом разница между внутренними ценами на электроэнергию для потребителей, кроме населения, и ценами в развитых странах почти на порядок меньше, чем на газ.
Рост цен на электроэнергию в долгосрочный прогнозный период прежде всего будет обусловлен ростом цен на топливо, вводом новых мощностей и ростом сетевых тарифов. При этом внутренние цены должны быть ниже европейских цен для промышленных потребителей (придерживаясь дисконта около 20%).
На оптовом рынке электрической энергии рост цен на электрическую энергию обусловлен ростом цен на топливо, вводом новых мощностей (новых генерирующих объектов (АЭС, ГЭС, ТЭС и на основе возобновляемых источников энергии) по договорам, обеспечивающим гарантию возврата инвестиций (договора предоставления мощности и иные договора).
Для предсказуемости цен на электрическую энергию в ближайшие годы предстоит сформировать целевую модель рынка электрической энергии (мощности), которая будет обеспечивать баланс уровня надежности энергоснабжения, стимулировать энергосбережение, оптимальный уровень инвестиционных расходов и выбор технологического решения, вести к усилению конкуренцию на оптовом рынке.
В консервативном сценарии (вариант 1) предполагается, что дисконт в 20% от европейской цены будет достигнут в 2027-2028 годах, в умеренно-оптимистичном сценарии (вариант 2) – в 2026-2027 годах. При этом регулирование динамики сетевых тарифов определяется уровнем инфляции за предшествующий год (декабрь к декабрю), а после достижения внутренними ценами 20% дисконта рост регулируемого тарифа может определяться динамикой цен для промышленных потребителей в Европе (Германия) с поправкой на обменный курс доллара США.
В форсированном сценарии (вариант 3) разрыв с ценами Германии достигнет 19% уже в 2016 году, поэтому ориентация цен на динамику в Европе предполагается уже с 2017 года с постепенным сокращением размера дисконта до 15% к 2025 году и до 10% к 2030 году. Индексация сетевых тарифов будет определяться с учетом установленного дисконта для цен на электроэнергию.
В целях создания финансовых условий для устойчивой деятельности сетевых компаний в период до 2030 года в электросетевом комплексе необходимо решить ряд структурных проблем: а) сократить потери электрической энергии в энергосетях при ее передаче и распределении, почти в два раза превышающие зарубежные показатели, за счет ввода современных и высокотехнологичных новых мощностей; б) значительно повысить эффективность инвестиционных расходов за счет увязки инвестиционных программ с целевыми показателями надежности и качества путем усиления контроля (к 2020 году предполагается снизить удельные инвестиционные расходы на 30% относительно уровня 2012 года); в) совершенствовать систему тарифного регулирования; г) сократить количество территориальных сетевых организаций в 2,5 раза в целях оптимального распределения ресурсов, связанных с их эксплуатацией, поддержанием и развитием.
Принятое решение об ограничении роста тарифов для населения в 2015-2016 годах коэффициентом 0,7 от уровня инфляции (декабрь к декабрю) предыдущего года приведет к увеличению масштабов перекрестного субсидирования, которое, по оценке, в 2012 году уже составило более 220 млрд. рублей.
Для снижения объема перекрестного субсидирования в прогнозе предусмотрен опережающий рост цен на электрическую энергию для населения. С 2017 года рост цен для населения будет определяться исходя из соотношения 1,1-1,3 превышения уровня инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года) до выхода на европейское соотношение цен на электроэнергию для промышленных потребителей и населения (1,3-1,4).
Прогноз роста тарифов на товары (услуги) инфраструктурных компаний
для населения и тарифов на услуги организаций ЖКХ в 2016-2030 гг. (по вариантам)
прирост цен (тарифов) в %, в среднем за год
|
Вариант |
2011-2015 |
2016-2020 |
2021-2025 |
2026-2030 |
2016-2030 |
---|---|---|---|---|---|---|
Рост оптовых цен на газ для населения % |
1 2 3 |
11,2 |
4,5 5,7 5,6 |
3,5 3,9 2,3 |
2,6 2,9 3,3 |
3,5 4,1 3,7 |
Рост тарифов на электроэнергию для населения на розничном рынке, % |
1 2 3 |
6,8 |
5,7 6,1 6,2 |
4,2 4,7 5,7 |
3,1 3,4 4,6 |
4,3 4,7 5,5 |
Соотношение тарифов на электроэнергию для населения и цен для прочих категорий потребителей, на конец периода (в разах) |
1 2 3 |
0,83 |
0,91 0,91 0,97 |
0,99 1,0 1,09 |
1,11 1,12 1,15 |
|
Тепловая энергия |
1 2 3 |
8,1 |
5,0 5,1 5,9 |
4,6 4,7 5,4 |
2,6 3,0 3,9 |
4,1 4,2 5,1 |
Справочно: Тарифы на услуги ЖКХ, % |
1 2 3 |
|
5,4 5,5 6,1 |
4,1 4,3 5,2 |
2,7 3,0 4,1 |
4,1 4,3 5,1 |
Инфляция (ИПЦ), % |
1 2 3 |
6,1 |
4,0 4,4 4,6 |
2,6 2,9 3,7 |
2,0 2,2 3,0 |
2,9 3,2 3,7 |
Комментарии (0)