Прогноз развития транспортной системы к 2030

В долгосрочной перспективе предполагается, что транспортная инфраструктура, мобильность населения и грузов будут расти опережающими темпами по сравнению с темпами роста ВВП. В то же время объемные параметры грузоперевозок будут расти медленнее ВВП и промышленности.

Ожидается, что в долгосрочной перспективе пассажирооборот транспорта общего пользования, исторически распределенный практически равномерно между автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом (примерно 30% каждый), поменяет свою структуру. Так уже к 2020 году 54% будет приходиться на воздушный транспорт, железнодорожный магистральный транспорт составит 21%, а автобусный упадет до 15%, при этом к 2030 году ситуация существенно не изменится относительно 2020 года. Наряду с авиационным транспортом значительный потенциал увеличения пассажирских перевозок есть у железнодорожного транспорта в сценарии реализации проектов высокоскоростных магистралей и организации раздельного движения пассажирских и грузовых поездов.

 

Виды транспорта

2012 г.

2020 г.

2030 г.

2020/2012 г., %

2030/2012 г., %

прогноз

1

2

1

2

1

2

1

2

Объем коммерческих перевозок грузов – всего, млн. тонн

3841,9

 

4307,3

 

4597,3

 

4836,7

 

5894,9

 

112,1

 

119,7

 

125,9

 

153,4

 

  в том числе:

 

железнодорожный общего пользования

1271,9

1396,8

1456,7

1637,4

1825,2

109,8

114,5

128,7

143,5

железнодорожный необщего пользования

705,3

776,2

812,6

914,2

1032,8

110,1

115,2

129,6

146,4

автомобильный

1704,9

1952,2

2138,1

2073,2

2799,5

114,5

125,4

121,6

164,2

внутренний водный

140,5

161,0

167,9

188,8

210,5

114,6

119,5

134,4

149,8

морской

18,4

19,7

20,6

21,2

24,9

107,4

112,4

115,6

135,5

воздушный

1,0

 

1,3

 

1,4

 

1,8

 

2,1

 

136,3

 

142,7

 

180,5

 

211,6

 

Коммерческий грузооборот – всего,    млрд. т-км

2490,1

 

2873,0

 

2996,8

 

3503,4

 

3920,9

 

115,4

 

125,6

 

140,7

 

164,3

 

    в том числе:

 

железнодорожный общего пользования

2222,4

2550,4

2659,7

3098,0

3453,3

114,8

119,7

139,4

155,4

железнодорожный необщего пользования

8,9

10,1

10,5

12,8

14,3

113,2

118,0

144,2

160,7

автомобильный

127,6

162,4

169,7

217,8

254,9

127,3

133,0

170,7

199,8

внутренний водный

80,8

94,1

98,1

111,7

124,5

116,4

121,4

138,2

154,

 

морской

45,3

49,2

51,6

53,8

63,1

108,7

113,8

118,8

139,3

воздушный

5,1

 

6,8

 

7,2

 

9,2

 

10,8

 

134,5

 

140,8

 

181,8

 

213,1

 

Пассажирооборот транспорта общего пользования – всего, млрд. пасс-км

523,4

 

720,8

 

749,4

 

839,6

 

943,3

 

137,7

 

143,2

 

160,4

 

180,2

 

в том числе:

 

железнодорожного

144,6

149,5

157,4

173,1

189,0

103,4

108,8

119,7

130,7

автобусного

124,4

113,0

115,1

125,3

139,8

90,8

92,5

100,7

112,4

городского электрического

58,0

67,8

69,8

83,4

98,9

116,9

120,3

143,8

170,6

внутреннего водного

0,63

0,64

0,65

0,70

0,74

101,1

103,6

111,0

117,1

воздушного

195,8

 

389,8

 

406,5

 

457,1

 

514,9

 

199,1

 

207,6

 

233,5

 

263,0

 

 

В рамках консервативного сценария прогноза предполагается преодоление основных «узких мест», однако развитие новых транспортных технологий и направлений в полной мере осуществить не удастся. Прогнозируется, что к 2020 году объем инвестиций составит 2,5 трлн. рублей, к 2030 году – 4,3 трлн. рублей. Из них в 2020 году на долю федерального бюджета будет приходиться порядка 862,5 млрд. рублей, 1091 млрд. рублей – на долю внебюджетных источников финансирования. В 2030 году из федерального бюджета будет выделено 1,3 трлн. рублей, внебюджетные источники составят 2,2 трлн. рублей. В 2014-2018 годах на реализацию инфраструктурных проектов планируется выделить из Фонда национального благосостояния 450 млрд. рублей. К 2022 году достигается задача по удвоению автомобильных дорог федерального значения.

Умеренно-оптимистичный сценарий (вариант 2) – помимо крупных инфраструктурных проектов, описанных в рамках консервативного сценария, характеризуется интенсивным развитием транспортной системы и преодолением основных «узких мест» до 2018 года в сочетании с запуском новых высокотехнологичных транспортных проектов. Увеличение протяженности и повышение технических характеристик транспортной сети, обновление парков транспортных средств и совершенствование технологий станут мощным стимулом дальнейшего экономического и социального развития страны.

Реализацию инфраструктурных проектов планируется завершить в 2018 году, затем планируется запустить строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали на направлении Москва-Екатеринбург,  строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали на направлении Москва – Санкт-Петербург. К 2022 году достигается задача по удвоению ввода автомобильных дорог федерального и регионального значения.

Общий объем средств ФНБ на реализацию инфраструктурных проектов составит 522 млрд. рублей. В частности, на строительство ВСМ-2 планируется направить 222 млрд. рублей и на строительство ЦКАД и железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне – по 150 млрд. рублей  соответственно.

Ожидается, что в 2020 году объем инвестиций составит 3,3 трлн. рублей, тогда как к 2030 году в случае реализации всех ключевых транспортных проектов их уровень может достичь 6,3 трлн. рублей.

Форсированный сценарий  (вариант 3)  характеризуется опережающим развитием транспортной инфраструктуры уже до 2020 года.

Ожидается, что в 2020 году объем инвестиций составит 5,5 трлн. рублей с достижением в 2030 году уровня 13,2 трлн. рублей. В данном варианте включены проекты развития высокоскоростных железнодорожных линий, в том числе планируется  осуществить строительство высокоскоростной железнодорожной линии на направлениях Москва-Екатеринбург и Москва-Ростов-Адлер, интенсивного строительства автомобильных дорог и метрополитенов, объектов внутреннего водного транспорта.

Общий объем средств Фонда национального благосостояния на реализацию инфраструктурных проектов составит 765 млрд. рублей, из них 230 млрд. рублей планируется направить на строительство ВСМ по направлению Москва-Ростов-Адлер и 234 млрд. рублей – на строительство ВСМ-2, на строительство ЦКАД и железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне – по 150 млрд. рублей  соответственно.