Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.социол.н., Надежда Хвыля-Олинтер

В июне 2014 года Центром научной политической мысли и идеологии был проведен экспертный опрос. Целью исследования является оценка перспектив развития России. Текущая политико-экономическая ситуация ставит перед страной новые вызовы и формирует серьезные риски, характер реакции на которые обусловит дальнейшее состояние, динамику и направление развития страны. В чем заключается курс развития? Каковы его предпосылки и ожидаемые результаты? Верна ли выбранная модель жизнеустройства государства? Ответы на эти вопросы дать непросто, но анализировать текущее состояние дел в стране и ее перспективы необходимо.

Использовался метод анкетного опроса, путем электронной рассылки было опрошено 200 экспертов Российского Экспертного Сообщества.

Экспертная оценка как один из методов получения информации широко используется в разных областях научного знания. Этот метод позволяет получить данные различного типа – уникальную информацию по актуальным вопросам; коллективную оценку происходящих событий, социальных явлений и феноменов; рекомендации по решению конкретных проблем, предложения по улучшению, исправлению проблемных ситуаций и т.д.

Компетентное экспертное знание является таковым в силу особых характеристик экспертов, а именно:

1. эксперт имеет собственное профессиональное мнение по исследуемому вопросу;

2. эксперт обладает научной логикой и способностью к анализу причинно-следственных связей;

3. эксперт включен в непосредственную деятельность, связанную с предметной областью исследования.

Привлечение профессионалов – экспертов Российского Экспертного Сообщества для решения сложных специализированных задач позволяет получить адекватную экспертную оценку и выработать максимально точные прогнозы.

Результаты исследования

Радикальное реформирование, осуществленное в нашей стране почти 20 лет назад, привело к разрушению практически всех конструкций, поддерживающих жизнеустройство государства (гуманитарной сферы, социальной, финансовой, производственной и других). Последствия реформ в стране не преодолены до сих пор.

Последние пятнадцать лет руководит государством, фактически, один политический лидер, авторитет которого сегодня достиг исторического максимума. Но, согласно оценке множества экспертов, положение России нестабильно, а дальнейшее ее развитие весьма вариативно. Не только по причине сложной внешнеполитической ситуации, но во многом по причине отсутствия национальной идеологии и релевантной ей стратегии развития государства. Идеология во многом определяет вектор развития, обуславливает степень его устойчивости и постоянства.

Можно ли утверждать, что в целом Россия в текущее пятнадцатилетие развивается позитивно и устойчиво? Большинство экспертов отрицательно ответили на данный вопрос. Но такое мнение присуще не всем – треть респондентов уверены в том, что говорить о позитивности и устойчивости изменений, происходящих в России в целом, правомерно (см. рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов экспертов на вопрос «На Ваш взгляд, правомерно или неправомерно сегодня утверждать, что в целом Россия в период руководства Владимира Путина (1999-2014) развивается позитивно и устойчиво?», в %.

Еще одно свойство, которое зависит от продуманности стратегии управления страной, это постоянство развития. Постоянство не как статичность, неизменность и пребывание сложной социальной системы в одном и том же состоянии, или застой, а постоянство, как преданность определенной идее и устремленность к конкретной цели. Такое постоянство подразумевает и анализ поставленных задач, и критический пересмотр средств и методов их решения, и оценку компетентности исполнителей в зависимости от достигнутых результатов.

Эксперты довольно скептически относятся к тезису о том, что в период с 1999 по 2014 год курс развития страны был постоянным (см. рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов экспертов на вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что в период с 1999 по 2014 год курс развития страны был постоянным?», в %.

Как уже говорилось выше, результат развития зависит от того, какие цели преследуются и какая ценностная система положена в основу деятельности. Методологический подход в идеале подчинен следующему алгоритму: выявление законных и общественно приемлемых ценностных критериев – на их основании оценка процессов, происходящих в стране – выявление проблем, «торпедирующих» эти ценности, и преодоление которых требует решения конкретных задач на уровне государственной политики и государственного управления.

Эксперты, которые отмечали наличие постоянства в политике последних 15 лет, конкретизировали свою точку зрения следующим образом. Половина из них считает, что развитие страны зависит от множества факторов, поэтому постоянство курса развития не является гарантией достижения позитивного результата. Каждый третий утверждает, что постоянство курса развития в России носит очевидно негативный характер. И только малая часть опрошенных считает, что постоянно выдерживаемый в последнее пятнадцатилетие курс развития в конечном итоге приведет (и приводит) страну к успеху. Вывод из этого напрашивается следующий – продуманная стратегия управления или отсутствует или приводит страну к упадку (см. рис. 3).

Рис. 3. Оценки экспертов характера постоянства развития, в %.

Гипотеза об отсутствии стратегии управления подтверждается экспертами. В ходе исследования они дали характеристику управления развитием российского государства. Как оказалось, большинство экспертов считает, что государственные решения принимаются, исходя из краткосрочных планов и установок. Краткосрочные планы необходимы и эффективны только в том случае, если исходят из стратегии долгосрочной и являются ее логическими структурными элементами. Такой подход позволяет детализировать планирование и вовремя корректировать реализацию всего проекта. Однако, в том, что у правящей элиты долгосрочная стратегия имеется, уверены только 13% экспертов. Двое из пяти респондентов отметили ситуативность и рефлексивность принимаемых решений, столько же полагают, что управление исходит из краткосрочных планов (см. рис. 4).

Рис. 4. Распределение ответов экспертов на вопрос «Каким образом, на Ваш взгляд, осуществляется управление развитием страны?», в %.

Нужно акцентировать внимание на том, что здесь приводятся результаты не массового опроса населения, которое в силу различных причин (бытовой загруженности, недостаточной информированности, некомпетентности в вопросах политики и т.д.) может не увидеть долгосрочную стратегию в действиях и решениях властей. Это мнение экспертов, интеллектуальный и аналитический уровень которых достаточно высок для того, чтобы просматривать стратегию в случае, если она действительно имеется. Кроме того, реализация долгосрочной стратегии управления невозможна без опоры на научные, профессиональные и высокоинтеллектуальные сообщества. Эта ремарка – ответ на возможные заявления о том, что стратегия может и быть, но в силу каких-то обстоятельств не афишируется. Если стратегия подчинена высшей ценности, а именно достижению суверенности России и сохранению ее цивилизационной идентичности, то она должна быть понятна, в том числе, и научной, профессиональной элите. Замалчиваться долгосрочные планы могут только в том случае, если они отсутствуют в принципе, или если они не соответствуют интересам страны и ее народа.

Интересна конкретизация, данная экспертами, отметившими, что долгосрочная стратегия развития России существует. Мнения неоднозначны, но большинство из них укладывается в две группы:

1.  стратегия, которой руководствуется властная элита, отвечает интересам России.

Цитаты:
-  «приобретение истинного суверенитета России»;
-  «Россия как сильное и независимое государство»;
-  «главенство "русской совести"на всей нашей территории»;
-  «переход к справедливому жизнеустройству без революционных потрясений»;
-  «долгосрочной концепции Русской цивилизации, носителем которой является народ, язык, культура»;
-  «осторожная политика постепенного укрепления российской экономики исходя из принципа "не навреди"».

2.  стратегия, которой руководствуется властная элита, не отвечает интересам России.

Цитаты:
-  «курс на либеральные реформы»;
-  «развал России на удельные княжества»;
-  «обеспечение паразитарного существования небольшой группы людей»;
-  «изживание воспоминаний о возможностях государственного регулирования экономики»;
-  «обеспечение государственного бюджета за счет нефте-газового сектора, при разрушении промышленности, сельского хозяйства, геологической отрасли, образования, медицины»;
-  «геноцид экономический, физический, интеллектуальный».

Положение России по основным социально-экономическим параметрам эксперты оценивают как неустойчивое, в силу чего дальнейшее развитие страны выглядит мало предсказуемым. Такого мнения придерживается большинство опрошенных. Однако значительная группа экспертов считает, что однозначно охарактеризовать ситуацию сложно – в каких-то сферах наблюдается улучшение, в каких-то ухудшение, но в целом положение страны достаточно стабильно. На ухудшение показателей указали 22% респондентов (см. рис. 5).

Рис. 5. Распределение ответов экспертов на вопрос «Насколько устойчиво (стабильно)  в текущей и краткосрочной перспективе положение России по основным социально-экономическим параметрам (качество жизни населения, конкурентоспособность экономики, наличие постоянных факторов позитивного развития, благоприятные внешние условия, успешность и привлекательность страны, позитивное психологическое настроение населения и т.д.)?», в %.

О неблагоприятной ситуации, сложившейся в большинстве сфер жизнедеятельности государства и общества, эксперты говорили в рамках одного из опросов, проведенных ранее. Эксперты делились своим видением динамики изменений, оценивали текущее состояние сфер и делали прогноз на будущее. Оказалось, что за последние десять лет тенденция к ухудшению наблюдается почти во всех сферах – во внутриполитической, региональной, социальной, гуманитарной и экономической. Причем в двух последних сферах, как утверждает почти треть респондентов, проблемы резко обострились. В гуманитарной сфере фиксируется самая сложная ситуация, на что указывает наименьшее число положительных оценок экспертов. Единственной областью, где, по мнению экспертов, наметились улучшения, является внешнеполитическая деятельность России (см. рис. 6). Однако эти данные были получены до украинского кризиса.

Рис. 6. Экспертная оценка динамики изменения ситуации в перечисленных областях жизнедеятельности общества и государства за последние десять лет.

По мнению экспертов, в первую очередь нужно пересматривать устройство экономической и финансовой сфер, а также социальной и внутриполитической. Следует отметить, что необходимость в переменах подчеркивалась экспертами относительно всех областей устройства России, только во внешнеполитической – в сравнительно меньшей степени (см. рис. 7).

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос «В каких сферах в переменах существует наиболее острая необходимость?», в %.

В зависимости от того, по какой траектории будет осуществляться развитие России, согласно какому курсу будет происходить координация работы основных ее систем жизнедеятельности и какая модель будет положена в основу устройства ее институтов, меняется вероятность возникновения тех или иных проблем. Экспертам было предложено спрогнозировать вероятность тех или иных сценариев, исходя из того, будет ли сохранена существующая модель государства, произойдет ли отказ от либеральной модели страны или, напротив, усилится курс на либерализацию.

Вероятность того, что в стране в ближайшие пять лет разовьется политический кризис власти или социально-экономический кризис, существенно выше при сохранении текущей модели и усилении либеральных тенденций (см. рис. 8 - 9).

Рис. 8. Оценка экспертами вероятности возникновения политического кризиса власти, в %.

Рис. 9. Оценка экспертами вероятности возникновения социально-экономического кризиса, в %.

Вероятность возникновения крайне неблагоприятных сценариев, таких как революция и распад страны, по мнению экспертов, не столь высока. Однако и в данных случаях усиление курса на либерализацию является катализатором, повышающим риски формирования угрожающих социально-политических катаклизмов (см. рис. 10 - 11).

Рис. 10. Оценка экспертами вероятности революции, в %.

Рис. 11. Оценка экспертами вероятности распада страны, в %.

Наиболее пессимистический сценарий предполагает усложнение текущей ситуации настолько, что она закончится распадом страны и появлением на построссийском пространстве марионеточных псевдогосударств, где транснациональные корпорации будут реализовывать собственные интересы. Эксперты, допустившие возможность развития сценария, при котором в будущем произойдет распад страны, выявили предпосылки такой ситуации. Важнейший фактор – расслоение российского общества. Кроме того, значимыми причинами вероятного кризиса могут быть отсутствие консолидирующей идеологии и духовная деградация. В целом, значение духовной, идеологической составляющей эксперты придают крайне высокое, так как из пяти наиболее весомых причин вероятного распада страны, три – именно такого характера (см. рис. 12).

Рис. 12. Распределение ответов экспертов на вопрос «Если Вы считаете, что в перспективе существует вероятность распада страны, то какие факторы, на Ваш взгляд, будут стратегически решающими?», в %.

Нет сомнений, что в совокупности наименее благоприятный сценарий развития страны провоцируется либеральными процессами и усилением либерального курса.
Оценки, данные экспертами относительно возможности восстановления жизнеспособности России и ее расцвета таковы, что вероятность этого представляется невысокой, прогнозируется не раньше чем через 5-10 лет и только в случае отхода от либеральной модели устройства страны (см. рис. 13).

Рис. 13. Оценка экспертами вероятности расцвета страны, в %.

Еще одно подтверждение несостоятельности нынешней модели страны заключается в оценке возможной роли России на мировой арене. Эксперты убеждены, что в случае, если модель управления останется неизменной, Россия постепенно превратится во второстепенную региональную державу. Отказ от либеральной идеологии и переход к модели с высокой степенью ответственности государства является предпосылкой успеха (см. рис. 14).

Рис. 14. Оценка экспертами роли России на мировой арене в зависимости от модели ее жизнеустройства, в %.

Современный период развития России приобрел новые черты, отличающие его от предшествующего периода, в частности тем, что эпоха властного тандема, по всей вероятности, подходит к концу. Эксперты оценили его эффективность и силу влияния на проводимую политику.

Большинство экспертов заявили следующее: кресло Премьер-министра занято фигурой, не претендующей на конкуренцию и не представляющей собой реальную политическую силу, что соответствует стратегии сосредоточения полноты власти в руках Президента. Эксперты убеждены, что на данный момент «тандема» уже не существует, и даже напротив работа Президента и Премьера не имеет единого вектора направленности (см. рис. 15).

Рис. 15. Распределение ответов экспертов на вопрос «Как Вы оцениваете политическое явление – «властный тандем» действующего Президента и Премьер-министра?», в %.

Существующее распределение властных полномочий продолжается по причине того, что оно является политической технологией, позволяющей элите сохранять свои позиции во власти. Кроме того, эксперты считают, что действующий обладатель премьерского статуса не опасен с точки зрения конкурентной борьбы за власть (см. рис. 16).

Рис. 16. Распределение ответов экспертов на вопрос «Каковы причины существования (формального или реального) «властного тандема» Путин – Медведев?», в %.

Подтверждением тому, что в данный момент управление Россией сосредоточено в руках одного человека, является экспертная оценка реального распределения власти в стране между Премьером и Президентом. Подавляющее большинство респондентов полагают, что вся полнота власти сосредоточена у Президента, условно соотношение составляет 90% на 10%.

Экспертный прогноз относительно возможного сценария завершения эпохи правления Владимира Путина следующий. Большая группа экспертов считает, что действующий Президент подготовит себе сильного профессионального преемника. Причем в число известных действующих политических акторов, скорее всего, данный человек не входит. Смена власти будет происходить легально, демократическим путем (см. рис. 17).

Рис. 17. Распределение ответов экспертов на вопрос «Чем, на Ваш взгляд, вероятнее всего политически закончится эпоха правления Владимира Путина?», в %.

Настораживает то, что второй по частоте выбора экспертами вариант представляет собой предположение о том, что олигархат поставит во главе государства другую фигуру, учитывающую в первую очередь его интересы. В сочетании с гипотезой о президентском приемнике вывод напрашивается тревожный.

Выводы

1. Экспертный опрос показал, что сегодняшнее состояние России оценивается как неустойчивое по основным социально-экономическим и политическим параметрам, а развитие – как непостоянное. Вектор этого развития, по мнению экспертов, сомнителен и не направляет страну к успешности.

Причина такой ситуации заключается в следующем.

Во-первых, отсутствует долгосрочная стратегия управления, а принимаемые властью решения в большинстве своем или исходят из краткосрочных планов, или являются ситуативными и реактивными.

Во-вторых, нет единой национальной идеологии, которая легла бы в основу управленческой стратегии, задавая ценностные критерии оценки принимаемых властью решений.

2. Либеральная модель  страны не только не приводит ее к успеху, а, напротив, является сильнейшим фактором, снижающим ее жизнеспособность. Возрождение России возможно только при условии смены текущего курса развития и отказа от дальнейшей либерализации. 80% экспертов уверены, что при дальнейшем утверждении либеральной идеологии расцвет страны вряд ли возможен.

Вероятность возникновения наиболее неблагоприятных сценариев, таких как революция и распад страны, гораздо выше при усилении курса на либерализацию.

3. Надо отметить следующие моменты.

Во-первых, эксперты указывают на возможность возникновения кризисов в ближайшей, а не в отдаленной перспективе. Это указывает на нестабильность и неустойчивость развития страны, на очевидные риски, связанные с выбором модели ее жизнеустройства. На то, что ближайшие пять лет могут стать поворотными в судьбе России, временем перемен – или к повышению жизнеспособности, в случае пересмотра существующей модели государственного устройства, или к дальнейшему упадку под влиянием либеральных идей.

Во-вторых, прогнозы, сделанные при ориентации на либеральный сценарий и на сценарий сохранения текущей модели, практически совпадают. Это указывает на то, что текущий курс развития, несмотря на активную патриотическую риторику со стороны властных элит, по сути своей остается либеральным.

4. В основе катастрофических сценариев лежат не только экономические и внешнеполитические факторы, но и причины духовно-идеологического характера – кризис духовности, нравственности, деидеологизация в совокупности с активным информационным давлением со стороны Запада.

5. Власть в стране практически сосредоточена в руках Президента, следовательно, именно на нем лежит реальная ответственность за дальнейшее развитие России.

http://rusrand.ru/forecast/razvitie-rossii-otsenka-i-prognoz