Рынок интернет-продаж в современной России. Перспективы

Далеко не все участники отечественного рынка сегодня осознают роль электронной коммерции в экономическом развитии РФ, отводя данной отрасли второстепенную роль. Многие россияне с недоверием относятся к средствам онлайн-бизнеса, полагая, что сфера является излюбленной питательной средой для мошенников и аферистов. 

По данным экспертов исследовательского проекта «Омнибус GfK», опубликованным 27 января 2015 года, к концу 2014 года число российских пользователей интернета в возрастной группе от 16 лет, составило около 67,5% от всего населения страны. Это более 80 млн потенциальных покупателей услуг и продуктов электронных площадок. Аудитория онлайн-магазинов стремительно увеличивается во многом за счет распространения смартфонов. Количество молодой аудитории от 16 и до 29 лет в сети достигло практически предельного уровня значений до 96%. Теперь прирост пользователей следует ожидать за счет привлечения к возможностям Всемирной паутины людей среднего и старшего поколения. 

На рынке онлайн-бизнеса в России выделяются площадки:

ozon.ru,
ebay.com,
avito.ru,
biglion.ru,
amazon.com,
lamoda.ru,
kupivip.ru, 
sapato.ru,
mvideo.ru,
yandexmarket.ru,
molotok.ru,
wikimart.ru,
anywayanyday.ru,
oktogo.ru.

По данным, опубликованным в начале мая 2015 года на многоязычном ресурсе RBTH, экономический спад, обусловленный напряженными отношениями с Западными странами, продолжается. ВВП в марте текущего периода сократился на 3,4% по сравнению с февральским показателем — 1,2%. Реальная заработная плата жителей России сокращается. Уменьшение доходов населения приводит к ухудшению объемов и качества продаж в торговле. Эксперты прогнозируют дальнейший спад в экономике РФ до конца 2015 года. 

Ускоренное падение ВВП в марте связано с высокой инфляцией и удорожанием кредитов, что оказывает негативное влияние на динамику всей экономики страны. Продолжает уменьшаться заработная плата. После снижения показателей в феврале на 7,4%, к марту доходы населения упали на 9,3%. По данным Росстата за три первых месяца 2015 года соотечественники направили 78,1% своих доходов на приобретение товаров и услуг, в аналогичном периоде 2014 года этот показатель равнялся 82,3%. В общем, россияне стали серьезно экономить на покупках. 

Состояние рынка интернет-продаж сегодняРынок интернет-продаж

В феврале текущего года на одном из сайтов  проводились исследования, во время которых организаторы отмечали особенности поведения потребителей, испытывающих давление от нестабильной ситуации в экономике страны. Как отреагировали участники шопинга на изменения в финансовой сфере государства? 

Покупатели примерно в 83% случаев стали выбирать одежду и обувь, ориентируясь в первую очередь не на известные бренды, а на скидки. В итоге более 58% потребителей купили одежду по сниженным ценам. Доля покупателей, интересующихся товарами со скидкой, увеличилась в полтора раза, если сравнивать с показателями начала 2014 года. 

Специалисты отмечают невероятный успех таких мероприятий, как «Черная пятница» или «Кибер-понедельник», когда объем продаж на торговых площадках увеличивается в среднем в два раза. Компании, пользующиеся маркетинговой стратегий, регистрируют рекордный доход в период акций. Только 12,6% респондентов заявили, что кризис не будет иметь влияния на их покупательскую способность, остальные вынуждены сокращать расходы и более внимательно следить за содержанием кошелька. 

Распределение продаж по регионам России

Надежды в плане поддержания стабильного объема продаж эксперты связывают с Москвой и Санкт-Петербургом. Это перспективные мегаполисы где приблизительно на 15% населения приходится около 70% сделок. Еще 20% электронных продаж регистрируется в городах с численностью жителей более миллиона человек. Только 10% сделок приходится на небольшие населенные пункты и деревни. Популярность сетевой торговли у жителей мегаполисов связана со значительное степенью проникновения высокосортных технологий в общественную среду, доходами горожан выше среднего уровня и развитой логистикой высокого качества. По прогнозам специалистам, к 2020 году онлайн-продажи в центральных городах России должны вырасти на 30% если их не остановит кризис. 

Распределение рынка по общественным запросам

Поведение русских покупателей в системе онлайн-бизнеса идентично западным потребителям, но на российской стороне наблюдается отставание на несколько лет.
64% покупателей на электронных площадках в РФ — это женщины в возрасте от 18 до 39 лет со средним доходом семьи больше 30 тыс. руб. 
Основные причины покупок через Всемирную паутину у россиян — низкие цены (47%), экономия времени (36%), удобство (33%). 
54% противников интернет-торговли из РФ заявляют, что не любят онлайн-бизнес из-за невозможности увидеть и потрогать продукты перед покупкой (в США доля негативно настроенных потребителей равна 38%). 

Интернет-продажиПрогнозы экспертов на будущее

Российские аналитики считают, что кризисная ситуация в стране будет ухудшаться в ближайшее время. «ВВП продолжить снижаться, но не существенно», — комментирует события экономист Борис Пивовар. «В нынешних условиях вряд ли можно ожидать всплеска продаж», — отмечает специалист. Инерционное краткосрочное падение Пивовар прогнозирует до октября, а существенный подъем ВВП до 1,5% в последнем квартале 2015 года. Зимой эксперт ожидает оживление розничной торговли. Так что бизнесменам, занимающимся коммерческой деятельностью на территории РФ, остается только переждать падение покупательского спроса и дождаться улучшения ситуации. 

Специалисты видят перспективы в развитии отрасли электронной коммерции за счет привлечения жителей регионов, структурирования основных игроков в этом секторе по качеству услуг и другим показателям. К сожалению, экспансия свободных участков рынка осложняется препятствиями. К ним относятся: ограниченные возможности доставки покупок из-за недостаточно развитой транспортной инфраструктуры и длительные сроки поставок грузов. Из-за проблем с логистикой представители электронной коммерции не ждут в скором будущем глобальных изменений на отраслевом рынке. 

В сегодняшней ситуации эксперты отмечают необходимость для участников рынка, работающих в режиме офлайн, осваивать стратегическое онлайн-направление. Предприниматели вынуждены учитывать предпочтения покупателей. Потребителям сегодня проще приобретать товары по низким ценам с помощью мобильника или компьютера, чем ходить по магазинам.