Социология экономического убийцы

Об авторе
Джон Перкинс рассказал историю о своей работе экономического убийцы (ЭУ), приподняв завесу над миром международных интриг и коррупции, который превращает американскую республику в глобальную империю.

Джон Перкинс – высокопоставленный экономический советник, работавший при правительствах многих стран мира, талантливый экономист. Работа «киллера от экономики» заключалась в проведении в жизнь политики, защищавшей интересы американской корпоратократии (союза правительства, банков и корпораций) под видом борьбы с экономической отсталостью.

В качестве ЭУ Джон путешествовал по всему миру и стал либо прямым участником, либо свидетелем самых драматических событий современной истории, включая Операцию по отмыванию денег Саудовской Аравии, падение шаха Ирана, смерть президента Панамы Омара Торрихоса, последовавшее за этим вторжение в Панаму и события, приведшие к вторжению в Ирак в 2003 году.

Ужасные события 11 сентября 2001 года заставили Джона сдернуть завесу секретности с его деятельности ЭУ и написать «Исповедь экономического убийцы». Он хотел подчеркнуть тот факт, что сегодня экономических убийц больше, чем когда–либо. В этой книге он рассказывает о том, какой опасный путь избрала его страна, отдаляясь от идеалов американской республики и продвигаясь к глобальной империи.

Биография Джона Перкинса
1963 – Заканчивает подготовительную школу, поступает в колледж Миддлбери.
1968 – Отбирается Агентством национальной безопасности (АНБ) как идеальный экономический убийца.
1971 – Поступает на работу в международную консультационную фирму МЕЙН, проходит закрытое обучение в Бостоне как экономический убийца (ЭУ); в составе группы из одиннадцати человек выезжает на Яву, Индонезия. Вынужден фальсифицировать экономические исследования.
1973 – Строит империю вместе с МЕЙН; продолжает работать в Панаме; много путешествует и проводит исследования в Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке.
1974 – Способствует большому успеху ЭУ в Саудовской Аравии.
1976 – Руководит крупнейшими проектами в разных частях света: в Африке, Азии, Латинской Америке, Северной Америке, на Ближнем Востоке.
1979 – Осознает, что Соединенные Штаты – это страна, которая пытается отрицать правду о своей империалистической деятельности в мире.
1980 – Увольняется из МЕЙН.
2003–2004 – пишет «Исповедь экономического убийцы».

История профессии
На протяжении почти всей истории империи создавались с помощью военной силы или угрозы ее применения. Однако после окончания Второй мировой войны и появления на международной арене Советского Союза силовые решения стали слишком рискованными.

Решающий момент наступил в 1951 году, когда Иран восстал против британской нефтяной компании, эксплуатировавшей и природные ресурсы Ирана, и его жителей. Тогда иранский премьер–министр Мохаммед Моссадык национализировал всю нефтяную промышленность страны. Разъяренные англичане обратились за помощью к США. Однако оба государства опасались, что военные репрессии спровоцируют Советский Союз на действия от имени Ирана.

И тогда вместо морских пехотинцев Вашингтон послал агента ЦРУ Кермита Рузвельта. Он расположил к себе людей – как взятками, так и угрозами. Затем с его подачи они организовали уличные беспорядки и демонстрации, которые создавали впечатление, что Моссадык был непопулярным и неподходящим лидером. В конечном итоге Моссадык был побежден. Проамерикански настроенный шах Мохаммед Реза стал единовластным диктатором. Кермит Рузвельт положил начало новой профессии под названием ЭУ.

К 1968 году стало ясно, что, если США хотят осуществить свою мечту о глобальной империи, им придется взять на вооружение стратегии, основанные на опыте Рузвельта в Иране. Однако Кермит Рузвельт был сотрудником ЦРУ. Если бы его поймали, последствия были бы ужасны. Он организовал первую операцию США по смене правительства другой страны; ясно было, что за ней последуют другие. Важно было найти подход, при котором Вашингтон не был бы задействован напрямую.

Решение проблемы было найдено. Американские разведывательные организации подбирали потенциальных ЭУ, которые потом входили в штат международных корпораций. Они никогда не состояли на зарплате у правительства, получая деньги в частном секторе. Поэтому, если бы их поймали, их дела списали бы на корпоративную жадность, но не на политику правительства.

Экономические убийцы (ЭУ) - это высокооплачиваемые профессионалы, которые выманивают у разных государств по всему миру триллионы долларов. Деньги, полученные этими странами от Всемирного банка, Агентства США по международному развитию (USAID) и других оказывающих «помощь» зарубежных организаций, они перекачивают в сейфы крупнейших корпораций и карманы нескольких богатейших семей, контролирующих мировые природные ресурсы. Они используют такие средства, как мошеннические манипуляции с финансовой отчетностью, подтасовка при выборах, взятки, вымогательство, убийства.

Работа ЭУ заключается в «подталкивании лидеров разных стран мира к тому, чтобы они становились частью широкой сети по продвижению коммерческих интересов Соединенных Штатов. В конце концов эти лидеры оказываются в долговой ловушке, которая и обеспечивает их лояльность. Когда США будет это необходимо, можно использовать их для удовлетворения политических, экономических или военных нужд. В свою очередь, они укрепляют свое политическое положение, поскольку дают своим народам технопарки, электростанции, аэропорты. А тем временем владельцы инженерных и строительных компаний США становятся сказочно богатыми».

Корпоратократия - система взаимодействующих корпораций, банков и правительств, стремящихся к созданию глобальной империи. Одна из наиболее важных функций корпоратократии – сохраняя, постоянно расширять и укреплять систему. ЭУ выполняют приказы системы. В таких странах, как Эквадор, Нигерия и Индонезия, они одеваются как местные учителя или владельцы магазинов. В Вашингтоне или Париже похожи на государственных чиновников или банкиров. Они выглядят как обычные люди. Они открыты и подотчетны. Такова система.

Однако, если они не справляются со своей задачей, в дело вступают шакалы.  В контрактах «шакалов» обычно указывается, что они «обеспечивают безопасность» или осуществляют «управленческое консультирование». Стоит им выйти из тени, происходит низвержение глав государств или они вдруг гибнут в ужасных «дорожных происшествиях». А если случается, что и шакалы не могут выполнить свою задачу, как это произошло в Ираке и Афганистане, за работу берутся военные.

Созданный в 1944 году Всемирный банк должен был обеспечить восстановление хозяйства стран, пострадавших во время Второй мировой войны. Но очень скоро его миссия трансформировалась в задачу обоснования превосходства капиталистической системы над той, что была создана в Советском Союзе. Однако Всемирный банк вовсе не всемирный - скорее, это чистой воды американский банк. Таков же и его ближайший собрат - Международный валютный фонд. В правлении каждого из этих международных финансовых институтов по 24 директора, при этом за восемью странами - Соединенными Штатами, Японией, Германией, Францией, Великобританией, Саудовской Аравией, Китаем и Россией - закреплено по индивидуальному представителю, тогда как остальные 16 директоров представляют интересы 184 стран - участниц МВФ и Всемирного банка. При этом США контролируют примерно 17% голосов в МВФ и 16% - в направлении Всемирного банка; второй по влиянию является Япония, имея собственно 6% и 8% голосов; далее следуют Германия, Великобритания и Франция, каждая из этих стран контролирует примерно по 5% голосов. США обладают правом вето на неугодные им решения Всемирного банка, а его президента напрямую назначает президент Соединенных Штатов. 

Налаживание отношений с транснациональными корпорациями открывало Экономическим убийцам простор для организации многомиллиардных финансовых афер. Их механизм был таков: они направляли средства Всемирного банка и родственных ему организаций в проекты, тогда как на деле они обогащали лишь самых богатых. Начинались подобные проекты всегда одинаково: ЭУ выбирали развивающуюся страну, ресурсы которой жаждали получить американские корпорации, и убеждали ее руководство взять крупный заем, который далее переправлялся в руки американских инженерных и строительных компаний, а также горстке местных коллаборационистов. На эти деньги разворачивались масштабные инфраструктурные проекты вроде строительства электростанций, аэропортов или промышленных парков.

Правда, они редко приносили пользу населению страны - получателя кредита: большинство ее жителей были слишком бедны и не могли пользоваться благами электрификации, не имели возможности летать самолетами. Затем проходило какое-то время, и экономические убийцы вновь возвращались в страну, которая считала себя должником США, - на сей раз чтобы выколотить то, что причиталось им по праву: поставку дешевой нефти, или угодное голосование по критически важным вопросам в ООН, или вооруженную поддержку американских войск в любой интересующей их точке мира, например, в Ираке. Конечно, при этом должник по–прежнему остается должником – и вот еще одна страна вошла в глобальную империю.

Перкинс называет США глобальной империей. Империя - это государство, доминирующее над другими государствами и характеризующееся одним или несколькими из следующих признаков: 1). Эксплуатирует ресурсы территорий, над которыми доминирует; 2). Потребляет огромное количество ресурсов; 3). Имеет мощные вооруженные силы, используя их как инструмент политики, когда не оправдывают себя другие, более завуалированные методы; 4). Стремится насаждать свой национальный язык, свои культуру, искусство и традиции на всей территории своего влияния; 5). Облагает налогами не только собственное население, но и жителей других стран; 6). Насаждает свою национальную валюту на контролируемой территории; 7). Империей управляет император или правитель, который осуществляет контроль над государственными структурами и средствами массовой информации, не избирается народом и не подчиняется его воле; власть такого правителя не ограничена законом.

Соединенные Штаты обладают всеми характеристиками глобальной империи. Если рассматривать каждый из названных признаков применительно к Америке:

Пункты 1 и 2: население США составляет менее 5% от общего числа жителей планеты; при этом американцы потребляют более 25% мировых ресурсов. Это во многом обеспечивается за счет эксплуатации других стран, в основном развивающихся.

Пункт 3: США располагают самыми мощными и самыми технически оснащенными вооруженными силами в мире.

Пункт 4: в мире доминируют английский язык и американская культура.

Пункты 5 и 6: хотя США напрямую не облагают налогом другие страны и американский доллар на их внутренних рынках не заменяет национальную валюту, корпоратократия внедряет завуалированное налогообложение, а доллар давно стал общепринятой валютой при международных расчетах.

Пункт 7: на первый взгляд это в корне отличает США от других империй. Но на самом деле это иллюзия отличия. Империей Соединенных Штатов управляет группа лиц, коллективно действующих почти так же, как единоличный правитель. Эти люди стоят во главе крупнейших корпораций, что дает им возможность контролировать правительство. Эта группа лиц всегда остается у власти. Они неподвластны воле народа и не ограничены в своих действиях законами.

То, что у ЭУ получается лучше всего, - глобальная империя. Они используют всемирные финансовые организации для создания условий, при которых другие народы вынуждены подчиниться корпоратократии. Корпоратократия, пользуясь такими инструментами, как МВФ и Всемирный банк практикует новую форму завоевания, протаскивая идеи империализма при помощи всевозможных ухищрений и тайных манипуляций. Когда на вас нападает вражеская армия, всем понятно, что вашу страну хотят завоевать. Если же против вас выступают экономические убийцы, они действуют скрытно, и вы не скоро догадаетесь, что вас завоевывают.

МЕЙН
МЕЙН была «корпорацией закрытого типа»: около пяти процентов из двух тысяч сотрудников владели компанией. Их называли «партнерами» или «компаньонами. Они общались с главами государств, с генеральными директорами корпораций. Любые контакты с прессой запрещены. Поэтому понятно, что, кроме самих сотрудников МЕЙН, о ней мало кто знал.
Задача ЭУ в МЕЙН:

Работа ЭУ состоит в прогнозировании последствий инвестирования миллиардов долларов в страну. ЭУ производит расчеты, которые показывают экономический рост на двадцать–двадцать пять лет вперед и оценивают влияние нескольких проектов. В любом случае важнейшим показателем является валовой национальный продукт (ВНП). Выигрывает тот проект, который больше остальных влияет на рост ВНП. Если рассматривается только один проект, нужно показать, что разработка данного проекта самым положительным образом скажется на росте ВНП.

О чем умалчивалось, так это о том, что каждый из этих проектов должен был принести солидные прибыли подрядчикам и осчастливить несколько состоятельных и влиятельных семей в соответствующих странах, тогда как правительства этих стран ставились в долгосрочную финансовую зависимость, которая была залогом их политического послушания.

Почти все страны, которые усилиями ЭУ были подтянуты под зонтик глобальной империи, имели схожую участь. Долг стран третьего мира вырос до более чем двух с половиной триллионов долларов, стоимость его обслуживания – до трехсот семидесяти пяти миллиардов в год по состоянию на 2004 год – это больше, чем тратят все страны третьего мира на здравоохранение и образование, и в двадцать раз больше того, что развивающие страны получают ежегодно в качестве экономической помощи. Почти половина населения мира живет на менее чем два доллара в день. В то же время от 70 до 90 процентов частного капитала и недвижимости в странах третьего мира принадлежат одному проценту семей этих стран.
Примеры результата распространения глобальной империи:

Латинская Америка давно уже превратилась в классическую модель господства Соединенных Штатов. Если в какой-нибудь латиноамериканской стране, богатой ценными природными ресурсами, на которые уже положили глаз американские корпорации, к власти приходил национальный лидер, полный решимости использовать эти ресурсы на благо своего народа, разворачивался один и тот же сценарий — государственный переворот или убийство главы государства, и всякий раз у власти оказывались ставленники Вашингтона.

Такая судьба постигла Бразилию при Гуларте, Гватемалу — при Арбенсе, Боливию — при Эстенссоро, Чили — при Альенде, Эквадор — при Рольдосе, Панаму — при Торрихосе.

Поддержка латиноамериканских автократических режимов в 1970-е годы была одним из методов, при помощи которых корпоратократия насаждала свой контроль в этом регионе. Под давлением МВФ и Всемирного банка латиноамериканские страны соглашались на реализацию SAP. Применение SAP обернулось катастрофой. Экономические показатели латиноамериканских стран опускались на низкий уровень. Миллионы людей, считавшихся средним классом, теряли работу и пополняли ряды беднейших слоев населения. Рушилась система пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования.

Контроль корпоратократии над СМИ не позволяет гражданам узнать настоящую причину происходящих в мире явлений.

Пример про Индонезию:
К 1971 году укрепилось намерение США изменить прокоммунистическую ориентацию Индонезии. Проект электрификации МЕЙН был частью всеобъемлющего плана установления американского влияния в Юго–Восточной Азии.

К тому же в Индонезии была нефть. В этом отношении Индонезия могла стать для США могущественным союзником. Так что Дж. Перкинсу как ЭУ нужно было сделать все возможное, чтобы нефтяная промышленность и вся инфраструктура смогли удовлетворять свои потребности в электроэнергии в период действия этого двадцатипятилетнего плана.

На первый взгляд официальная статистика указывала, что работа ЭУ в Индонезии дала прекрасный экономический результатг. Но вся эта блестящая статистика не отражает той высокой цены, которую индонезийский народ заплатил за так называемое «экономическое чудо». Весь выигрыш от него распределился только между теми, кто занимал верхушку экономической лестницы. Быстрый рост национального дохода был достигнут исключительно за счет жестокой эксплуатации дешевой и многочисленной рабочей силы. Нигде больше так тесно не смыкаются мир бедности, умение корпораций выжимать все соки и благополучие западного потребителя, как на индонезийских «потогонных фабриках».

Крупные международные корпорации при поддержке политики Всемирного банка и МВФ, рекомендующей странам третьего мира приватизацию и освобождение иностранного капитала от налогового бремени, выкупают или берут в аренду местные фабрики и создают на них невыносимые условия. Помимо чудовищной недоплаты за тяжкий многочасовой труд там применяются зверские методы подавления сопротивления тех, кто вздумает протестовать против рабской эксплуатации, — нередки жестокие побои, зачастую смертельные.

Также от такой экономической политики пострадала и окружающая среда. Ради развития горнорудного, целлюлозно-бумажного производства и других ресурсодобывающих отраслей в Индонезии уничтожались огромные площади одних из самых больших в мире тропических лесов. Реки загрязнялись токсичными отходами. Промышленные объекты и крупные города отравляли атмосферу тоннами вредных выбросов. Это следствия коррупции, культивируемой экономическими убийцами. Пострадало множество местных племен; их исконные земли были украдены, а культура и традиции уничтожены.

Когда же маховик экономического кризиса стал поражать все сферы жизни Индонезии, был принят предложенный МВФ пакет мер по структурной перестройке — Structural Adjustment Package (SAP). Там содержались рекомендации сократить субсидии на горючее и продукты питания, а также урезать расходы на многие другие социальные услуги, чтобы избавить государство от лишних расходов. Эта политика лишь усугубила голод и болезни среди беднейшего населения и обострила общественный антагонизм.

Пример про Эквадор
Серьезная разработка нефтяных месторождений в бассейне Амазонки на территории Эквадора началась в конце 1960–х. Ее результатом стал покупательский бум, в котором горстка семей, управлявших Эквадором, сыграла на руку международным банкам. Они обременили свою страну огромным долгом в обмен на обещанные нефтяные доходы.

Один человек был исключением из правила. Хайме Ролдос бросил вызов нефтяным компаниям и всей системе, обеспечивающей их поддержку. Ролдос выступал за право своей страны самой распоряжаться собственной судьбой. В начале 1981 года администрация Ролдоса представила конгрессу Эквадора новый закон об углеводородах. Воплощенный в жизнь, он привел бы к реформированию отношений государства с нефтяными компаниями.

Реакция нефтяных компаний была предсказуема: они задействовали все средства. Их специалисты по пиару делали все, чтобы скомпрометировать Хайме Ролдоса; их лоббисты появились в Кито и Вашингтоне с портфелями, полными угроз и взяток. Но это не устрашило Ролдоса. Его ответным действием было разоблачение заговора между политиками и нефтяными компаниями – и религиозными организациями. Он открыто обвинил Летний институт лингвистики в сотрудничестве с нефтяными компаниями и приказал ЛИЛ убраться из страны.

Через несколько недель после представления пакета законов конгрессу и высылки миссионеров ЛИЛ он предубедил все работавшие в стране иностранные компании, включая нефтяные, что, если их действия не будут направлены на улучшение жизни народа Эквадора, они будут вынуждены покинуть страну. Затем он направился в небольшую общину на юге Эквадора. Там он и погиб в авиакатастрофе 24 мая 1981 года при крушении вертолета. По мнению Перкинса, Гибель Ролдоса – это не просто несчастный случай. Здесь были все признаки умышленного устранения, организованного ЦРУ.

Новым президентом Эквадора стал Освальдо Уртадо. Он вернул в страну ЛИЛ и его нефтяных спонсоров. 

Из–за ЭУ Эквадор теперь в худшем состоянии. Из–за проектов ЭУ Эквадор погряз в иностранных долгах и вынужден тратить на их выплату огромную часть бюджета, вместо того чтобы использовать эти деньги для оказания помощи миллионам своих граждан, официально находящихся за чертой бедности. Эквадор – типичный пример страны, которую ЭУ загнали в политико–экономическую ловушку.

Пример с Панамой
1972 г. - герой Панамы, Омар Торрихос.

Более полувека Панамой управляли несколько состоятельных семей, имеющих сильные связи в Вашингтоне. Все они были диктаторы правого крыла, которые принимали меры, чтобы их страна обеспечивала интересы США.  В результате путча Арнульфо Ариас, последний панамский диктатор, был низвергнут. Страну возглавил Омар Торрихос.

Одной из причин популярности Торрихоса было то, что он являлся твердым защитником, во–первых, права Панамы на самоуправление и, во–вторых, притязаний Панамы на владение Панамским каналом. Торрихоса особенно уважали средние и нижние слои населения Панамы.  Торрихос был намерен завоевать независимость от Соединенных Штатов, не вступая в союз с их врагами.

Торрихос хотел доказать, что Панама – это справедливая страна, что она выступает не против Соединенных Штатов, а за права бедных. Чтобы сделать это, в Панаме необходимо построить экономическую базу, которой нет ни у кого во всем полушарии. Он, конечно, знал, что игра в иностранные займы – обман и мошенничество.

ЭУ (Перкинс) был послан в Панаму для завершения сделки в отношении того, что должно было стать первым всеобъемлющим генеральным планом развития, разработанным МЕЙН. Этот план должен был обосновать для Всемирного банка, Межамериканского банка развития и USAID миллиардные инвестиции в энергетику, транспорт, связь и сельское хозяйство этой страны. Это было средство сделать страну вечным должником и вернуть ее в марионеточное состояние.

МЕЙН получала контракты от правительства Торрихоса. Контракты предусматривали создание генеральных планов развития не только традиционного сектора инфраструктуры, но и сельского хозяйства. В 1977 году он успешно заключил с президентом Картером новые соглашения, по которым контроль над зоной Канала и над самим Каналом переходил к Панаме. После этого Белому дому пришлось убеждать конгресс ратифицировать эти соглашения. В конечном итоге соглашение по Каналу было ратифицировано большинством с перевесом в один голос. Эта победа приведет в ярость администрацию Рейгана–Буша до такой степени, что они посчитают необходимым устранить его. 31 июля 1981 года Торрихос погибает в авиакатастрофе. У большинства людей за пределами США не сомнения в том, что эта была очередным заказным убийством ЦРУ.

Саудовская Аравия:
В 1960–х годах группа стран сформировала ОПЕК, картель нефтедобывающих государств (международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. В состав ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене). Ряд согласованных действий, закончившихся в 1973 году нефтяным эмбарго, грозили привести к экономической катастрофе. 16 октября Иран и пять государств Персидского залива, включая Саудовскую Аравию, объявили о 70–процентном повышении официально объявленной цены на нефть.

Нефтяное эмбарго было снято 18 марта 1974 года. Продажная цена саудовской нефти возросла. Эмбарго заставило Вашингтон признать стратегическую важность Саудовской Аравии для экономики. Оно вдохновило американскую корпоратократию на поиски методов перекачки нефтедолларов обратно в Америку. Министерство финансов США обратилось к MAIN и некоторым другим фирмам. Перед ними была поставлена задача изобрести стратегию, которая заставит страны ОПЕК направить многомиллиардный поток нефтедолларов, потраченных США на закупки ближневосточной нефти, обратно в страну, в руки американских компаний, а заодно позволит заменить прежний золотой стандарт «нефтяным».

Экономические убийцы знали, что ключевым элементом подобной стратегии могла стать только Саудовская Аравия — как страна с самыми крупными запасами нефти, фактически контролирующая ОПЕК. Учитывался и тот факт, что «королевское» семейство крайне коррумпировано, а следовательно, манипулировать им не составит труда. Данная стратегия была названа «операцией по отмыванию денег Саудовской Аравии», в английской аббревиатуре — SAMA.

Что же касалось путей реализации этой стратегии, то вкратце они сводились к трем главным обязательствам, которые должен был взять на себя королевский дом Сауд: 1) вкладывать значительную долю нефтедолларов в правительственные ценные бумаги США; 2) разрешить министерству финансов США за счет многомиллиардных процентов по указанным ценным бумагам привлекать американские корпорации к европеизации страны; 3) поддерживать цены на нефть на приемлемом для корпоратократии уровне. Взамен правительство США гарантировало, что королевская семья Сауд сохранит свою власть.

Однако было и некое дополнительное условие, которое играло ключевую роль для решения основной задачи корпоратократии — укрепление статуса доллара как главной мировой валюты. Условие заключалось в том, что Саудовская Аравия использует нефтедоллары на покупку ценных бумаг правительства Соединенных Штатов. Проценты, полученные от этих ценных бумаг, будут расходоваться министерством финансов США на то, чтобы помочь Саудовской Аравии выйти из Средневековья и войти в современный индустриальный мир. Иными словами, проценты на полученные саудовцами от продажи нефти миллиарды долларов будут использоваться для оплаты американских компаний, воплощающих разработанный ЭУ план по превращению страны в современную державу. Министерство финансов США будет нанимать свои компании за счет саудовцев для строительства объектов инфраструктуры и даже целых городов на Аравийском полуострове.

Так было восстановлено владычество доллара на мировой арене, а критерием, определяющим его стоимость, вместо золота стала нефть.

Операция SAMA привела к важным геополитическим последствиям. Она способствовала ослаблению СССР и закрепила за США статус мировой сверхдержавы, с мощью которой не могла поспорить ни одна страна мира. А еще эта сделка сильно разгневала саудовского миллиардера Усаму бен Ладена, который отомстил Соединенным Штатам, устроив национальный кошмар 11 сентября 2001 года.

Противостояние
Однако у любого действия есть противодействие. В случае с колонизацией глобальной американской империей это противодействие выразилось в приходе к власти национально ориентированных лидеров: Уго Чавеса в Венесуэле, Эво Моралеса в Боливии, Лулу Сильвы в Бразилии, Кристины Киршнер в Аргентине и их объединении в попытке противостоять США. Второе противодействие кукловодству американцев на Ближнем Востоке ударило по ним же 11 сентября 2001 года.

Боливия
В середине 1970-х гг. Перкинса направили в Боливию в качестве экономического убийцы.

Его задачей было на месте исследовать возможности, которые позволили бы глубже втянуть ее в орбиту сотрудничества с корпоратократией. Правители Боливии изначально были склонны одобрить программы, по которым национальные богатства распродавались иностранцам. Правительство Боливии с готовностью одобрило налоговые льготы иностранным инвесторам, а заодно согласилось на устранение торговых барьеров, препятствовавших импорту американских товаров.

Вскоре после принятия законов, разрешающих совместные предприятия и привлечение в экономику иностранного капитала, а также отменяющих ограничения на конвертацию валюты, боливийское правительство объявило о приватизации пяти крупнейших государственных компаний. Были также обнародованы планы к 1990 году продать в руки иностранных инвесторов 150 государственных компаний.

Корни общественного недовольства в Боливии заключались в пресной воде. В 1990-х годах стало очевидно, что в недалеком будущем именно она станет одним из самых ценных ресурсов планеты. Корпоратократия быстро поняла, что, взяв под контроль запасы пресной воды, она сможет диктовать свою волю, манипулируя экономиками и правительствами.

Массовое недовольство боливийцев было спровоцировано действиями Всемирного банка и МВФ. В 1999 году эти две организации убеждали боливийское правительство продать систему водоснабжения общественного города Кочабамба дочерней компании инженерно-строительного гиганта Bechtel. По настоянию того же Всемирного банка правительство Боливии пошло на радикальный шаг, решив заставить всех пользователей, независимо от размера их доходов, платить за услуги водоснабжения.

Вскоре после того, как Bechtel заполучила права на SEMAPA, тарифы на воду немедленно взлетели. Некоторые жители Кочабамбы обнаружили, что их счета за воду увеличились более чем на 300%. А если учесть, что район Кочабамба относится к беднейшим на континенте, это была настоящая катастрофа.

Доведенные до отчаяния жители Кочабамбы подняли бунт. Из-за массовых бойкотов четыре дня в январе 2000 года город был практически закрыт. Взбунтовавшаяся толпа угрожала разгромить конторы SEMAPA. Bechtel обратилась к властям за помощью. Президент Боливии Уго Бансер вынужден был уступить ее нажиму и направил в город войска для подавления мятежа. Опасаясь, что бунт охватит всю страну, президент Бансер ввел военное положение. Когда и это не помогло сбить волну протестов, президент заявил о намерении аннулировать контракт с Bechtel. В апреле 2000 года компания Bechtel вынуждена была сдаться — она прекратила свою деятельность в SEMAPA, и система водоснабжения вновь стала собственностью города.

Все эти бурные события вынесли на поверхность боливийской политики нового лидера. Боливия избрала своим новым президентом Эво Моралеса, выходца из бедной крестьянский семьи, представителя коренного индейского населения. Он был сторонником национализма и объединения в единый фронт, когда дело касается противостояния Латинской Америки и США. Он против эксплуатации своей страны корпорациями. Растущая популярность этого политика открыла для него двери боливийского парламента, однако корпоратократия, против которой он выступал, немедленно объявила его террористом.

На выборах 2002 года Моралесу не хватило совсем немного голосов, и победу одержал другой кандидат, Гонсало Санчес де Лосада, миллионер, который воспитывался и получил образование в США. Моралес отказался поддерживать курс Санчеса.

А президент Санчес пошел навстречу требованиям МВФ и Всемирного банка. В 2002 году, вскоре после своего избрания, он санкционировал резкое повышение налоговых ставок. Сильнее всего от этого шага пострадали бедные слои населения. Начались массовые народные бунты, президент бросил на их подавление армейские подразделения.

Когда же стало известно, что Санчес готовится продавать боливийский природный газ за рубеж, в том числе и в США, по льготным ценам, вместо того чтобы предоставлять его нуждающимся в своей собственной стране, народный гнев достиг предела. Это вынудило Санчеса подать в отставку и бежать в Соединенные Штаты. Боливия требовала выдать бывшего президента, чтобы предать его суду, но американские власти отказались это сделать.

Боливийцы бросили решительный вызов Всемирному банку и сумели изгнать Bechtel, одну из самых могущественных организаций в мире. Эво Моралес, несомненно, пополнит ряды самых влиятельных латиноамериканских лидеров начала XXI века.

Выводы о сегодняшних днях:
Настоящая правда современной империи – это правда о корпоратократии, которая эксплуатирует отчаявшихся людей и производит самый жестокий, эгоистичный и в конечном итоге саморазрушительный захват земель. И сама концепция, и ее следствие используются для оправдания всех видов пиратства: она санкционирует насилие, мародерство и убийство ни в чем не повинных людей в Иране, Панаме, Колумбии, Ираке. ЭУ, шакалы и армии процветают до тех пор, пока их действиями объясняют экономический рост – а рост этот демонстрируют почти всегда. С помощью «научного» манипулирования методами прогнозирования, эконометрики и статистики, если вы, например, разбомбили город и затем заново отстроили его, можно продемонстрировать огромный скачок в экономическом росте. Империя зависит от эффективности крупных банков, корпораций и правительств, но это не заговор. Корпоратократия – это мы сами; мы сами все делаем. Именно поэтому большинству из нас трудно противостоять ей.

Сегодняшний список прегрешений корпоратократии очень длинный. Он ежедневно пополняется. Вот к чему приводят политика и действия корпоратократии:
- Более двух миллиардов человек лишены самых основных жизненных благ, в том числе электричества, чистой питьевой воды, санитарии, телефона, права на пользование землей, полицейской и пожарной защиты.

- Стоимость обслуживания внешнего долга стран третьего мира превышает уровень их расходов на здравоохранение или образование и почти вдвое больше, чем суммарный объем ежегодно получаемой ими иностранной помощи.

- Концентрация богатства в странах третьего мира существенно возросла после 1970-х годов, когда реализовывались крупные инфраструктурные проекты, и 1990-х, ознаменовавшихся волной массовой приватизации.

- Транснациональные корпорации контролируют огромную долю производственного и торгового секторов развивающихся стран.

- Общий объем федеральных налогов, которые платят американские корпорации, сейчас упал до менее 10% всех бюджетных поступлений, хотя в 2001 году этот показатель составлял 21%.

- В сотню самых крупных хозяйствующих субъектов мира входит 51 корпорация, 47 из них базируются в США.

- Не менее 34 тысяч детей в возрасте до пяти лет ежедневно умирают от голода и болезней, которые можно было предотвратить.

- Глобальные военные расходы в 2006 году достигли величины в 1,1 триллиона долларов, причем около половины этой суммы составляют военные расходы США.

- В мировом рейтинге свободы слова США опустились с 17-го места в 2002 году на 53-е в 2006-м.

Плюс к этому, по словам Перкинса, сегодня нарождается новый тип служащего корпорации – корпоративный ЭУ. На мировой сцене появлялся новый тип солдата, и эти люди становятся некритичными к собственным поступкам. В своей книге он писал:

«Сегодня мужчины и женщины едут в страны, где они ожидают увидеть людей, жаждущих работы. Они едут в эти страны с четкой целью: эксплуатировать этих людей. Сегодня у нас по–прежнему существуют работорговцы. Современные работорговцы уверяют себя, что отчаявшимся людям лучше получить один доллар в день, чем вообще ничего, при этом они интегрируются в мировое сообщество. Они не задумываются о более отдаленных последствиях того, что они сами, их образ жизни и вся стоящая за ними экономическая система делает с миром.

Но мы должны настаивать, чтобы корпорации соблюдали принципы демократии и прозрачности. Чтобы изменить мир, мы должны убедить корпорации изменить свои цели; они должны переключиться с обслуживания интересов горстки богатых на служение всем нам, чтобы сделать нашу жизнь лучше, а также защищать окружающую среду и все сообщества, в которых живут люди».

Освободить человечество от стальных тисков этой империи мы сможем, только устранив седьмой ее признак, а именно — лишив власти самого императора, то есть корпоратократию. Мы должны трансформировать корпорации, эти инструменты контроля, сосредоточенные в руках корпоратократии.

Дополнения
(Корпоратократия (от англ. corporatocracy — «власть корпораций») - это политическая система или форма государственного правления, при которой во главе властных структур находятся крупные богатые компании. Сегодня этот термин можно встретить в специальной литературе, и в широких массах.

Еще одно значение корпоратократии – это осуществление власти в государстве с помощью могущественных корпораций или назначенными лицами, действующими от их имени и в их интересах. Это своего рода система взаимовыгодных отношений между крупными коммерческими компаниями и правительственными структурами. Сам термин был введен в обиход организацией Global Justice Movement.

Одни из наиболее крупных мировых корпораций, имеющие не только власть, но и влияющие на политику многих стран – это Всемирный банк и Всемирная торговая организация.

Понятие корпоратократии тесно связано в определением транснациональных корпораций. Так, последние — это компании, международный бизнес которой является наиболее существенным. Это страховые, аудиторские, пенсионные, телекоммуникационные компании и транснациональные банки. Они обеспечивают примерно 50% мирового промышленного производства, имеют огромный бюджет, порой превышающий бюджет некоторых стран, а также очень весомую долю в мировых научно-исследовательских разработках)

Список литературы:
1). Джон М. Перкинс. Исповедь экономического убийцы. - М.: Pretext, 2005.
2). Джон М. Перкинс. Тайная история американской империи. Экономические убийцы и правда о глобальной коррупции. - М.: Альпина Паблишер, 2008.


http://www.geopolitika.ru/article/sociologiya-ekonomicheskogo-ubiycy#.UvKuNHnWkW0