Среди последних работ по взаимодействию монетарной и фискальной политики в условиях различных стадий делового цикла можно выделить работу Т.Сакамото. В которой исследованы мотивы и обобщены факторы, которые влияли на выбор вариантов и комбинаций монетарной и фискальной политики в условиях конкретно-исторических обстоятельств. Исследован конфликт между фискальной и монетарной властями, результаты которого являются неоптимальными для экономики в связи с ростом дефицита, процентных ставок, снижения ВВП и роста инфляции.
На основе анализа монетарной и фискальной политики в 18 развитых странах ОЭСР за период с 1961 по 2001 год установлено закономерность, что финансовая политика является чувствительной к экономическому циклу. В период экономической рецессии применяется преимущественно стимулирующая монетарная политика (другими словами, монетарная политика чаще применяется как контрциклическая, чем фискальная политика). Такая практика объясняется низкой результативностью применения мягкой фискальной политики в течение 70-х годов. Речь идет о ее инфляционных последствиях, что нашло свое теоретическое обоснование в работе Т. Серджента и Н. Уоллеса. И низкой результативности по стимулированию экономического роста.
В условиях быстрого формирования глобализованных финансовых рынков усилились позиции неоклассической экономической школы в развитых странах. Поскольку финансовый капитал стал мобильным, целевые ориентиры финансовой политики правительств смещаются из плоскости выбора между монетарной и фискальной политикой в плоскость создания благоприятных условий для привлечения источников финансирования капитала на мировом рынке и повышения конкурентоспособности национальных экономик. В условиях глобализации возможности, как правительств, так и центральных банков по проведению независимой политики значительно сузились. Если применить положения "неприятной монетарной арифметики" Т. Серджента и Н. Уоллеса, можно говорить о мгновенной трансмиссии информации об ожидаемом росте государственного долга на финансовые рынки. Что обусловливает рост рыночных процентных ставок в связи с ростом инфляционных ожиданий. Финансовая система при таких условиях теряет привлекательность для иностранных инвесторов. И наоборот, становится нетто-экспортером капитала, подрывая основы для экономического роста страны в перспективе. Интересное наблюдение сделал Т.Сакамото о том, что в условиях глобализации правительства, в том числе левые и левоцентристские, все более склонны к применению взвешенной и последовательной фискальной политики с целью привлечения мобильных капиталов в страну. Международная мобильность капитала достигла такого уровня, что экспансионистская фискальная политика не может создать достаточных стимулов для экономического роста и дополнительный государственный спрос нивелируется вследствие бегства капитала из страны.
С учетом этого в современных условиях распространилась практика сочетание консервативной или рассудительной фискальной со стимулирующей монетарной политикой, которая применяется в значительной степени как контроциклическая, чем антиинфляционная политика. Правительства не прибегают к созданию чрезмерных дефицитов бюджета, несмотря на их негативные последствия: рост процентных ставок, вытеснение инвестиций и замедление темпов экономического роста. Центральные банки не прибегают к рестрикционной (ограничительной) монетарной политики, которая может вызвать замедление темпов роста. Такая комбинация стимулирующей монетарной с консервативной фискальной политикой является вариантом экономической политики, направленной на стимулирование предложения.
Аналогичные тенденции были обнаружены на основе анализа, проведенного Д. Гали и Р. Перотти. В работе анализируется взаимосвязь монетарной и фискальной политик в странах европейской валютной системы (ЕВС), трех странах ЕС, которые не входят в ЕВС (Швеция, Дания и Великобритания) и пяти странах ОЭСР (США, Япония, Канада, Австралия, Норвегия) за период с 1980 по 1992 гг., который условно делится на два этапа - до и после заключения Маастрихтского соглашения. Было выявлена тенденция к более широкому применению контрциклической дискреционной фискальной политики - в странах ЕВС до заключения Маастрихтского соглашения. Тогда как после его заключения распространилась практика применения ациклической фискальной политики. В Швеции, Дании, Великобритании и пяти странах ОЭСР фискальная политика была ациклической до заключения Маастрихтского соглашения и стала контрциклические после.
Указанные тенденции в выборе комбинаций монетарной и фискальной политик нашли свое отражение в последних теоретико-методологических разработках экономической науки. Обобщив последние течения в экономической науке, английский экономист С. Урен-Льюис отмечает, что в последние годы сформировался консенсус различных направлений и школ по взаимодействию монетарной и фискальной политики. Этот консенсус заключается в четком разграничении роли и функций каждого из них в экономике. Задачей монетарной политики в закрытой или в открытой экономике с плавающим обменным курсом должна быть стабилизация делового цикла и контроль за инфляцией. Тогда как задачей фискальной политики должен быть контроль за государственными расходами и дефицитом бюджета.
Комментарии (0)