Музыкотерапия – метод психологической коррекции, когда для лечения заболевания психики используется музыка. Существует несколько методик музыкотерапии, музыку могут использовать частично во время сеансов психотерапии или как ведущее средство воздействия. Музыка может использоваться также, как дополняющее средство психокоррекции. На сеансах клиенты могут прослушивать музыку или, например, музицировать сами.
Родоначальником музыкотерапии считается Эскироль, французский психиатр, который занимался лечением пациентов в психиатрических больницах. Более широкое распространение музыкотерапии началось после Первой мировой войны, начиная с 1930 года, музыку использовали уже в разных областях медицины.
Например, немецкие терапевты применяли музыкотерапию для лечения язвы желудка, в Швейцарии врачи использовали ее для лечения туберкулеза, в Австрии – обезболивали роды. Во вторую половину прошлого столетия музыкотерапию стали изучать более подробно, исследования проводились в области физиологических реакций, тогда исследователи доказали, что музыка оказывает влияние на сердечно-сосудистую систему, дыхание, кровообращение, благотворно воздействует на гормональный фон и биохимические процессы. В США и Западной Европе стали появляться музыко-психотерапевтические центры, которые стали очень популярными.
Музыкотерапия имеет несколько школ, образованных в 20 веке:
• Шведская школа Понтвика- основывается на свойстве музыки проникать в глубины подсознания, все, что требуется для анализа вступает во взаимодействие с музыкой. Эффект используется в традиционном психоанализе, музыка эмоционально разряжает клиента и облегчает состояние. большое значение в школе этого направления имеет подбор музыкальных произведений, для того, чтобы вызвать переживания у человека, которые необходимы психотерапевту.
• Немецкая школа – Келер, Швабе, Кенинг – занимается развитием и изучением влияния искусства на психику человека.
• Американская школа – внесла вклад в развитие музыкотерапии подборкой музыкальных произведений различного жанра. Произведения имеют как успокаивающий эффект, так и стимулирующий.
• Российская школа – первые работы появились еще в 19 веке, Сеченов, Бехтерев, Тарханов, Догель изучали влияние музыки на нервную систему, кровообращение, дыхание и газообмен. В. Петрушиным была разработана концепция музыкально-рациональной психотерапии, он соединил научные открытия и древние методики, основываясь на целостном подходе к человеку.
Он соединил древние методики и современные научные достижения, подходя к человеку целостно.
В музыкотерапии имеются три формы, которые считаются основополагающими:
• Рецептивная или пассивная – в процессе сеанса клиент не принимает активного участия, он прослушивает различные музыкальные композиции или звуки, которые соответствуют его состоянию;
• Активная – клиент активно работает с музыкальным материалом, поет или играет на музыкальных инструментах.
• Интерактивная – кроме прослушивания музыки, клиент занимается попутно другим видом искусства. Например, показывает пантомиму, пишет стихи, участвует в подвижных играх, основанных на музыке. В конце сеанса клиент рассказывает о своем состоянии после прослушивания музыки, описывает звуки или использует для выражения состояния другие творческие формы.
Музыкотерапия широко применяется среди психотерапевтов, активно используется ими для коррекции эмоционального состояния и избавления от страхов. Психотерапевты шведской школы, утверждают, что для проведения коррекционной работы с человеком, музыка должна стоять на первом месте. Музыка обладает свойством проникать в глубину личности, ученым удалось обнаружить физиологические изменения, которые происходили у людей, для психотерапии которых использовалась музыка. Если сложно установить контакт с клиентом, то музыка может являться способствующим средством, если удается подобрать композицию, которая будет соответствовать психическому состоянию клиента.
Физиологическое воздействие музыки на человека проявляется в способности мускулатуры усваивать ритм мелодии. Ритмическое раздражение оказывает влияние и на двигательную сферу, и на вегетативную. Эмоциональные образы, которые возникают у клиентов, индивидуальные, и зависят от степени подготовки, музыкального восприятия и интеллектуальных способностей.
Многие знают, что походы войска на большие расстояния обычно сопровождают барабанами, ритм медленный ритм марша способствует размеренной и спокойной работе сердца, это, в свою очередь, позволяет человеку долго не испытывать усталости. Вальс успокоительно действует на нервную систему, музыкальная интонация тоже сильно воздействует.
У музыки есть много различных механизмов психологического воздействия, один из них – эмоциональная значимость. Когда изучались отдельные элементы музыки и их эмоциональная значимость, то были выявлены свойства тональности и ритма вызывать состояние у человека, которое вызывает раздражитель. Например, минорные мелодии оказываю депрессивный эффект,
Комментарии (3)