Эксперты прочат РФ серьезные угрозы в ближайшие 6 лет
 
Без реальных перемен Россия не сможет эффективно развиваться, а система персоналистской власти оказывается уязвимой для любого вида шоков, говорится в докладе британского Королевского института международных отношений Chatham House «Путин снова. Последствия для России и Запада».
Эксперты считают, что возвращение премьера в Кремль в контексте слабого результата, который на думских выборах продемонстрировала «Единая Россия», лишает его права претендовать на роль общенационального лидера, «стоящего над обществом», а также ослабляет легитимность власти. Составители доклада также пеняют на то, что правительство Путина так и не предложило России четкое стратегическое видение и программу на ближайшие пять-шесть лет.
Досталось в докладе и оппозиции — ее британцы обвинили в неспособности перейти от демонстрации протеста к эффективной организации. Все это вместе, полагают исследователи, порождает риски не только для будущего России, но и для всего постсоветского пространства.
Российская экономика, по мнению авторов документа, нуждается в системных реформах, однако, считают в Chatham House, власти вряд ли пойдут на нечто большее, чем незначительная коррекция. «Дело в том, что слияние власти и собственности настолько глубоко, что экономическая реформа невозможна без политических перемен», — говорится в докладе. Поэтому, считают эксперты, перспективы у российской экономики не вдохновляют, так как она, прежде всего, не может противостоять кризисам и зависит от непостоянной цены на нефть. Пошатнувшиеся позиции западных стран, полагают исследователи, не только не дают России догнать либеральные демократии, но и усугубляют проблемы внутри страны.
Одной из самых серьезных причин для уныния авторы доклада считают снижение численности трудоспособного населения — к 2030 году, прогнозируют они, Россия, вероятно, потеряет 11 миллионов из 102,2 миллионов имеющихся работников. «Здесь помогла бы модернизация в широком смысле — улучшение бизнес-среды, верховенство закона и институциональные реформы», — полагают исследователи, так как эти меры привлекли бы высококвалифицированные кадры. Однако Chatham House не видит признаков того, что чиновники с их «хищническими инстинктами» готовы к подобным переменам. Чрезмерные государственные расходы, говорится в докладе, не дают России формировать долгосрочную политику на основе национальных интересов.
Помимо этого у экспертов вызывает сомнения способность России выступать в серьезной весовой категории на международном уровне, так как ослабление активности ее внешней политики наблюдается по всем направлениям. «Америка и Европа разочарованы тем, что после падения коммунизма Россия так и не стала более ответственным международным игроком», — говорится в документе. По мнению авторов доклада, отношения РФ с ее восточными соседями характеризуются отсутствием уважения и доверия, а на юге бывшие советские республики в той или иной степени пытаются освободиться от влияния доминирующего соседа.
В качестве перспективного направления для международного влияния России исследователи рассматривают Арктику, хотя реакция РФ на усиливающуюся глобализацию этого региона остается неопределенной. «Желание России быть значимым игроком на международной арене резко контрастирует с тем, как на Россию смотрят другие международные акторы — нередко как страну-спойлера с эгоистичными интересами», — говорится в документе.
Авторы исследования полагают, что в ближайшие шесть лет Россия может столкнуться с серьезными угрозами, если не будут созданы независимые институты, которые смогли бы артикулировать интересы общества. Западных лидеров британцы предостерегают от иллюзии о том, что одних хороших личных отношений с российским лидером достаточно, чтобы поддерживать нормальное взаимодействие с Россией в целом.
Авторы также дают несколько рекомендаций относительно тех принципов, на которых должны основываться отношения Запада и России. «Западное сообщество не может поддерживать утверждения, согласно которым Россия обладает собственным уникальным набором ценностей», — говорится в докладе, так как при помощи подобных заявлений власти получают возможность действовать по своему усмотрению. Эксперты полагают, что куда лучше будет помочь интегрировать Россию в мировую либеральную систему в соответствии с общепринятыми принципами.
Исследователи считают, что Запад не должен поддерживать претензии Москвы на особые отношения с бывшими советскими республиками, так как это заставляет последних жить «в подвешенном состоянии». «Оправдывать аргумент, что, будучи «великой державой», Россия имеет более высокий статус, чем другие европейские государства, – означает согласиться с ущемленным статусом этих «других» государств», — пишут авторы документа, подчеркивая, что подобная позиция и России не идет на пользу, препятствуя ее международным отношениям.
Кроме того, говорится в докладе, Россию необходимо убедить держать слово — речь, в частности, идет о подписанных российской стороной конвенциях о правах человека и других международных нормах, соблюдение которых вызывает большие вопросы. Важным испытанием Москвы на умение следовать установленным нормам эксперты считают вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).