В Берлине недавно прошли переговоры Ангелы Меркель, канцлера Германии, Франсуа Олланда, президента Франции, и Петра Порошенко, президента Украины. В связи с дальнейшим развитием украинского кризиса, мероприятие это привлекло пристальное внимание журналистов России. В Европе дело обстояло совершенно иначе. СМИ ряда европейских стран утверждали, что Олланд и Меркель, в первую очередь, встретились для обсуждения актуальных миграционных проблем. Среди прочего, французский президент направлялся в Берлин, чтобы поговорить с немецким канцлером о кризисе нелегальной миграции в Евросоюзе. Украина лишь стала очередным из вопросов этой встречи. Итогом же ее стал очередной призыв французского и немецкого лидеров к единству стран Европейского союза в миграционной политике перед лицом нарастающего кризиса.
В финале лета проблема нелегальной миграции отодвинула для ЕС все прочие. Становится очевидным в этой связи, что в подобном ракурсе встречи в Берлине и проблема Украины для президента Франции и канцлера Германии может казаться еще одним источником кризисной миграции в Евросоюз. Так что увеличение проблемы беженцев в ЕС явилось очередным аргументом в пользу окончательного закрепления Минского процесса украинского мирного урегулирования.
Официальная примиряющая политика на Украине даст Германии возможность отказывать в предоставлении убежища украинским гражданам.
Очевидно, что, если на Донбассе обостриться военный конфликт, а на Украине введут военное положение, Евросоюзу придется соглашаться на прием беженцев из этой страны. В таком решении не заинтересован в настоящее время ни Париж, ни Берлин. А значит, миграционный кризис в Евросоюзе финала лета текущего года оказался еще одним важным фактором украинского конфликта.
Уже начиная с весны нынешнего года европейские СМИ достаточно регулярно сообщали об инцидентах с участием невероятного количества стремящихся попасть в Европу нелегальных мигрантов. Сначала особое внимание уделяли потоку африканских беженцев, достигающих греческих островов и итальянских берегов по Средиземному морю. Особый эффект имели данные о кораблекрушениях их ветхих суденышек и, в результате, массовой гибели «несчастных». По имеющейся у агентства ООН по делам беженцев информации, только с начала года 224 тысячи беженцев и мигрантов на пути в Европу уже пересекли Средиземное море. Казалось бы, им удалось прорвать ветхую плотину, стоявшую на пути в ЕС для нелегальной миграции. Сама же волна миграции над Европой поднялась подобно цунами.
Европейские СМИ в начале лета переключили внимание уже на проблему находящихся в Венгрии нелегальных мигрантов. В сторону авторитарного режима Будапешта из Старой Европы сыпались проклятия: ведь венгры решили отказаться от действия Третьего Дублинского протокола. Напомним здесь, что он позволял странам Евросоюза высылать нелегальных мигрантов в то государство, куда они прибыли впервые. Но при ближайшем рассмотрении обнаружился чрезвычайный характер событий.
Для Венгрии переломным в истории с беженцами оказался 2013 год. В предыдущем 2012 году в страну прибыло нелегально лишь 2074 беженца, а в году 2013 уже 18590 человек. В 2014 году цифра достигла 41521 человек. И лишь за первый квартал года нынешнего 2015 года в Венгрию вторглось около сотни тысяч нелегальных мигрантов.
Ситуацию можно сравнить с идущим на Европу цунами, правда, со стороны Балкан. Для пограничной в Евросоюзе Венгрии рост количества нелегальных мигрантов лишь за пару лет составил пороговую величину. Взрывной характер роста миграции в целом подтверждается и совокупной статистикой по ЕС. Лишь в первом квартале нынешнего года убежища в Европейском союзе попросили 185 тысяч человек. Это означает прирост в 86 процентов, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Скорее всего, количество нелегальных мигрантов, которые даже не подали какое-либо заявление на убежище, эту цифру превышает.
Одновременно оказывается, что три четверти нелегально проникающих в Венгрию беженцев едут из стран, охваченных войной: Афганистана, Сирии и Ирака. При царящих в наши дни европейских порядках, для отказа таким людям в убежище у Евросоюза попросту нет оснований. Невзирая на это, чтобы защититься от волны нелегальной миграции, Венгрия приступила к возведению на границе с Сербией специальной стены. ЕС начал создания своего лимеса, чтобы защититься от вторжения нынешних «варваров».
После истории с Венгрией не истек даже месяц, как уже в августе проблема незаконной миграции дала о себе знать с особенно усиленной энергией. Теперь Кале стал точкой напряжения: ведь именно здесь Евротоннель соединяет Францию с Великобританией. В настоящее время это подземное сооружение является единственной сухопутной границей между странами Шенгенской зоны и Великобританией. В Шенген Британия не входит, поэтому она осуществляет независимую визовую политику, осуществляя паспортный контроль на собственных границах.
Но ситуация в Кале продемонстрировала, что Великобританию ее островное положение уже не спасает. Евротоннель на французском берегу Ла-Манша в структуре общей пограничной безопасности оказался самой уязвимой точкой для британского контроля. Одной из ночей конца июля нынешнего года, пара тысяч мигрантов попыталась штурмом попасть на территорию железнодорожного терминала, чтобы нелегально въехать через Евротоннель в Великобританию. Попытку повторили уже в августе. Однако полиция смогла ее пресечь. История с Кале явилась дополнительным пунктом накачки антииммигрантских настроений в Великобритании, дополняющейся дополнительными претензиями к континентальным странам Евросоюза. У претензий этих есть обоснованные причины.
По имеющейся у французской полиции информации, примерно две трети нелегальных иммигрантов, попадающих в Кале, спустя четыре месяца покидают его. Куда они при этом в принципе исчезают, вообще непонятно. Иными словами, французские власти не контролируют ситуацию с нелегалами в этом месте. Сразу же после произошедших в Кале событий Великобритания и Франция обратились за помощью в решении этой проблемы в Европейскую комиссию.
А в середине августа была определена еще одна точка напряжения, связанного с проникновением в Евросоюз мигрантов. На границе Македонии и Греции также сложилась критическая ситуация. Македония не захотела пропускать несколько тысяч человек на собственную территорию со стороны Греции. Они все-таки смогли прорваться через линию границы. Попытки применения силы со стороны македонской полиции успеха не имели. Стало в очередной раз понятно, что дубинками беженцев остановить не получится.
В итоге фактически провалилась блокада границы с Грецией, которую ранее объявили македонские власти. Лишь за пару летних месяцев власти Македонии смогли зарегистрировать больше сорока одной тысячи нелегальных мигрантов, противозаконно пересекших границу страны. Таким образом, теперь и Македония столкнулась с основной внутренней проблемой ЕС. Страна открыла беженцам коридор в Сербию, предоставив поезда с автобусами для их перемещения. Но это лишь усилило напряженность в общем кризисе нелегальной миграции в Евросоюз. Большая часть людей, прибывших в Сербию из Македонии, планирует двигаться далее на север, в страны Европейского Союза.
Летом текущего года Болгария, еще одна «соседка» Македонии, принялась укреплять имеющиеся у нее границы с Турцией, Грецией и Македонией. Так здесь пытаются перекрыть для беженцев транзитный коридор через территорию страны. По имеющейся у болгарских властей информации, с начала текущего года об убежище в Болгарии попросили больше 9,2 тысячи человек. Это слишком много для беднейшего государства Евросоюза. Так что Болгария приступила к возведению на турецкой границе тридцатикилометрового пограничного заграждения. Похожее сооружение уже возвела на границе с Турцией и Греция.
В итоге лишь за прошедшие выходные в Сербии сосредоточилось около семи тысяч мигрантов, прибывших из Македонии. Они готовятся к вторжению на венгерскую территорию. Еще примерно 4,4 тысячи человек были обнаружены в течение суток в средиземноморских волнах.
Кризисный круг замкнулся окончательно, когда граждане Германии приступили к антимигрантским выступлениям. Количество въезжающих в эту страну беженцев постоянно возрастает. Лишь в текущем году ждут прибытия восьми сотен тысяч мигрантов. А это – на минуточку, один процент от общего населения Германии. В саксонском городке Хайденау, расположенном под Дрезденом, начались даже беспорядки у местного приюта беженцев. Особенно яркая антимиграционная активность наблюдается в тех краях, где осенью прошлого года германские граждане поднимали уличное движение против мусульман «Пегида».
Миграционный кризис наглядно показал обострение внутренних противоречий в странах Евросоюза: конфессиональных, этнонациональных и других. Немецкий министр внутренних дел заявил уже, что если Европа не сможет решить кризис миграции, то придется отказываться от Шенгенского режима свободных поездок в границах ЕС. А в середине лета текущего года Дания и Австрия заявляли о временном выходе из заключенных ранее Шенгенских соглашений для осуществления въездного контроля на собственных границах соответственно с Германией и Италией.
Возросшая в европейских странах нелегальная миграция из стран мусульманских вызывает стойкие подозрения о проникновении, таким образом, в Евросоюз исламских террористов. В августе казалось, что кризис миграции достиг своего пика. Тогда же эти подозрения были подтверждены инцидентом со стрельбой в Thalys, французском скоростном железнодорожном экспрессе. Двое американских военных, оказавшиеся поблизости по счастливой случайности, задержали в этом поезде одного марокканца. Потенциальный террорист был вооружен ножом, пистолетом и, главное, автоматом Калашникова с девятью магазинами. Он был полностью готов к организации в поезде настоящего побоища.
В связи с этим событием десять дней спустя министры транспорта собрались для совещания в Брюсселе, на котором обсуждали меры безопасности на европейских железнодорожных станциях. В итоге планируется создать рекомендации для запланированной на октябрь нынешнего года очередной встречи Транспортной комиссии ЕС. Вероятно, говорить будут и о переменах в законодательстве при условии сохранения нормы свободного перемещения в рамках Шенгена.
Об установке спецоборудования для контроля багажа речи пока не идет. Возможно, на железнодорожных вокзалах в европейских странах просто усилят наружный внешний контроль, чтобы выявлять подозрительных лиц, а также введут дополнительные полицейские патрули. У таких проверок безопасности, правда, не будет эффекта, аналогичного пограничному контролю.
В августе текущего года стало окончательно понятно, что, столкнувшись со взрывом роста нелегальной миграции, ЕС не в состоянии эффективно с ней бороться. Руководство Европейского союза в конце апреля настоящего года провело чрезвычайный саммит в Брюсселе, который посвятило миграционной тематике. На нем было принято решение переселить уже оказавшихся в Греции и Италии претендующих на убежище мигрантов в прочие страны Евросоюза, базируясь на определенных квотах. В июле текущего года Европейским советом был согласован проект резолюции, в соответствии с которой государства, являющиеся членами ЕС, согласятся на переселение из Греции с Италией 32 256 нуждающихся в убежище иностранных граждан.
До финала текущего года придется решить что-то насчет переселения еще 7 744 человек. Первый этап переселения планируют осуществлять в соответствии с определенными в приложении к резолюции квотами. Наибольшая квота у Франции с Германией. Однако предложение по квотам привело к сопротивлению со стороны не только оппозиции, но и правительств ряда членов ЕС: государств Прибалтики, Дании, Великобритании и Франции. Великобритания и Дания в принципе отказались принимать участие в механизме квот. Так что не складывается единая линия Евросоюза касательно миграционной политики. Налицо связанное с кризисом миграции столкновение интересов государств-членов ЕС.
Невзирая на это, Европарламент и Еврокомиссия готовят на следующий год систему квот по размещению мигрантов на законодательном уровне. Проблемам миграции посвятят и очередной саммит ЕС, запланированный в мальтийской Валлетте на ноябрь текущего года. Участвовать в нем будут не только лидеры Евросоюза, но и представители ряда африканских стран. Стоит отметить, что проектируемые квоты в численном своем выражении в разы ниже цифр, продемонстрированных нелегальной миграцией в ЕС лишь накануне осени текущего года.
Существует и иной, наиболее сомнительный рецепт. В мае настоящего года руководство Евросоюза заявило о старте военно-морской операции для противодействия тем криминальным организациям, которые поставляют в Европу по Средиземному морю нелегальных мигрантов. Но в случае начала подобных акций, во время них силам ЕС придется нарушать принципы свободы мореплавания, то есть морское международное право. Неизбежны и погрешности при грядущих атаках. Так что определенного развития такие операции пока что не получили.
На фоне основного бессилия августа текущего года Евросоюз демонстрировал свой привычный уже подход. Одиннадцатого августа в Брюсселе заявили о выделении Европейской комиссией 2,4 миллиарда евро странам-членам для укрепления пограничного контроля и приема претендующих на получение убежища лиц. Сумма эта не является чрезвычайной. Это рядовая часть обычного бюджета Европейского союза на 2014-2020 годы в семь миллиардов евро, денег, которые выделили по целевому фонду на миграцию, убежище и интеграцию. Из данных средств оплачивают, в числе прочего, и возвращение мигрантов в рамках принятого ранее Дублинского протокола. Финансирование в 2,4 миллиарда евро выдадут девятнадцати странам по национальным программам. В количественном выражении эти средства разделят между проблемными точками. Так что Греция с Италией получат больше всех: 474 и 558 миллионов евро, Испания – 521 миллион евро, Швеция – 154 миллиона евро.
Финальный кризис нелегальной миграции в Евросоюз августа 2015 года продемонстрировал многократное усложнение проблемы. Стало ясно, что в реальности не существует никакой стройной общей политики, например, системы приема в ЕС беженцев. А ведь кроме предотвращения проникновения в ЕС нелегальных мигрантов нужно разрабатывать также механизмы, препятствующие свободному их перемещению внутри Евросоюза. Например, Британские власти с апреля текущего года ввели при выезде из страны паспортный контроль. Зачастую им неизвестно, кто именно нелегально въезжает, но они хотят знать, кто легально их покидает.
Нынешний взрыв миграции стал прямым следствием полного развала баланса между периферией и центром глобального мира. Уже не идет речи о странах Третьего мира и развитых государствах. Мы видим практическое слияние двух миров по каналу кризисной миграции. Значительную роль в увеличении масштабов влияющих на миграцию гуманитарных катастроф и бедствий все еще играют факторы экстремального климата и демографии. Сложившаяся в североафриканских и ближневосточных странах невероятно сложная экономическая ситуация и войны вынуждают жителей данных регионов устремляться в благополучную Европу с использованием зачастую очень опасных способов.
Террористическая активность в Европе со стороны мигрантов стала обратной стороной военных конфликтов, которые Запад спровоцировал в Ливии, Сирии, Ираке и Афганистане. Ливия же и вовсе лишилась государственности, став крупнейшей транзитной криминальной зоной для нелегальной миграции всего африканского континента. Путем дестабилизации экономической и политической ситуации создали идеальные условия для резкого роста незаконной миграции из проблемных регионов Ближнего Востока и Африки в относительно более благополучные европейские государства. Благополучие же их весьма шатко, а хроническая безработица в десять процентов как раз абсолютна.
Принятая ранее мультикультурная модель жизни и миграционная политика в новой ситуации лишь усиливают общий хаос. Нелегальная миграция бросила настоящий вызов европейским цивилизационным основам. Теперь Евросоюзу придется создавать тотальную систему контроля с новейшими мерами полицейского электронного учета, как мигрантов, так и граждан ЕС вообще. В случае осуществления подобных мер станут неуместными рассуждения о материях вроде частной жизни или персональных свобод. Реализовать же их при современном развитии техники вполне возможно. Приходиться лишь ждать признания потребности в таком проекте суперполицейского надгосударства.
Комментарии (0)