В конце XX - начале XXI века, в условиях сокращения морских сил Соединенных Штатов Америки, Франции, Великобритании и России, все заметнее становится процесс наращивания морской мощи некоторых стран Азии, в частности, Китая и Индии. С одной стороны, возросла необходимость защиты целостности территорий этих стран вследствие бурного экономического роста, с другой стороны, этот же рост экономики дал возможность выделить значительные средства на развитие морских сил.
Несмотря на то что мировое сообщество больше заинтересовалось китайскими морскими амбициями, чем стремлением Индии получить статус крупной морской державы, именно от последней зависит не только развитие мировой политики, но и стабильность, и безопасность в регионе. Для того, чтобы иметь представление о поведении Индии на мировой арене, необходимо боле детально остановиться на ее морской стратегии.
Развитие индийской военно-морской мысли находится под влиянием англо-саксонской традиции, классических теорий Корбетта и Мэхена, а также современных американских и английских стратегов и экспертов. Однако в последнее время наблюдается значительный самостоятельный рост и стремление приспособиться к реалиям современной политики государственной безопасности.
Морская стратегия Индии была опубликована еще в 1988 году. Она стала первым документом подобного рода в истории национального морского флота. С началом нового века стало понятно, что ее концепция устарела и не может больше соответствовать современной внешнеполитической деятельности страны и международной ситуации. В результате в 2004 году появилась Морская доктрина Индии, в которой были изложены фундаментальные принципы использования морских сил для достижения задач государственной национальной политики. Этот документ был положен в основу новой стратегии, которая появилась в 2007 году и носила название «Свобода открытого моря: военно-морская стратегия Индии». Этот документ был рассчитан уже не на 25, а всего на 15 лет, таким образом, по мнению его создателей, существует шанс сохранить баланс между краткосрочными и долгосрочными целями. В случае успешной реализации данной стратегии Индия к 2022 году сумеет закрепить статус крупного морского государства и сможет на должном уровне защитить свои интересы на мировой арене.
Если сравнивать индийскую морскую стратегию с китайской, то она, согласно определению английского эксперта, является постмодернистской и постмэхэнской, поскольку существенную роль в ней играют международное сотрудничество, обеспечение безопасности в мировых масштабах, то есть решение задач мирного времени.
Основная задача, которая поставлена перед индийским флотом, - это обеспечение господства в Индийском океане, а также предоставление свободного доступа к водам Мирового океана. Реализация этих задач связана в первую очередь с тем, что Индия остается крупным импортером углеводородов. По количеству потребляемых энергоресурсов страна занимает третье место в мире, практически на четверть завися от иностранной продукции. Китай же, согласно данным Всемирного банка, импортирует примерно 10 процентов энергоресурсов.
Кроме того, Индия, имея более 3,2 миллиона квадратных километров площади и около 7,5 тысяч километров береговой линии, является самым большим государством в Азии с прямым выходом к океану. Тем не менее, правительство страны вынуждено принимать во внимание и то влияние, которое имеют в этом же океане Соединенные Штаты Америки и Китай.
Необходимо отметить, что в Индийском океане существует большое количество потенциальных угроз для безопасности Индии, поскольку данный регион известен тем, что здесь действовали самые крупные террористические организации: «Аль-Каида», «Джема Исламия» и «Лашкаре Тайба». Кроме того, восток и запад Индийского океана – это самые известные пиратские регионы в мире. К тому же, в этом же регионе находятся и наиболее нестабильные государства – Иран, Афганистан, Сомали, Йемен и Пакистан. Да и количество стихийных бедствий равно примерно 70 процентов от всех, которые происходят в мире.
Согласно новой военно-морской стратегии Индии на военно-морские силы возложено выполнение 4 основных задач: военной, дипломатической, полицейской и «мягкой».
Военная роль ВМС Индии подразумевает выполнение задач не только военного, но и мирного времени. Среди первых можно отметить мероприятия, направленные на достижение господства в океане, оспаривание господства с более сильными государствами, а также ведение боевых действий в прибрежных районах, в частности, проведение совместных действий с другими родами войск и десантные операции.
В мирное время флот обязан проводить мероприятия, направленные на сдерживание стратегического вооружения. Здесь необходимо отметь, что ядерное сдерживание – это только перспективная функция индийского флота, поскольку первая подводная атомная лодка с баллистическими ракетами Arihant поступит на вооружение только в этом году. Необходимо отметить, что для государства, военная доктрина которого подразумевает применение ядерного оружия только в ответ на угрозу, создание морской составляющей сил ядерного сдерживания – это одна из первостепенных задач. Кроме того, в условиях мирного времени индийский флот также может участвовать в миротворческих операциях ООН.
Что касается дипломатической функции индийских ВМС, то здесь можно выделить проведение политики политического давления, развитие дипломатических взаимоотношений с другими государствами, осуществление присутствия и демонстрация флага. Для военно-морской дипломатии Индии большую роль играют и международные военные учения.
Полицейская функция флота включает в себя защита ресурсов океана и обеспечение суверенитета страны, оказание поддержки свободной морской торговли, противодействия невоенным угрозам, проведение операций, направленных на борьбу с пиратством, борьба с контрабандой и наркотрафиком, а также обеспечение противодействия загрязнения окружающей среды.
«Мягкая» функция военно-морских сил Индии заключается в формировании позитивного образа страны в мире, распространение политических и культурных индийских ценностей. Также эта функция подразумевает оказание помощи более слабым державам, участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, а также оказание гуманитарной помощи и помощи в изучении океана.
Согласно новой морской стратегии морская мощь государства обеспечивается не только наличием ракетного боезапаса, но и способностью оперативно реагировать на всевозможные изменения в обстановке.
Среди военных угроз Индии наиболее актуальной является Пакистан. Однако не меньшую обеспокоенность вызывает у правительства и Китай со своей морской доктриной, которая подразумевает создание китайской зоны влияния в Индийском океане.
В настоящее время Китай начал активно работать над расширением и модернизацией своего военно-морского потенциала. Такая деятельность не вызывает удивления, поскольку ее принципы отражены в морской классической стратегии в условиях оффшорных территориальных споров, сосредоточения экономического роста в прибрежном регионе, а также возрастающей зависимости на линиях морских сообщений.
Китай считается основным восточноазиатским государством, которому многие эксперты прогнозируют роль нового потенциального противника Америки. Более тридцати лет активного экономического роста дают возможность Китаю вести все боле агрессивную внешнюю политику. Экономический рост для государства с более чем миллиардным населением является гарантией выживания. Кроме того, этот рост требует свободного доступа к торговым путям и ресурсам, поэтому правительство Китая обращает все больше внимания на морскую политику.
Ключевым термином для китайской военно-морской стратегии является термин «островная цепь», то есть систему американских фортификаций американцев в Тихом океане. Первая островная цепь – это Япония, Южная Корея, северные и южные островные архипелаги, Филиппины и Тайвань. Вторая – Японский архипелаг, Маршалловы и Бонинские острова. Гораздо реже можно встретить и термин «Третья островная цепь», куда входят Гавайские острова. Для Китая островные цепи являются основным инструментом сдерживания Америки, при помощи которого можно ограничить свободу стратегических маневров.
В настоящее время основное внимание китайского правительства сосредоточено на тихоокеанском регионе, где китайские военно-морские силы пытаются создать концентрированное присутствие с целью противодействия присутствию американцев и, как следствие, установление с ними паритета. Что же касается военно-морской стратегии Китая в Индийском океане, то у государства пока нет достаточного количества ресурсов, чтобы претендовать на главенствующие позиции в данном регионе. Поэтому здесь основная задача китайского флота сводится к обеспечению защиты энергетических поставок из Пакистана, а также его поддержка с целью создания угрозы для Индии.
Китайские военные корабли принимают активное участие в патрулировании судов для осуществления защиты их от пиратских атак в Индийском океане. Это не вызывает никаких негативных реакций со стороны Запада, поскольку озабоченность правительства безопасностью своих перевозок воспринимается с пониманием. Однако эксперты прогнозируют, что такое патрулирование может стать началом установления гегемонии Китая в Индийском океане. Сам Китай всячески избегает комментировать ситуацию.
Все возрастающая морская активность страны направлена и на то, чтобы обеспечить безопасность морских путей, которые имеют важное стратегическое значение для Китая в плане транспортировки нефти из района Персидского залива, поскольку более 80 процентов нефтепродуктов поступает через Малаккский пролив. Поэтому китайцы, по примеру крупных западных государств, пытаются наладить свою цепочку военно-морских баз в дружественных Китаю южно- и восточноазиатских государствах.
Необходимо отметить, что Индия весьма результативно оказывает противодействие Китаю в плане расширения влияния. В результате Китаю никак не удается закрепить позиции на Мальдивах, где Китай планировал создать базу для своих подлодок.
Наиболее остро противостояние Индии и Китая ощущается в Южно-Китайском море, где столкнулись морские доктрины двух государств. Китайское правительство очень недовольно сближением Индии с Вьетнамом, хотя такое развитие ситуации вполне закономерно – Индия таким образом ответила Китаю за сближение с Пакистаном. Кроме недовольства по поводу совместной индо-вьетнамской программы по добыче нефти, Китай весьма негативно воспринимает и военно-техническое сотрудничество двух государств, активно развивающееся более 5 лет. Индия проводит модернизацию и ремонт 21-х МиГов, принадлежащих вьетнамской армии, а также занимается поставками запчастей к вьетнамским кораблям. Кроме того, военно-морские силы этих двух стран регулярно проводят совместные учения.
Ухудшение отношений между Индией и Китаем выгодно правительству Соединенных Штатов Америки, которое в течение нескольких лет проводит политику сдерживания Китая. Однако Индия не намерена усугублять противоречия с Китаем. Более того, в 2011 году между двумя странами были возобновлены переговоры по вопросам обороны, которые подразумевают и проведение совместных учений. На данном этапе первостепенной задачей, как для Индии, так и для Китая является урегулирование ситуации вокруг Аксай Чин и Аруначал.
Надо сказать, что новая военно-морская стратегия Индии определяет желание государства иметь крупный сбалансированный океанский флот. В настоящий момент индийские военно-морские силы являются одними из крупнейших в мире, а после того, как будет реализована программа по крупномасштабному военно-морскому строительству, Индия прочно укрепит свои позиции в числе пяти мощнейших флотов в мире.
По словам китайских экспертов, в 2012 году расходы Индии на военную отрасль возрастут до 39 миллиардов долларов, но и такая сумма будет недостаточна для удовлетворения всех потребностей армии. Генерал-майор Инь Чжо уверен, что такой рост расходов в первую очередь связан с ростом экономики страны, а также с тем, что правительство прилагает большие усилия для обеспечения постоянного членства в Совете Безопасности ООН. Такие желания требуют обладания большим военным потенциалом, в частности, для поддержания превосходства над Пакистаном. А это, в свою очередь, и привело к тому, что Индия вынуждена была увеличить расходы на военную отрасль. По его словам, Индия пошла по короткому пути, пытаясь при помощи закупок иностранного вооружения создать современную оборонную промышленность, поскольку самостоятельные разработки в среднем могут занять 15-20 лет. Но такая стратегия может дать только краткосрочный эффект. В долгосрочной перспективе Индии необходимо более активно развивать собственную военную отрасль. Генерал также считает, что большой ошибкой Индии было то, что ставка была сделана на закупку иностранного вооружения, в результате чего собственный оборонный комплекс оставался неразвитым.
На сегодняшний день все морское строительство Индии зависит от импорта техники из России и Франции. В отличие от Китая, у Индии нет мощной судостроительной промышленности, тем не менее, в последнее десятилетие страна добилась значительных успехов в плане строительства военных судов. Необходимо отметить реализацию таких проектов, как строительство атомохода Arihant, авианосца Vikrant, призванного заменить авианосец Viraat, единственный на сегодняшний день в Индии. Кроме того, весьма успешно ведутся и такие проекты, как строительство корветов Kamorta, эсминцев Kolkata и Delhi, фрегатов Shivalik. Следует также отметить также и совместное российско-индийское создание крылатых ракет BrahMos и BrahMos II.
Кроме того, большое внимание уделяет Индия и реализации программ для осуществления информационной осведомленности в Мировом океане. С этой целью проводится ряд программ по созданию системы слежения, в которую войдут военные спутники, беспилотники, вертолеты и самолеты ДРЛО, 24 патрульных самолета P-8 Poseidon.
До 2020 года Индия планирует уже иметь три боевых корабля – неатомных авианосца. Также неоднократно появлялась информация о том, что Индия может закупить еще и несколько десантных кораблей.
Представители индийского военного ведомства неоднократно говорили о необходимости создания мощного флота. Таким образом, к 2020 году в Индии может быть создан современный флот, в составе которого будут находиться 3 авианосца, около 70 корветов, фрегатов и эсминцев, 30 подлодок, 6 атомоходов и около 15-20 неатомных подлодок.
Что же касается Китая, то он на протяжении последних 20 лет развивался в соответствии с необходимостью противостояния американским ВМС.
До 2020 года Китай планирует построить два неатомных авианосца, а затем начать строительство и атомных. Большое внимание уделяется также палубной авиации. Если изначально основным самолетов такого типа должен был стать Су-33 российского производства, то позже ситуация изменилась, и в Китае была создана его копия - J-15.
Кроме того, в стране ведутся активные разработки вертолета ДРЛО Z-8, который является копией российского Ка-31, и самолета ДРЛО, который очень похож на американский E-2 Hawkeye. Помимо этого, Китай продолжает развивать и подводный флот, ракетные силы. В составе китайских военно-морских сил в данный момент находится примерно 200 кораблей и, хотя большая их часть устарела, у них есть и более новые судна, не только российского, но и собственного производства.
Кто сильнее? Ситуация складывается таким образом, что более сильным окажется то государство, которое сможет установить контроль над водами Мирового океана, причем в долгосрочной перспективе. А такой контроль возможно установить только при помощи военно-морского превосходства.
http://topwar.ru/print:page,1,12969-indiya-vs-kitay-kto-silnee.html
Несмотря на то что мировое сообщество больше заинтересовалось китайскими морскими амбициями, чем стремлением Индии получить статус крупной морской державы, именно от последней зависит не только развитие мировой политики, но и стабильность, и безопасность в регионе. Для того, чтобы иметь представление о поведении Индии на мировой арене, необходимо боле детально остановиться на ее морской стратегии.
Развитие индийской военно-морской мысли находится под влиянием англо-саксонской традиции, классических теорий Корбетта и Мэхена, а также современных американских и английских стратегов и экспертов. Однако в последнее время наблюдается значительный самостоятельный рост и стремление приспособиться к реалиям современной политики государственной безопасности.
Морская стратегия Индии была опубликована еще в 1988 году. Она стала первым документом подобного рода в истории национального морского флота. С началом нового века стало понятно, что ее концепция устарела и не может больше соответствовать современной внешнеполитической деятельности страны и международной ситуации. В результате в 2004 году появилась Морская доктрина Индии, в которой были изложены фундаментальные принципы использования морских сил для достижения задач государственной национальной политики. Этот документ был положен в основу новой стратегии, которая появилась в 2007 году и носила название «Свобода открытого моря: военно-морская стратегия Индии». Этот документ был рассчитан уже не на 25, а всего на 15 лет, таким образом, по мнению его создателей, существует шанс сохранить баланс между краткосрочными и долгосрочными целями. В случае успешной реализации данной стратегии Индия к 2022 году сумеет закрепить статус крупного морского государства и сможет на должном уровне защитить свои интересы на мировой арене.
Если сравнивать индийскую морскую стратегию с китайской, то она, согласно определению английского эксперта, является постмодернистской и постмэхэнской, поскольку существенную роль в ней играют международное сотрудничество, обеспечение безопасности в мировых масштабах, то есть решение задач мирного времени.
Основная задача, которая поставлена перед индийским флотом, - это обеспечение господства в Индийском океане, а также предоставление свободного доступа к водам Мирового океана. Реализация этих задач связана в первую очередь с тем, что Индия остается крупным импортером углеводородов. По количеству потребляемых энергоресурсов страна занимает третье место в мире, практически на четверть завися от иностранной продукции. Китай же, согласно данным Всемирного банка, импортирует примерно 10 процентов энергоресурсов.
Кроме того, Индия, имея более 3,2 миллиона квадратных километров площади и около 7,5 тысяч километров береговой линии, является самым большим государством в Азии с прямым выходом к океану. Тем не менее, правительство страны вынуждено принимать во внимание и то влияние, которое имеют в этом же океане Соединенные Штаты Америки и Китай.
Необходимо отметить, что в Индийском океане существует большое количество потенциальных угроз для безопасности Индии, поскольку данный регион известен тем, что здесь действовали самые крупные террористические организации: «Аль-Каида», «Джема Исламия» и «Лашкаре Тайба». Кроме того, восток и запад Индийского океана – это самые известные пиратские регионы в мире. К тому же, в этом же регионе находятся и наиболее нестабильные государства – Иран, Афганистан, Сомали, Йемен и Пакистан. Да и количество стихийных бедствий равно примерно 70 процентов от всех, которые происходят в мире.
Согласно новой военно-морской стратегии Индии на военно-морские силы возложено выполнение 4 основных задач: военной, дипломатической, полицейской и «мягкой».
Военная роль ВМС Индии подразумевает выполнение задач не только военного, но и мирного времени. Среди первых можно отметить мероприятия, направленные на достижение господства в океане, оспаривание господства с более сильными государствами, а также ведение боевых действий в прибрежных районах, в частности, проведение совместных действий с другими родами войск и десантные операции.
В мирное время флот обязан проводить мероприятия, направленные на сдерживание стратегического вооружения. Здесь необходимо отметь, что ядерное сдерживание – это только перспективная функция индийского флота, поскольку первая подводная атомная лодка с баллистическими ракетами Arihant поступит на вооружение только в этом году. Необходимо отметить, что для государства, военная доктрина которого подразумевает применение ядерного оружия только в ответ на угрозу, создание морской составляющей сил ядерного сдерживания – это одна из первостепенных задач. Кроме того, в условиях мирного времени индийский флот также может участвовать в миротворческих операциях ООН.
Что касается дипломатической функции индийских ВМС, то здесь можно выделить проведение политики политического давления, развитие дипломатических взаимоотношений с другими государствами, осуществление присутствия и демонстрация флага. Для военно-морской дипломатии Индии большую роль играют и международные военные учения.
Полицейская функция флота включает в себя защита ресурсов океана и обеспечение суверенитета страны, оказание поддержки свободной морской торговли, противодействия невоенным угрозам, проведение операций, направленных на борьбу с пиратством, борьба с контрабандой и наркотрафиком, а также обеспечение противодействия загрязнения окружающей среды.
«Мягкая» функция военно-морских сил Индии заключается в формировании позитивного образа страны в мире, распространение политических и культурных индийских ценностей. Также эта функция подразумевает оказание помощи более слабым державам, участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, а также оказание гуманитарной помощи и помощи в изучении океана.
Согласно новой морской стратегии морская мощь государства обеспечивается не только наличием ракетного боезапаса, но и способностью оперативно реагировать на всевозможные изменения в обстановке.
Среди военных угроз Индии наиболее актуальной является Пакистан. Однако не меньшую обеспокоенность вызывает у правительства и Китай со своей морской доктриной, которая подразумевает создание китайской зоны влияния в Индийском океане.
В настоящее время Китай начал активно работать над расширением и модернизацией своего военно-морского потенциала. Такая деятельность не вызывает удивления, поскольку ее принципы отражены в морской классической стратегии в условиях оффшорных территориальных споров, сосредоточения экономического роста в прибрежном регионе, а также возрастающей зависимости на линиях морских сообщений.
Китай считается основным восточноазиатским государством, которому многие эксперты прогнозируют роль нового потенциального противника Америки. Более тридцати лет активного экономического роста дают возможность Китаю вести все боле агрессивную внешнюю политику. Экономический рост для государства с более чем миллиардным населением является гарантией выживания. Кроме того, этот рост требует свободного доступа к торговым путям и ресурсам, поэтому правительство Китая обращает все больше внимания на морскую политику.
Ключевым термином для китайской военно-морской стратегии является термин «островная цепь», то есть систему американских фортификаций американцев в Тихом океане. Первая островная цепь – это Япония, Южная Корея, северные и южные островные архипелаги, Филиппины и Тайвань. Вторая – Японский архипелаг, Маршалловы и Бонинские острова. Гораздо реже можно встретить и термин «Третья островная цепь», куда входят Гавайские острова. Для Китая островные цепи являются основным инструментом сдерживания Америки, при помощи которого можно ограничить свободу стратегических маневров.
В настоящее время основное внимание китайского правительства сосредоточено на тихоокеанском регионе, где китайские военно-морские силы пытаются создать концентрированное присутствие с целью противодействия присутствию американцев и, как следствие, установление с ними паритета. Что же касается военно-морской стратегии Китая в Индийском океане, то у государства пока нет достаточного количества ресурсов, чтобы претендовать на главенствующие позиции в данном регионе. Поэтому здесь основная задача китайского флота сводится к обеспечению защиты энергетических поставок из Пакистана, а также его поддержка с целью создания угрозы для Индии.
Китайские военные корабли принимают активное участие в патрулировании судов для осуществления защиты их от пиратских атак в Индийском океане. Это не вызывает никаких негативных реакций со стороны Запада, поскольку озабоченность правительства безопасностью своих перевозок воспринимается с пониманием. Однако эксперты прогнозируют, что такое патрулирование может стать началом установления гегемонии Китая в Индийском океане. Сам Китай всячески избегает комментировать ситуацию.
Все возрастающая морская активность страны направлена и на то, чтобы обеспечить безопасность морских путей, которые имеют важное стратегическое значение для Китая в плане транспортировки нефти из района Персидского залива, поскольку более 80 процентов нефтепродуктов поступает через Малаккский пролив. Поэтому китайцы, по примеру крупных западных государств, пытаются наладить свою цепочку военно-морских баз в дружественных Китаю южно- и восточноазиатских государствах.
Необходимо отметить, что Индия весьма результативно оказывает противодействие Китаю в плане расширения влияния. В результате Китаю никак не удается закрепить позиции на Мальдивах, где Китай планировал создать базу для своих подлодок.
Наиболее остро противостояние Индии и Китая ощущается в Южно-Китайском море, где столкнулись морские доктрины двух государств. Китайское правительство очень недовольно сближением Индии с Вьетнамом, хотя такое развитие ситуации вполне закономерно – Индия таким образом ответила Китаю за сближение с Пакистаном. Кроме недовольства по поводу совместной индо-вьетнамской программы по добыче нефти, Китай весьма негативно воспринимает и военно-техническое сотрудничество двух государств, активно развивающееся более 5 лет. Индия проводит модернизацию и ремонт 21-х МиГов, принадлежащих вьетнамской армии, а также занимается поставками запчастей к вьетнамским кораблям. Кроме того, военно-морские силы этих двух стран регулярно проводят совместные учения.
Ухудшение отношений между Индией и Китаем выгодно правительству Соединенных Штатов Америки, которое в течение нескольких лет проводит политику сдерживания Китая. Однако Индия не намерена усугублять противоречия с Китаем. Более того, в 2011 году между двумя странами были возобновлены переговоры по вопросам обороны, которые подразумевают и проведение совместных учений. На данном этапе первостепенной задачей, как для Индии, так и для Китая является урегулирование ситуации вокруг Аксай Чин и Аруначал.
Надо сказать, что новая военно-морская стратегия Индии определяет желание государства иметь крупный сбалансированный океанский флот. В настоящий момент индийские военно-морские силы являются одними из крупнейших в мире, а после того, как будет реализована программа по крупномасштабному военно-морскому строительству, Индия прочно укрепит свои позиции в числе пяти мощнейших флотов в мире.
По словам китайских экспертов, в 2012 году расходы Индии на военную отрасль возрастут до 39 миллиардов долларов, но и такая сумма будет недостаточна для удовлетворения всех потребностей армии. Генерал-майор Инь Чжо уверен, что такой рост расходов в первую очередь связан с ростом экономики страны, а также с тем, что правительство прилагает большие усилия для обеспечения постоянного членства в Совете Безопасности ООН. Такие желания требуют обладания большим военным потенциалом, в частности, для поддержания превосходства над Пакистаном. А это, в свою очередь, и привело к тому, что Индия вынуждена была увеличить расходы на военную отрасль. По его словам, Индия пошла по короткому пути, пытаясь при помощи закупок иностранного вооружения создать современную оборонную промышленность, поскольку самостоятельные разработки в среднем могут занять 15-20 лет. Но такая стратегия может дать только краткосрочный эффект. В долгосрочной перспективе Индии необходимо более активно развивать собственную военную отрасль. Генерал также считает, что большой ошибкой Индии было то, что ставка была сделана на закупку иностранного вооружения, в результате чего собственный оборонный комплекс оставался неразвитым.
На сегодняшний день все морское строительство Индии зависит от импорта техники из России и Франции. В отличие от Китая, у Индии нет мощной судостроительной промышленности, тем не менее, в последнее десятилетие страна добилась значительных успехов в плане строительства военных судов. Необходимо отметить реализацию таких проектов, как строительство атомохода Arihant, авианосца Vikrant, призванного заменить авианосец Viraat, единственный на сегодняшний день в Индии. Кроме того, весьма успешно ведутся и такие проекты, как строительство корветов Kamorta, эсминцев Kolkata и Delhi, фрегатов Shivalik. Следует также отметить также и совместное российско-индийское создание крылатых ракет BrahMos и BrahMos II.
Кроме того, большое внимание уделяет Индия и реализации программ для осуществления информационной осведомленности в Мировом океане. С этой целью проводится ряд программ по созданию системы слежения, в которую войдут военные спутники, беспилотники, вертолеты и самолеты ДРЛО, 24 патрульных самолета P-8 Poseidon.
До 2020 года Индия планирует уже иметь три боевых корабля – неатомных авианосца. Также неоднократно появлялась информация о том, что Индия может закупить еще и несколько десантных кораблей.
Представители индийского военного ведомства неоднократно говорили о необходимости создания мощного флота. Таким образом, к 2020 году в Индии может быть создан современный флот, в составе которого будут находиться 3 авианосца, около 70 корветов, фрегатов и эсминцев, 30 подлодок, 6 атомоходов и около 15-20 неатомных подлодок.
Что же касается Китая, то он на протяжении последних 20 лет развивался в соответствии с необходимостью противостояния американским ВМС.
До 2020 года Китай планирует построить два неатомных авианосца, а затем начать строительство и атомных. Большое внимание уделяется также палубной авиации. Если изначально основным самолетов такого типа должен был стать Су-33 российского производства, то позже ситуация изменилась, и в Китае была создана его копия - J-15.
Кроме того, в стране ведутся активные разработки вертолета ДРЛО Z-8, который является копией российского Ка-31, и самолета ДРЛО, который очень похож на американский E-2 Hawkeye. Помимо этого, Китай продолжает развивать и подводный флот, ракетные силы. В составе китайских военно-морских сил в данный момент находится примерно 200 кораблей и, хотя большая их часть устарела, у них есть и более новые судна, не только российского, но и собственного производства.
Кто сильнее? Ситуация складывается таким образом, что более сильным окажется то государство, которое сможет установить контроль над водами Мирового океана, причем в долгосрочной перспективе. А такой контроль возможно установить только при помощи военно-морского превосходства.
http://topwar.ru/print:page,1,12969-indiya-vs-kitay-kto-silnee.html
Комментарии (0)