Судя по интонациям, автора данной статьи трудно обвинить в горячей любви к России. Однако, приводимая им аналитика довольно любопытна. Так сказать. взгляд на ситуацию из другого окопа.
В то время, когда в Крыму уже вовсю шло российское вторжение [1] , но пресса и политики, деликатно соглашалась считать российских солдат «неизвестными вооружёнными» и даже «народными дружинниками Крыма», а блоггеры "зелеными человечками", министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу [2] сделал неожиданное заявление о намерениях России увеличить количество военных баз за рубежом.
«Помимо Вьетнама и Кубы мы планируем расширить их количество за счет таких стран как Венесуэлы, Никарагуа, Сейшельские острова, Сингапур и другие»,– сказал СергейШойгу. «Он подчеркнул, - сообщает РИА «Новости», – что переговоры ведутся и Россия близка к подписанию документов».
В справке РИА «Новости» [3] , сопроводившей заявление Сергея Шойгу, названы российские военные базы, которые находятся сейчас за рубежом. Правда, вошли в этот список только достаточно известные, такие как в сирийском городе Тартусе, Белоруссии, Армении, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Азербайджане, Абхазии и Южной Осетии. Ну и, конечно, на Украине, в Севастополе. Последняя, как выясняется, воспринимается Кремлём и российскими министрами отнюдь не как «зарубежная».
Вообще-то, конечно, с суверенной незалежностью, в соответствии с заключенными договорами, необходимо считаться и уважать, но похоже только не тогда, когда речь идет о геополитических амбициях кремлёвских стратегов. В тот момент, когда Шойгу, проявив дипломатическую неопытность, делал заявления о новых военных базах за рубежом, российская армия, опираясь на базу в Севастополе, довершала интервенцию в Крыму. Правда, позднее заявив, что никаких российских войск там нет и все это не более чем провокация.
И действительно, если смотреть на географическую карту, то схема расположения будущих военных баз выглядит очень даже .... стратегически, вполне в духе [4]"великой шахматной доски", но уже в российском ее варианте [5] .
– Вьетнам - идеальная точка контроля морских транспортных потоков в южно-китайском море, являющемся транспортной артерией между Кореей, Китаем и Гонконогом, с одной стороны, и Европой, Австралией, Центральной Азией и Ближним Востоком, с другой. За эту точку давно идет борьба между США и Россией, которая раньше владела базой в Камрани.
– Куба - это прямой контроль территории США и выхода из Мексиканского залива. Собственно, крылатые ракеты с кораблей можно засылать на США прямо с рейда. Долетят быстрее, чем из Украины до Москвы. К тому же 75% радиоперехвата осуществлялось именно с ее территории.
– Венесуэла - контроль транспортных потоков из Южной Америки в Северную, в первую очередь, нефтяных.
– Никарагуа - контроль зоны Панамского канала. В 1979–1990 годы, с помощью посланцев СССР были созданы инфраструктура и вооруженные силы этой страны. Советские офицеры не только обучали никарагуанских военных, но и планировали операции против «контрас», которых активно поддерживали США и Гондурас.В Никарагуа построили четыре секретные базы [6] радиоперехвата. Там же, кстати, как позднее в Афганистане, КГБ построил школу госбезопасности. Правда, все эти приобретения потом пришлось спешно бросить.
– Сейшелы - прекрасное, практически идеальное место для контроля как транспортных потоков, идущих из Азии в Европу через Суэцкий канал, так и транспортных потоков, идущих в обход Африки, впервые осуществленными еще финикийскими мореплавателями.
– Сингапур. Он фактически контролирует Малаакский пролив, который не обойти при транспортировке грузов из Азии в Европу. В том числе и нефти в обратном направлении. Одна база в Сингапуре стоит всех остальных вместе. Это контроль над Китаем. Это главная болевая точка на море о котором всегда знали арабские мореходы, а в последствии и португальские.
При этом, наблюдатели [7] вполне резонно замечали: но у России сейчас нет такого флота и таких военно-воздушных сил, чтобы разместиться на этих базах. Про стоимость строительства таких баз и современное состояние российской экономики, с трудом пережившей Сочинскую Олимпиаду и уже вползающей в кризис, наблюдатели и не вспомнили. Впрочем, строить столько кораблей не обязательно, ведь, их можно купить! Как те «Мистрали» у Франции и как ни странно, не попадающие под предполагаемые экономические санкции.
Отставим в сторону революционную Кубу, банановые Сейшелы, голодающей без туалетной бумаги Венесуэлу, страну дождей, ...и велосипедов - Вьетнам. Взглянем лучше на Крым глазами Сингапура.
С неподдельным интересом, наверное, смотрят сейчас власти этого города-государства на то, как опираясь на военную базу в Севастополе, Россия изымает из управления братской, славянской Украины полуостров Крым. Тоже, ведь, сначала договорились, мол, просто сохраняем военную базу, платим за неё честь по чести, во внутренние дела не вмешиваемся – и нате пожалуйста. Вряд ли по нраву Сингапуру такая перспектива. А ведь именно она сейчас демонстрируется Россией всему миру. Осторожно предположу, что при всех симпатиях Кубы, Никарагуа, Вьетнама, да и других стран "ближнего зарубежья"такую перспективу оценивают вполне трезво. Заодно, кстати, и на Сирию поглядывают, в которой тоже вроде как военная база и третий год гражданская война.
Впрочем реакция Венесуэлы и Никарагуа была незамедлительной.
«Мы в соответствии с нашей конституцией не можем разрешить размещение никаких иностранных военных баз в нашей стране», - сообщил министр иностранных дел Венесуэлы Элиас Хауа на пресс-конференции в Бразилии.
«Никарагуанская конституция запрещает размещение иностранных военных баз на национальной территории», – сообщил вице-спикер парламента Никарагуа Вильфредо Наварро.
И хотя представитель правой Либерально-конституционалистской партии Никарагуа Вильфредо Наварро допускает [8] возможность проведения переговоров по вопросу транзита и остановки техники зарубежных государств исключительно в мирных и учебных целях, вряд ли происходящие на Украине события успокаивают самого Даниэля Ортегу. В начале 2000-х годов, после шестнадцатилетнего перерыва, во время которого прежние российские торгово-экономические связи с Никарагуа были серьезно ослаблены, двусторонний диалог все же возобновился. Был подписан Договор об основах отношений между Российской Федерацией и Республикой Никарагуа от 18 сентября 2002 г. Полностью урегулирована проблема задолженности Никарагуа по кредитам бывшего СССР. Победа Д. Ортеги на президентских выборах 2006 г. привела к стремительному наращиванию многосторонних связей между двумя странами. Москва предоставила Манагуа крупную безвозмездную помощь, что облегчило тяжелое хозяйственное положение Никарагуа и повысило престиж России в Центральной Америке.
Особенно интенсивно российско-никарагуанские контакты стали развиваться после того, как в 2008 г. президенты двух стран – Д.А. Медведев и Д. Ортега – встретились сначала в Каракасе, а затем в Москве, куда президент Никарагуа прибыл с официальным визитом.Внезапно расщедрившись, руководство России приняло решение безвозмездно передать вооруженным силам Никарагуа современную летную технику и разработало планы по оказанию стране военной [9] и финансовой помощи [10] .
Со времен строительства Асуанской плотины мир не видел такого грандиозного воплощения идеи международной солидарности завещанной еще бессмертным комманданте [11] Уго Чавесом. Вечный революционер Никарагуа Даниэль Ортега и кремлевский стратег Дмитрий Медведев договорились перекроить карту мировых товарных потоков. Прямо посреди заднего двора США, но без малейшего американского участия, они собирались построить собственную альтернативу Панамскому каналу, сократив водный путь из Китая к восточному побережью Америки на целый день, воплотив тем самым затаенную мечту великого китайского мореплавателя XV века Чжэна Хэ [12] . Так что скоро мореплаватели Нового Света будут умолять Ортегу пустить их многотоннажные корабли коротким путем, а тот еще возьмет да и откажет – пока не покаются за Самосу.
Вообще, Ортега далеко не первый президент Никарагуа, который пытается поднять свой международный статус, раздавая иностранцам концессии на строительство канала между двумя океанами. За последние триста лет реализовать этот проект пытались и испанцы, и англичане, и американцы. Дмитрий Медведев в 2008 году, разомлев после упомянутой встречи с Ортегой, уверял [13] , что и Россия очень даже может построить такой канал. Если уж Беломор прорыли, то такую канаву, да еще и в тепле, как-нибудь выкопаем. Тем более Ортега первым согласился признать Абхазию и Южную Осетию – за это не жалко и два вырыть, по каналу за каждое признание.
Позднее, в 2009 г. даже состоялся визит в Никарагуа заместителя Председателя правительства РФ И.И. Сечина, во время которого, по сообщению МИД Никарагуа, российской стороной обсуждалась возможность участия в строительстве межокеанского канала для крупнотоннажных судов и возобновлению проектов по возведению объектов гидроэнергетики в центральной части страны, которые были заморожены после распада СССР.
Но потом, по ходу своего президентства, Медведев безнадежно увяз в реформах зимнего времени и нулевого промилле, поэтому до рытья канала в Никарагуа руки у него так и не дошли. Пришлось Ортеге искать новых желающих осуществить мечту всех никарагуанских лидеров. К счастью, место Медведева очень быстро согласились занять китайцы, всегда готовые строить что угодно и где угодно, казалось бы не вникая в политические взгляды заказчиков.
Соглашение между китайцами и правительством Никарагуа, которое в июне 2013 г. уже одобрил местный парламент, под гарантии Центрального банка, но президенту Ортеге выбирать не приходится. Своих денег, чтобы вложить в строительство, у Никарагуа нет, поэтому приходится заманивать инвесторов максимально удобными условиями работы. Концессия на строительство и эксплуатацию канала достанется китайцам на 50 лет с возможным продлением еще на 50. На все это время участвующие в проекте компании и их работники получат [14] , по сути, экстерриториальный статус и будут неподсудны никарагуанским властям. Правительству Никарагуа китайцы поначалу будут платить всего $10 млн в год, потом какую-то долю от прибыли, через десять лет отдадут 10% акций канала, а полное право собственности на все – только через сто лет.
За это китайский предприниматель должен возвести поистине грандиозное инфраструктурное чудо: канал между Тихим и Атлантическим океанами по своей протяженности в четыре раза длиннее Панамского, с двумя глубоководными портами по краям плюс железную дорогу и трубопровод вдоль берега. Общая стоимость работ оценивается (на момент подписания закона № 840) в $40 млрд, то есть около четырех годовых ВВП Никарагуа.
За строительство никарагуанского канала отвечает [15] частная компания Hong Kong Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd. Компания возникла 20 августа прошлого года, зарегистрирована в Гонконге с уставным капиталом $64 тысячи, а ее сайт заработал всего за несколько дней до подписания соглашения с Никарагуа. Корреспонденция пересылается на пекинский адрес главы и единственного владельца компании Ван Цзиня (Wang Jing).
Сам Ван Цзинь – персонаж вполне реальный. Он руководит китайской телекоммуникационной компанией Xinwei [16] . Это довольно крупная фирма, но без особого опыта за пределами Китая. Тем не менее в Никарагуа Ван Цзиня хорошо знают – он дружит с родным сыном Даниэля Ортеги, Лауреано, по удачному совпадению, - советника по инвестициям у президента Никарагуа.
Сначала Лауреано насоветовал отцу воспользоваться услугами Ван Цзиня в сфере основной специализации китайца – в телекоммуникациях. Они договорились, что Ван Цзинь инвестирует в развитие этого сектора в Никарагуа около $2 млрд. Соглашение было подписано почти год назад, а китайские двухмиллиардные телекоммуникации так и не начали появляться [17] в Никарагуа. Офисы, отведенные для работников Xinwei, до сих пор стоят пустыми.
Аналитики полагают [18] , что секрет влияния, возможно, кроется в связях Ван Цзина с Коммунистической партией Китая (КПК). Однако Ван отрицает, что за ним стоят влиятельные партийные боссы. «Людям кажется, что такой масштабный проект должен быть завязан на политике. Но это не так. Это просто бизнес. В конце концов, я даже не член КПК», — заявил миллиардер The Financial Times. Однако зная что Китай планирует свои коммерческие дела за рубежом, как военные операции, можно с уверенностью говорить, что за ним стоит пекинские партийные бонзы.
И хотя официально китайские власти никак не комментировали проект строительства Никарагуанского канала, понятно, что КНР потенциально будет среди самых крупных его клиентов. «На данный момент Китай является вторым по величине пользователем Панамского канала, расширение которого связано как раз с увеличением торговли между Азией и Западным полушарием. Кроме того, Китай больше других стран инвестирует в Латинскую Америку и является самым крупным торговым партнером региона», — цитирует Deutsche Welle главу Института исследования Латинской Америки при Католическом университете в Айхштэтт-Ингольштадте Карла Дитера Хоффмана.
Пожалуй, единственный вопрос, который беспокоил Пекин,— это необходимость обеспечивать безопасность канала, не привлекая к этому вооруженные силы самой КНР. И по еще одному удачному совпадению, - появление российской эскадры в Карибском море и планы по строительству военно-морской базы ВМФ России в Никарагуа, призваны облегчить Китаю решение этой задачи.
Вообще подобных совпадений в описываемых событиях достаточно много, а потому перейдем еще и к следующим.По сообщениям китайских СМИ, 5 декабря 2013, г-н Ма Кай, член ЦК КПК Политбюро, вице-премьер Государственного совета, и г-н Виктор Янукович, Президент Украины посетил выставку достижений в отношении китайско-украинского сотрудничества. На этой выставке, уже упомянутый нами Ван Цзин, председатель и президент Xinwei представил 4G телекоммуникационной проект для Украины, и сообщил о строительстве в Крыме глубоководного порта, предназначенного для экономического развития районов, куда предполагается инвестировать $10 млрд. США компанией Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co., Ltd., 100% акций в которой принадлежат Ван Цзину.
Первоначальные инвестиции в глубоководный порт и экономическое развитие районов проекта составляет $3 млрд. долларов США. Это включает в себя строительство нового Крымского глубоководного порта недалеко от Евпатории, реконструкции Севастопольского рыбного порта, а также строительство инфраструктуры, включая высокотехнологичный промышленный парк электроники и информационных технологий. Инвестиции во второй срок не менее $7 млрд. США, включающие в себя НПЗ, строительство завода СПГ (!!!), аэропорт и судовые доки, а также поддерживающие социальные проекты, такие как морской курорт и центры профессионального обучения.
Предполагается, что после строительства международного морского хаба, его годовой грузооборот составит 150 миллионов тонн / год, большая часть которого, призвана избежать транспортировки через территорию России. Этот порт одновременно призван сократить расстояние от Китая до северных европейских государств на 6000 км, что будет стимулировать бизнес-операции между Китаем и Азиатско-Европейскими государствами. Планировалось, что Крым станет шлюзом в экономической зоне Шелкового пути, новым ядром и центром Азиатско-Европейского торгового пути, служащего процветанию мировой экономики.
В свете изложенного, становится ясной и цель тайной встречи [19]"серого кардинала"Кремля, помощника президента Путина, - Владислава Суркова с премьером крымской автономии Анатолием Могилевым 14 февраля 2014 года. По информации издания ZN.UA , на встрече Суркова и его команды с председателем крымского правительства обсуждалась только тема строительства транспортного перехода через Керченский пролив, по странно заниженной смете [20] .
Возвращаясь к визиту теперь уже бывшего [21] президента В.Януковича в КНР, необходимо упомянуть еще и вот о чем.В рамках заключённого в декабре соглашения между Китаем и Украиной Пекин обязался предоставить Украине гарантию ядерной безопасности. 12 декабря 2013г. Washington Times сообщила [22] о том, что в начале декабря президент Украины Виктор Янукович и президент Китая Си Цзиньпин подписали двусторонний договор и сделали совместное заявление о том что «Китай безоговорочно обязуется не применять или не угрожать применением ядерного оружия против не имеющей ядерного оружия Украины, а также обязуется в дальнейшем предоставить Украине гарантию ядерной безопасности, в случае если страна столкнётся с вторжением с применением ядерного оружия или будет находиться под угрозой ядерного вторжения».
Следует упомянуть, что в 1996 г. Украина отказалась от своего ядерного арсенала. При этом был подписан Будапештский меморандум, согласно которому США, Великобритания и Россия обязались гарантировать Украине ее суверенитет, безопасность и неприкосновенность ее границ. И хотя на меморандуме стоят подписи лишь США, Великобритании и России, к гарантиям, данным Украине, присоединились также оставшиеся "старые"ядерные державы - Китай и Франция. Подписанное в декабре соглашение не представляет собой отхода от данного Китаем ранее обязательства, что он не будет применять ядерное оружие или угрожать его применением против Украины.
Глядя на события происходящие на Украине, можно легко представить себе, что думает руководство Ирана, Израиля, КНДР, Индии, Пакистана, а также других стран, таких как Аргентина, Бразилия, Япония, которые, в принципе, обладают технологиями создания ядерного оружия, но которых мировое сообщество убедило этого не делать. Вторжение на Украину, а точнее в Крым означает крушение мировой системы безопасности и договора о нераспространении ядерного оружия.
Существует вероятность того, что в ответ на ядерное вторжение или его угрозу, направленную на Украину, а значит и тем стратегическим планам, что возлагаются им на новые проекты Шелкового пути, Китаю придётся нарушить данное обязательство. С учётом того что грань между атакой с применением обычного и ядерного оружия размыта, неизвестным остаётся на каком пороге Китай ответит на военную агрессию по отношению к Украине.Если бы в будущем отношения России и Украины ухудшились до масштабного вооружённого конфликта с применением обычных видов оружия, двойственная позиция Китая может вынудить Пекин на возможность ядерного ответа [23] .
Впрочем, напрашивается и другой вполне логичный вывод: если США и Китай, два глобальных игрока согласны на такое усиление российского присутствия в мире и готовы этому способствовать, то это означает, что вместо слабеющих США должность мирового жандарма займёт Россия. Ну а Украину, соответственно, уже слили под кремлёвский сапог, мечтающий о теплых водах Индийского океана. Сергей Кужугетович, конечно, человек для российских обывателей весьма авторитетный, министром считается вполне здравомыслящим, в популизме никем не заподозренным, стало быть подобные заявления вполне определенный сигнал заинтересованным сторонам.
Комментарии (0)