После прихода к власти в конце 2002 года Партии справедливости и развития (ПСР) во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом Турция стала более процветающей и политически активной страной.
И хотя Турцию пока нельзя назвать полноценной демократией, несомненно, что сегодня она является более демократической страной, чем десять лет назад, ведь смена правительства там происходит путем голосования. Кроме того, Турция стала рассматриваться как модель для государств «Арабской весны».
Несмотря на все эти достижения, Турцию с конца мая сотрясают акции протеста. Что стоит за этими протестами? И как они повлияют на развитие демократии в стране? Ректор и профессор Университета Аксарай доктор Мустафа Акар делится своим видением ситуации в Турции.
Мустафа Акар, ректор и профессор Университета Аксарай, Турция.
Интервьюер: Мария Просвирякова, Российский совет по международным делам.
Мустафа Акар, ректор и профессор
Университета Аксарай, Турция
В чем сходство и отличие волнений в Турции от восстаний «Арабской весны»?
Эти волнения носят совсем иной характер. Было бы ошибкой проводить параллель между ними, поскольку Турция является демократической страной, в которой действуют демократически избранный президент, премьер-министр, правительство и парламент (Меджлис), тогда как в арабских странах, где происходили события «Арабской весны», не было демократических, свободных и справедливых выборов. В этих странах существовала диктатура без какой-либо надежды на смену правительства демократическим путем. В последнее десятилетие турецкий народ неоднократно имел возможность менять своих правителей, и вскоре у него будет новый шанс. В 2014 году состоятся муниципальные выборы, и помимо этого президент Турции впервые будет избираться путем всенародного голосования, а в 2015 году пройдут парламентские выборы. Кроме того, во время протестов в арабских странах отмечались очень плохие макроэкономические показатели (безработица, темпы роста, доход на душу населения, золотовалютные резервы, инвестиции, внешний долг и т.д.). В отличие от этих стран Турция в последние годы была «путеводной звездой» в регионе. При правительстве Эрдогана экономические показатели значительно улучшились. Несмотря на отрицательные последствия мирового экономического кризиса, турецкая экономика в настоящее время очень устойчива, и она значительно укрепилась за последнее десятилетие Турция является семнадцатой по величине экономикой мира.
С 2001 по 2012 гг. ВВП Турции увеличился в пять раз, сделав скачок со 150 до 790 млрд. долл., доход на душу населения возрос почти в 4 раза - с 3 тыс. до почти 11 тыс. долл., инфляция снизилась с 67% в 2001 г. до 6,5%, реальные процентные ставки сократились практически до нуля, экспорт увеличился с 25 до 152 млрд. долл., а ежегодные темпы роста в течение того же периода достигали примерно 6%. По состоянию на январь 2013 г. уровень безработицы в Турции составлял около 8,4%, т.е. ниже, чем во многих развитых европейских странах. В отличие от ряда государств-членов Европейского союза, которые сталкиваются с огромным бюджетным дефицитом,Турция имеет профицит бюджета, и она погасила свои долги перед МВФ.
Таким образом, контекст протестов в Турции полностью отличается от восстаний «Арабской весны». Люди, вышедшие на улицы в этих странах, требовали обеспечить свободу, социальную справедливость и защиту достоинства, в отличие от них турецкий народ обрел свободу, социальную справедливость, уверенность в себе и чувство собственного достоинства под руководством Эрдогана.
endthelie.com
Реджеп Тайип Эрдоган
Эрдоган сделал многое для своей страны. После прихода к власти его Партии справедливости и развития в конце 2002 г. в турецкой экономике произошел значительный подъем, а Турция стала влиятельной политической силой на Ближнем Востоке. Во всех отношениях страна добилась более высокого уровня благосостояния. Чем же вызвано такое серьезное недовольство правлением Эрдогана?
Отвечая кратко, можно сказать, что у этих протестов есть три измерения:
1) экологические и социальные проблемы,
2) недовольство в лоббистских кругах и среди тех, кто «проиграл» в новой Турции,
3) растущие озабоченности крупных международных игроков по поводу региональных устремлений Турции.
Динамика первого измерения вписывается в рамки закона. Это движение объединяет экологов, группы людей, которых не устраивает стиль правления Эрдогана, и граждан, обеспокоенных вмешательством правительства в их частную жизнь (например, тенденцией к запрету абортов, призывами иметь не менее трех детей в каждой семье, новыми правилами продажи алкогольной продукции, объявлением «айрана» - напитка на основе йогурта, турецким национальным напитком, а также воспитанием «религиозной молодежи» и т.д.). Это измерение протеста следует признать частью хорошо работающей демократии и выражением нормальных, легитимных и демократических требований. Если у граждан есть конкретные озабоченности, они имеют полное право на протест и выражение своего мнения.
Второе и третье измерения явно незаконны и нелегитимны, они носят насильственный характер, и, очевидно, являются «организованной операцией», цель которой - заставить Эрдогана уйти в отставку и спровоцировать падение его правительства, создав, таким образом, хаотичную и политически нестабильную обстановку. Это результат коллективных усилий маргинальных, ультралевых группировок, лоббистов, личнозаинтересованных крупных капиталистов и внешних игроков. Позвольте кратко объяснить, почему. В сочетании с реформами 1980-х годов, которые осуществил ныне покойный премьер-министр Тургут Озал, правление Эрдогана, начиная с 2002 г., существенно изменило экономическое и политическое устройство страны. Политическая система эволюционировала от «военной опеки» к плюралистической демократии. Экономика стала более ориентированной на рынок, более открытой и конкурентоспособной. В «старой Турции» в условиях режима военной опеки, когда страна строго контролировалась и управлялась армейскими генералами и чиновниками, некоторые промышленные гиганты и холдинги, участвовавшие в реализации финансируемых правительством проектов, получали государственные выплаты, «стимулы». В то время не было соперничества в экономике и иностранной конкуренции. Правительство проводило в целом протекционистскую политику. Отсутствовала свободная внешняя торговля, экономика была закрытой, и не применялись экономические и политические стандарты ЕС. Реформы Озала и правление Эрдогана открыли экономику Турции для внешнего мира. Это привело к экономической либерализации и повысило конкурентоспособность экономики страны. В результате отдельные крупные компании и холдинги (традиционные «крупные капиталисты», базирующиеся в Стамбуле) начали сталкиваться с жесткой конкуренцией со стороны иностранных компаний и зарождающейся анатолийской «консервативной буржуазии». Государственные субсидии, аренда, безусловная поддержка и свободные деньги стали уже недоступны для этих компаний и, как следствие, рынок начал ускользать из-под их тотального контроля. Более того, богатые давно привыкли получать крупные доходы в виде процентных отчислений в условиях, когда реальные процентные ставки были очень высоки в связи с экономической и политической нестабильностью. Сегодня эти «лоббисты» выражают недовольство, поскольку реальные процентные ставки практически равны нулю. Поэтому эти круги хотели бы, чтобы Эрдоган ушел в отставку, а Турция вернулась к «старым добрым временам». То же самое относится к движениям политической оппозиции, которые также стремятся прийти к власти, но понимают, что у них нет шансов победить Эрдогана на выборах.
Еще одно измерение этой проблемы связано с тем, что Турция превращается в региональную державу с определенными устремлениями. Стамбул стал глобальным финансовым центром, ведутся работы по строительству третьего моста через Босфор (Стамбульский канал) и третьего международного аэропорта, благодаря чему Стамбул превратится в международный транспортный узел, центр распределения потоков энергии и т.д. Это может затронуть интересы некоторых мировых держав, у которых есть собственные планы относительно данного региона. В результате «Арабской весны» ожидалось своего рода переустройство всего региона (т.е. с учетом продолжающихся конфликтов в Сирии, Ираке и в целом на Ближнем Востоке). Поскольку у мировых держав есть собственная повестка дня и свои планы в регионе, они предпочли бы, чтобы Турция была страной-марионеткой под их контролем. Они, конечно, не поддерживают идею независимой и сильной Турции, которая резко критикует ООН, ЕС, Израиль, Германию и Францию по отдельным вопросам. И это вовсе не удивительно.
Я считаю, что эти внутренние и внешние заинтересованные группы объединили свои усилия и выступили сообща против правительства Эрдогана.
euobserver.com
Кто эти протестующие?
Протест начали экологи – полные энтузиазма, молодые люди, которые требовали сохранить парк Гези и выступали против планов городских властей по новой застройке площади Таксим.
Однако практически сразу после начала акций протеста многочисленные незаконные, маргинальные и оппозиционные группы, партии и организации выскочили на сцену и попытались изменить их направленность путем манипуляций. Так экологический протест превратился в политическое восстание.
Протестующие использовали методы, которые ранее применялись в некоторых других странах во время «бархатных революций», связанных с политическими движениями «Отпор» и «Канвас», - социальные сети, дезинформацию, преувеличения, мобилизацию общественности, призывы к сопротивлению, создание паники, прямую трансляцию на международных телевизионных каналах. Однако в Турции у них нет никаких шансов, поскольку в экономическом и политическом плане она значительно отличается от Украины, Белоруссии, Египта, Ливана или Сербии.
Кто поддерживает Эрдогана? Какую часть населения страны можно отнести к его сторонникам?
По результатам выборов 2011 г. около 50% населения поддерживают Эрдогана.
Недавние опросы общественного мнения, проведенные независимыми исследовательскими учреждениями, также показали, что он по-прежнему пользуется поддержкой примерно 50% граждан. Если сравнить число протестующих и число тех, кто вышел на площади, чтобы поддержать Эрдогана, то можно увидеть значительную разницу - несколько десятков тысяч против почти миллиона человек. Также интересно отметить, что демонстрации в поддержку Эрдогана состоялись в ряде других стран, включая Египет, Индонезию, Йемен, Палестину, Македонию, Боснию, Косово, Малайзию и Соединенные Штаты.
Сейчас премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, по-видимому, восстановил контроль над ситуацией, однако его действия по урегулированию кризиса вызвали волну критики в Турции и за ее пределами. Как бы Вы оценили действия Эрдогана в ответ на брошенный ему вызов?
Во-первых, правительство неправильно истолковало происходящие события. Если бы оно выслушало протестующих или попыталось понять озабоченности молодежи, то позднее направленность этих протестов, вероятно, не изменилась бы. Однако когда власти поняли, что их подход не работает, они изменили свое отношение к ситуации. Правительство предложило протестующим направить своих представителей на переговоры. Состоялось несколько встреч протестующих с премьер-министром Эрдоганом, губернатором Стамбула, мэром Стамбула и другими официальными лицами. Они заявили, что поняли смысл обращений протестующих и обещали учесть их озабоченности.
Таким образом, в начале, а точнее до начала событий власти подошли к ситуации непрофессионально и, как оказалось, их застали врасплох. Но они очень быстро сменили тактику и сейчас, на мой взгляд, действуют весьма эффективно. Мэр Стамбула заявил: «Теперь мы будем спрашивать мнение граждан, даже если планируется поменять место автобусной остановки». Соответственно сейчас протесты пошли на спад.
Что означают эти протесты для будущего турецкой демократии?
Я думаю, что, несмотря на все негативные всплески, жертвы и финансовый ущерб, эти протесты станут уроком для турецкой демократии. В любом случае и правительство, и гражданское общество сделают серьезные выводы: народ имеет право выражать свое недовольство политикой правительства, а правительство должно обращать пристальное внимание на требования общественности. Этот опыт еще более укрепит турецкую демократию.
businessinsider.com
Why Turkey did not follow the Arab spring
pattern? Interview with Hasan Selim Özertem,
researcher of Center for Energy Security
Studies at the International Strategic Research
Organization Recep Tayyip Erdoğan
Правительство Эрдогана настояло на проведении ряда реформ, чтобы начать переговоры о членстве в Европейском союзе. Германия подвергла критике подавление протестов и недавно заявила о своем отрицательном отношении к членству Турции в ЕС. С другой стороны, министр иностранных дел Италии Эмма Бонино сказала, что сейчас неподходящий момент для того, чтобы закрывать двери перед Турцией. Скажется ли кризис в Турции на ее отношениях с Соединенными Штатами или перспективах ее членства в Евросоюзе?
Во-первых, важно помнить, что на этот счет нет единого мнения в самих Соединенных Штатах или Европейском союзе. Среди общественности США и ЕС высказываются противоположные мнения об отношениях с Турцией. Там есть как «друзья» Турции, так и силы, которые не в восторге от нашей страны. Политические силы, стоящие сегодня у власти в Германии, не хотят, чтобы Турция присоединилась к этому сообществу, но многие другие государства-члены ЕС считают иначе. Независимо от того, станет ли Турция полноправным членом ЕС, для нее очень важно сохранить членство в ЕС в качестве стратегической цели, чтобы продолжить экономические, правовые и политические реформы.
Кроме того, в ближайшие годы ЕС будет нуждаться в Турции в большей степени, чем Турция в Евросоюзе. Я думаю, что в любом случае Турция будет оставаться союзником западного лагеря. Правительство и министерство иностранных дел неоднократно заявляли, что они будут продолжать работать с Соединенными Штатами и Европейским союзом и что членство в Евросоюзе останется стратегической целью Турции. Я не предвижу в будущем кардинальных изменений в политической линии страны. Несмотря на все противодействие, Турция развивается в направлении свободного, демократического, плюралистического, гражданского, открытого общества с рыночной экономикой, и она будет и впредь продолжать эту политику.
Окажут ли протесты какое-либо влияние на отношения Турции с Россией?
Вероятно, можно провести параллель между стилями руководства Эрдогана и Путина. Однако и их политика, и исторический контекст существенно различаются.
За время правления Эрдогана произошло значительное улучшение российско-турецких отношений: увеличился двусторонний товарооборот, объем инвестиций и поток туризма. Таким образом, сегодня состояние наших отношений намного лучше, чем десять лет назад. И они будут улучшаться и дальше. Мы - соседи, мы нуждаемся друг в друге, и было бы правильно продолжать сотрудничество и совместную работу, и поддерживать контакты в решении национальных, региональных и глобальных вопросов.
http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2111&active_id_11=58#top
Комментарии (0)