В.И. Пантин, зав. отделом Института мировой экономики и международных отношений РАН
1. Период 2014 – 2018 гг. является весьма опасным для России в плане возникновения многочисленных внутренних и международных военно-политических конфликтов.
С точки зрения циклов мирового экономического и политического развития, период 2014 – 2018 гг. соответствует периоду 1939 – 1945 гг., когда разразилась Вторая мировая война. Поэтому конфликты в Сирии и на Украине, а также конфликты, вызревающие в Центральной и Восточной Азии, далеко не случайны, более того, это только начало целой череды взаимосвязанных конфликтов, которые инициируют США и их союзники, стремящиеся с помощью стратегии «управляемого хаоса» решить свои экономические и социально-политические проблемы (подобно тому, как США решали свои проблемы во время Второй мировой войны, которую в Америке называли и называют «хорошей войной»). Конфликты в Сирии и на Юго-Востоке Украины подобны войне в Испании, которая предшествовала Второй мировой войне. К этим конфликтам может добавиться конфликт в Центральной Азии (в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, Казахстане) в котором будут участвовать талибы из Афганистана и исламские боевики со всего Ближнего Востока, направляемые США, Катаром, Саудовской Аравией.
2. Конфликт на Украине, спровоцированный США, является длительным и весьма опасным для России: США инициировали его для того, чтобы одновременно резко ослабить и Россию, и Европейский союз. Договариваться о чем-либо с нынешними пронацистскими украинскими властями, включая Порошенко, бессмысленно, т.к. они марионетки в руках США. Для России – это «последний звонок» в плане интеллектуальной, экономической и военной мобилизации общества, изменения экономической системы и создания нового ВПК, поскольку следующим объектом агрессии в недалеком будущем будет сама Россия. Все эти три задачи взаимосвязаны и предназначены для отпора агрессии направляемых США сил как в период 2014 – 2018 гг., так и в последующий период 2021 – 2025 гг., когда в прямом смысле будет решаться судьба России.
При этом основная проблема состоит в том, что России необходимо модернизировать прежний ВПК и одновременно закладывать основы принципиально нового ВПК, поскольку после 2018 г. США и Китай создадут ВПК, основанный на новых технологиях и новых видах ведения войны, включая биотехнологическое и климатическое оружие, новое высокоточное оружие, средства бесконтактного ведения войны и т.п.
3. Интеллектуальная мобилизация предполагает предотвращение полного развала системы образования и науки под видом «реформ», использование имеющегося потенциала для решения неотложных задач по переводу экономики на военно-мобилизационные рельсы, по предотвращению социальных конфликтов и столкновений в российских регионах, в том числе на Северном Кавказе, по созданию и развитию нового ВПК.
Поскольку воспрепятствовать глубокому разрушению Российской Академии наук и системы фундаментального образования уже невозможно, необходимо создавать параллельные неформальные структуры в науке и в образовании для спасения и сохранения наиболее важных областей и сегментов фундаментальной и прикладной науки, важных для создания нового ВПК и новой экономики. Такими параллельными неформальными структурами могут стать, например, учебные курсы и научные семинары, организованные крупными российскими учеными.
4. Смысл действий США на Украине, помимо прочего, состоит в разрушении ВПК Украины, работавшего на Россию. США не хотят допустить перевооружения России, и с этим связано то обстоятельство, что государственный переворот на Украине произошел в феврале 2014 г., а не в начале 2015 г., когда на Украине должны были состояться президентские выборы (как планировалось первоначально). Это означает, что США решили нанести упреждающий удар по российскому ВПК и по России в целом. Для России это создает значительные трудности, но одновременно появляются новые возможности – в перспективе не тиражировать устаревшее вооружение, которое никогда не будет использовано или будет использовано с низкой эффективностью, а создавать действительное новое оружие на базе новых технологий – робототехники, нанотехнологий, биотехнологий и др. (подробнее об этом см. «Технологии нового ВПК».
5. Наиболее вероятный период крупных региональных военных конфликтов с участием США, их сателлитов и России – 2015-2018 гг. Пик конфликтов придется на 2017-2018 гг., когда в США начнет действовать новый президент-республиканец, сторонник войны против России. Однако к этому времени финансовая ситуация в США может ухудшиться, и могут возникнуть новые конфликты с участием Северной Кореи, Ирана, других стран: со всеми этими конфликтами и проблемами США будет справиться трудно.
В случае интеллектуальной, экономической и военной мобилизации у России, как ни парадоксально, есть шансы не проиграть в конфликтах 2015-2018 гг., так как США и другие западные страны еще будут в это время находиться далеко не в лучшей форме. Для этого нужно прежде всего восстановить боеспособность армии и вооружить ее современным оружием, включая беспилотники, средства ночного ведения боя, защищенные от прослушки средства связи.
Существуют два основных варианта развития событий. Первый вариант – быстрая эскалация напряженности в связи с конфликтами на Украине и в Сирии, ведущая к полномасштабному экономическому, политическому и военному противостоянию между Западом и Россией с участием российских войск и войск НАТО. Такой вариант невыгоден для России, поскольку она не готова к серьезным военным действиям, даже частичное перевооружение армии далеко не завершено, экономика находится в кризисном состоянии. Однако развитие событий может заставить Россию, независимо от ее желания и готовности, принять участие в военных действиях, например, в случае вторжения талибов и исламских боевиков в Таджикистан и другие страны Центральной Азии или в случае вторжения «Правого сектора» на территорию России (прежде всего в Крым). Возможны и другие ситуации, когда России придется вести военные действия.
Второй вариант развития событий – военная и финансовая помощь со стороны России Башару Асаду в Сирии и бойцам на Востоке Украины для того, чтобы выиграть время и использовать его для мобилизации общества и перевооружения армии. Этот вариант более благоприятен, но его труднее осуществить, так как США изо всех сил стремятся втянуть Россию в военные конфликты с тем, чтобы измотать и экономически обескровить ее, как это было в ходе войны Советского Союза в Афганистане. В любом случае к 2017 г., когда США начнут открыто и по всем фронтам угрожать России, российская армия должна иметь более современное и эффективное вооружение, хотя это еще не будет действительно новый ВПК.
6. Однако это не решит проблем стратегического перевооружения российской армии, поскольку самый опасный период для России наступит в начале 2020-х гг., когда начнется технологическое перевооружение развитых стран и Китая, а США и другие западные страны выйдут из депрессии 2008 – 2018 гг. и совершат новый технологический скачок. Именно в период 2021 – 2025 гг. Россия снова может резко отстать в технологическом и экономическом отношении, что обесценит ее ВПК и резко усилит внутренние социальные и межэтнические конфликты, как это произошло с СССР в конце 1980-х гг.
Американские аналитики из ЦРУ и других ведомств прямо делают ставку на развал России изнутри после 2020 г. из-за внутренних социальных и межэтнических конфликтов, инициируемых извне. «Пятая колонна» в России уже финансируется США (по некоторым оценкам до 10 млрд. долл. в год) и будет еще больше финансироваться в ближайшие годы: ее будут целенаправленно использовать для разжигания социальных и межэтнических конфликтов в России, для создания «майдана» в Москве. Чтобы избежать этого самого негативного сценария, ведущего к распаду страны, необходимо в ближайшие 5-7 лет обеспечить мобилизацию общества и создать принципиально новый, действительно современный, но не сверхдорогой ВПК.
Особое внимание в этот период следует уделить «пятой колонне», которая существует в российском правительстве и других структурах власти и активно работает на ослабление и развал страны.Самыми опасными для России являются межэтнические конфликты, которые будут искусственно разжигаться извне и изнутри, используя социальное неравенство, неравенство между регионами и экономические проблемы. Если ничего не делать, не решать социальные проблемы, то межэтнические конфликты и деятельность «пятой колонны», представители которой есть в высших эшелонах власти, разрушат государство и общество.
Отсюда вытекает вывод: России необходимо ускоренными темпами готовиться к военным конфликтам 2015 – 2018 гг., перевооружая армию и приводя ее в состояние боеготовности, максимально нейтрализовать «пятую колонну» в российском обществе и во власти и, главное, быть готовой к новым технологическим вызовам в военной и смежных областях, с которыми она вплотную столкнется в 2021 – 2025 гг.
http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=8678&itemid=35
Комментарии (0)