Джордж Фридман, американский политолог, основатель и директор частной разведывательно-аналитической организации «Стратфор».
Мы обычно не комментируем внутриполитические дела, если они не касаются международных отношений. Тем не менее, необходимо учитывать, что американская внутренняя политика, скорее всего, имеет особое влияние на международные отношения. Сейчас мы вступили в заключительную фазу президентства Барака Обамы, и, как многие другие президенты со времен Второй мировой войны, он заканчивает тем, что мы называем несостоятельностью. Это не суждение о его президентстве, а скорее суждение о политической конфигурации внутри президентства и вокруг него.
Пока президент борется за центр, его способность управлять остается стабильной. Это нормально для президента - иметь рейтинг популярности, менее 60 процентов, но более 40 процентов. Когда рейтинг популярности президента падает существенно ниже 40 процентов и остается таким в течение длительного периода времени, президент больше не борется за центр, но борется за удержание своих собственных сторонников.
Исторически сложилось так, когда рейтинг популярности президента опускается до 37 процентов, его позиция не подлежат восстановлению. Это то, что случилось с Джорджем Бушем в 2006 году. Это случилось с Ричардом Никсоном в 1974 году, когда Уотергейтский скандал привел к его отставке, и с Линдоном Джонсоном в 1967 году во время войны во Вьетнаме. Это также случилось с Гарри Трумэном в 1951 году, в первую очередь из-за войны в Корее, и с Гербертом Гувером до Второй мировой войны из-за Великой депрессии.
Из пяти провальных президентств, которые я упомянул, одно стало таким в результате скандала, одно из-за экономического кризиса и три из-за войн – в Корее, во Вьетнаме и в Ираке. Дело с Обамой менее ясно, чем любое другое. 40 процентов электората тяготели к оппозиции против Обамы в результате целого ряда причин. Он потерял центр также по комплексу причин. Тем не менее, глядя на временную линию его упадка, есть только одно событие, которое влияло, это подъем Исламского государства (ИГИЛ или ИГ) и чувство, даже в демократической партии, что у Обамы нет эффективной реакции на происходящее. Обама, как мне кажется, упал в политическую бездну, потому что после восьми лет он получил свою войну и не может ее контролировать.
Провал Обамы распространяется также и на внутреннюю политику. Только несколько демократов хотели бы, чтобы Обама участвовал в их избирательной кампании, и немногие хотят присоединиться к президенту, если он наложит вето на решение большинства законодателей. Что сломало Трумэна, Джонсона и Никсона – это момент, когда стало ясно, что лидеры их партии в Конгрессе хотят, чтобы они ушли.
Это не означает, что президент не может действовать. Могут быть осуществлены некоторые дипломатические инициативы. Никсон инициировал переговоры между Египтом и Израилем, кульминацией которых при администрации Картера стали договоренности в Кэмп-Дэвиде. Трумэн попытался начать переговоры с Китаем.
Что бы Обама ни делал своей властью внутри страны, Конгресс может проголосовать, чтобы сократить финансирование, и если президент наложит вето, он поставит демократов в Конгрессе в положение смертельной опасности. Место, где он может действовать, и где Обаме как минимум комфортно - это внешняя политика. Там ограниченное развертывание войск и дипломатические инициативы возможны.
Общая стратегия Обама - отказаться от существующих конфликтов на Ближнем Востоке и сдерживать действия России в Украине. Президент имеет возможность применить военное и иное давление. Но противник Соединенных Штатов осознает, что нынешний президент больше не контролирует Вашингтон, что он имеет определенную дату прекращения своих полномочий, и что существует большая вероятность того, что от непопулярных вещей, которые он делает, его преемник должен будет отречься.
Обама теперь будет медленно и неэффективно наращивать военные операции в Сирии и Ираке, в то же время повышать невоенное давление на Россию, или, возможно, начнет низкоуровневые военные действия на Украине. Действия будут направлены на достижение быстрого переговорного процесса, что не произойдет. Президентство сместится в другую сторону, как это было с Трумэном, Джонсоном и Джорджом Бушем. Таким образом, если размышления справедливы, республиканцы выиграют на следующих президентских выборах. Это не неизвестный шаблон для Конгресса, а это значит, что демократы в законодательном органе будут концентрироваться на своих собственных кампаниях как можно дальше от Обамы и следующего демократического кандидата в президенты.
Период провального президентства - беспокойное время. Президент активно пытается сохранить свое наследие, сталкиваясь с огромными внутренними слабостями. Другие страны не видят причин идти на уступки президентам-неудачникам, предпочитая иметь дело со следующим президентом. Эти страны затем используют военную и политическую оппозицию за рубежом, чтобы способствовать формированию следующей президентской кампании в США в своих интересах.
Именно на этом фоне проходит вся внутриполитическая активность. Обама будет ограниченно участвовать во внутренней политике, находясь под сильным давлением со стороны демократов в Конгрессе. Его основным видом деятельности будет стремление справляться с Сирией, Ираком и Россией, как из-за кризиса, так и из-за желания оставить свое наследие. Последние два года провального президентства в основном посвящены внешней политике и на это не очень приятно смотреть.
Комментарии (0)