Россия еще в 90 годах прошлого века поставила себе приоритетную цель — развитие стратегического партнерства с Поднебесной, однако прошло уже 20 лет, но наша страна цели пока не достигла. Даже создание в 2001 году ШОС - Шанхайской организации сотрудничества (с участием стран Центральной Азии) не привело к прорыву в в китайско-российских отношениях в сферах политики, безопасности, энергетики и экономики за 14 лет.
Сегодня, можно сказать, что между Китаем и Россией в основном преобладают больше пропагандистские формы сотрудничества. Это: официальные встречи, показательные учения, но отношения остаются достаточно не подкрепленными. Если проводить сравнения между отношениями СССР и Китаем в 60-80 годы прошлого столетия, то, можно отметить, только снятие напряженности, а также урегулирование споров, касавшихся территории и границ. Возрос товарооборот, но количественно, а не качественно. Пока трудно сказать о чем-то большем.
По существу российско-китайские отношения можно назвать «никакими», стратегическое партнерство между Россией и КНР отсутствует. В обеих странах говорят о «стратегическом партнерстве», но это больше декларации. Пока между странами не возникает долгосрочного интереса, который бы стал системообразующим и фундаментальным.
Такое положение дел связано с рядом факторов субъективного и объективного характера. Россия и Китай находятся в поиске своего места в мировой политике, стоит отметить, что Россия и Китай исторически не имели длительного союзнического взаимодействия. Иногда теплые отношения двух стран менялись на холодные периоды обострения конфронтации. И Россия, и Китай сейчас больше заинтересованы в отношениях с Западом, чем между друг другом. Но у обеих стран сложные отношения с Западом, поэтому лучше выступать «стратегическими партнерами» между собой.
Такое поведение позволяет КНР и России укреплять свои позиции среди стран третьего мира, чтобы достигать различные цели. Цели эти имеют тактический и краткосрочный характер. Однако «двусторонние отношения» Китая и России используются для диалога с Соединенными штатами и Европой. Поэтому складывается впечатление, что «стратегическое партнерство» нужно обеим странам, чтобы держать свои позиции.
Россия и Китай не определили концепцию долгосрочных отношений, поэтому сейчас страны считают, что сбалансированная политика между ними более оправдана. Политические цели ориентированы на краткосрочные и национальные цели. Слабость в отношениях двух стран можно рассмотреть на примере экономических связей, которые ограничиваются пока только торговлей.
«Локомотив» российско-китайских отношений — «процесс политического сближения», который сложно конкретно определить. Этот процесс происходит в основном в рамках политико-пропагандистской риторики. Диалог же между странами ведется по общим внешнеполитическим проблемам: терроризм, религиозный экстремизм, распространение наркотиков, сепаратизм, также на повестке дня бывают и военно-технические вопросы.
У обеих стран пока нет понимания необходимости обязательной трансформации двусторонних отношений, чтобы вывести их на более качественный уровень. Необходимо отказаться от декларативности, необходимо искать долгосрочные интересы, необходимо налаживать реальное стратегическое партнерство.
К сожалению, сегодня нет ни одного факта, который бы говорил о развитии таких отношений. Такое положение отношений между двумя странами скорее сделает их еще более ненадежными и хрупкими. Пока единственное направление, которое объединяет две страны на короткий период, — военно-техническое. Для Китая такое сотрудничество является уникальным шансом за короткий срок сделать рывок в развитии технологий. Пока Россия для Китая — безальтернативный поставщик военных технологий и передовых вооружений, потому что страны Запада придерживаются эмбарго, касающегося поставки в Китай новой боевой техники.
Для России такое сотрудничество — развитие своего ВПК при помощи финансирования, это позволяет проводить опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы в области военных технологий. Ко всему прочему, военные технологии и боевая техника — это единственный вид продукции, которую может Россия предложить Китаю. Такое сотрудничество не будет залогом долгосрочных отношений, скорее оно приведет к конфликту интересов двух стран.
Китай осваивает российскую боевую технику и сокращает разрыв с Россией в сфере ВПК, а также продолжает осваивать оружие из других стран. Логично сделать вывод, что скоро КНР не будет нуждаться в российских поставках, Россия проиграет экономически. Если Китай нарастит свою мощь, то Россия больше не будет представлять интереса для страны, политико-декларативное «сближение» потеряет всякий смысл. Стоит ожидать, что произойдет снижение заинтересованности Китая в развитии политических отношений с Россией.
Реальное российско-китайское стратегическое партнерство тормозится из-за чрезвычайно сложной глобальной конъюнктуры как вокруг Китая, так и России. Это затрудняет процесс принятия двумя странами обоюдных однозначных решений, которые бы были направлены на стратегические отношения.
Также в России присутствуют алармистские настроения в некоторых политических кругах, в условиях декларативных отношений уже проявляется обеспокоенность, что Китай может обосноваться на Дальнем Востоке и в Сибири. Пока и Россия, и Китай выстраивают свои отношения с оглядкой на Запад. Китай модернизируется и при этом за ориентир берет западные страны, а не Россию. Именно по этой причине сейчас Пекин отдает предпочтение развитию отношений с государствами Запада и ТНК.
Но не стоит говорить и том, что возникнет стратегическое партнерство между Западом и Китаем. У Пекина много проблем с США, Японией. Хоть Россия и декларирует заинтересованность в развитии отношений с Китаем, но пока сама придерживается западно-центричной политики. У Запада и России тоже много проблем в отношениях, Пекин считает, что у Китая конфликтный потенциал с Западом намного меньше.
Сегодня российско-китайские отношения слабо подкреплены, скорее это попытка обеих стран «выдавать желаемое за действительное». Все это препятствует сближению, ведет к конфликту интересов, который может неблагоприятно отразиться на России.
Получается, что двум странам надо развивать энергетическое и военно-техническое взаимодействие. Если не будет при этом широкой и комплексной программы (энергетические отношения сегодня завязаны только на российской нефти), то взаимодействие опять будет краткосрочным. Объемы поставок нефти в Китай слишком малые для удовлетворения потребностей китайской экономики, даже в среднесрочной перспективе Россия может не войти в число поставщиков нефти в Китай.
В итоге, Москва больше заинтересована, чем Пекин в долгосрочных отношениях, но Россия пока не проявляет инициативу. Если учитывать мировой экономический кризис, то, возможно, произойдет смена китайских интересов, которые касаются внешних отношений с Россией. Эксперты прогнозируют развал мирового рынка, если это случится, то нашей стране придется выживать. Тогда отношения с Востоком станут намного выгоднее, чем отношения со слабым Западом, китайское направление возьмет верх.
Такие революционные изменения во внешней политике России стоит ожидать, если только в условиях глобального кризиса Запад окажется в катастрофических условиях. Но уверенности в этом пока нет. Но у России нет много времени, чтобы выбирать, необходимо уже искать пути для долгосрочного взаимодействия с Китаем.
Если учитывать все вышесказанное, то можно сделать прогнозы с высокой вероятностью. Отношения между двумя странами могут перейти в национальные, что приведет к обострению и охлаждению, а также свертыванию всех существующих форм сотрудничества. В истории такое уже происходило не один раз.
России нужно избегать пути «выжидания и балансирования», этот путь не поможет нашей стране занять достойное место на мировой арене, а также сформировать устойчивый союз с Китаем.
Комментарии (0)