Владимир СударевД.полит.н., проф. каф. истории и политики стран Европы и Америки МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД
Российско-мексиканские связи имеют более чем вековую историю и отличаются рядом уникальных черт. Еще в советский период ни с одним государством Латинской Америки, за исключением Кубы, у нашей страны не складывался столь интенсивный политический диалог при всех различиях политических и экономических систем.
С конца ХХ века в истории российско-мексиканских отношений начался новый этап. Почти одновременное вступление обоих государств в процесс политической модернизации, освоения новой модели экономического и социального развития, а также существенные изменения мирового порядка обусловили необходимость взаимного поиска новых форм взаимодействия.
Сходные позиции
Распад биполярной системы и обозначившиеся контуры однополюсного мира заметно активизировали усилия Мексики по продвижению в международных отношениях принципов многосторонности, уважения суверенитета, недопустимости практики «силовой» демократизации, укрепления мира и безопасности при центральной роли ООН.
Фото: www.pandia.ru
Винсенте Фокс Кесада –
Президент Мексики, 2000 – 2006
Мексика выступала против односторонних, не санкционированных ООН вооруженных интервенций, под какими бы предлогами они ни проводились. Так, в 2003 г. страна заняла резко негативную позицию в отношении интервенции в Ираке, несмотря на сильнейшее давление США (Дж. Буш почти час уговаривал мексиканского президента В. Фокса поддержать американо-британскую резолюцию, санкционировавшую эту интервенцию). Представитель Мексики (на тот момент непостоянного члена СБ ООН) вместе с представителем Чили посредством искусной закулисной дипломатии добились того, чтобы эта резолюция вообще не выносилась на рассмотрение Совета Безопасности [1].
В то время некоторые отечественные политологи рекомендовали России, руководствуясь не принципами, а чисто прагматическими целями, «встроиться в кильватер» политики Соединенных Штатов, чтобы окончательно не утратить экономические позиции в Ираке. А уж зависимой от США Мексике однозначно предсказывалась чуть ли не автоматическая поддержка позиции Вашингтона. Однако Мексика наглядно показала, что в современной мировой политике еще осталось место приверженности принципам.
Представляется, что именно этот эпизод заставил российское руководство, которое также выступало против войны в Ираке, по-новому взглянуть на эту латиноамериканскую страну и пойти на заметное сближение позиций и по другим вопросам глобальной политики. Так, и Мексика, и Россия резко осудили события 11 сентября 2001 г. и решительно выступили за борьбу с международным терроризмом и преступностью. Но при этом обе страны акцентировали внимание на необходимости не масштабных карательных акций, а нейтрализации причин этих явлений, уходящих корнями в нищету, бедность, социально-экономическую отсталость некоторых регионов мира.
Мексика выступала против односторонних, не санкционированных ООН вооруженных интервенций, под какими бы предлогами они ни проводились. Так, в 2003 г. страна заняла резко негативную позицию в отношении интервенции в Ираке, несмотря на сильнейшее давление США.
Фото: acdis.illinois.edu
Договор Тлателолько, подписанный 1967 году,
запрещает ядерное оружие в Латинской
Америке и Карибском бассейне
Существует целый ряд актуальных вопросов глобальной политики, по которым позиции России и Мексики совпадают. Прежде всего, это вопрос о приведении международного права в соответствие с новыми мировыми реалиями, а главное – его неукоснительное соблюдение даже в форс-мажорных обстоятельствах, будь то события «арабской весны», кризис в Сирии, торгово-экономическое эмбарго США в отношении Кубы и др. Расширению диалога в немалой степени способствовала постоянно действующая двусторонняя российско-мексиканская комиссия, которая была создана по итогам визита в Мексику Е. Примакова в 1996 г. Среди главных тем, рассматриваемых комиссией, – разоружение и нераспространение ядерного оружия.
Напомним, что именно по инициативе Мексики еще в 1967 г. в Латинской Америке была создана первая в мире безъядерная зона. В марте 2013 г. Мексика приняла активное участие в состоявшейся в Осло международной конференции по гуманитарным аспектам воздействия ядерного оружия (Conference on the Humanitarian Impact of Nuclear Weapons). Следующую конференцию предполагается провести в самой Мексике (точная дата еще не определена). Российско-мексиканское взаимодействие будет иметь большое значение и в ходе подготовки международной конференции 2015 г., целью которой является укрепление Договора о нераспространении ядерного оружия.
Мексика традиционно выступает за укрепление режима международной безопасности и его адаптацию к современным условиям. Подтверждением этому может служить тот факт, что Мексика, единственная из стран Западного полушария, в сентябре 2002 г. денонсировала Межамериканский договор о взаимной помощи от 1947 г. на основании того, что он морально устарел и не соответствует новым реалиям. Немалое внимание в ходе двусторонних консультаций стороны уделяли вопросам совершенствования механизмов защиты прав человека на глобальном уровне, в частности, в рамках участия России и Мексики в работе Совета по правам человека ООН.
Новая роль Мексики
В последние годы резко возросла активность Мексики в рамках международных многосторонних форумов. Она нацелена на укрепление механизмов принятия коллективных решений, координацию действий мирового сообщества по осуществлению стратегии «устойчивого развития». Это наиболее отчетливо проявилось в участии Мексики в деятельности «Группы двадцати», в которой она председательствовала в 2012 г.
Кроме того, Мексика стала второй (после Чили) латиноамериканской страной – членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В настоящее время ОЭСР возглавляет представитель Мексики А. Гурриа. Учитывая предстоящее вступление России в эту организацию, представляется целесообразным включить вопрос о процедуре нашего присоединения к ОЭСР в повестку дня российско-мексиканского диалога, тем более что А. Гуррия неоднократно приезжал в Москву для обсуждения именно этого вопроса.
В июне 2012 г. в мексиканском городе Лос-Кабос состоялсяседьмой саммит «двадцатки». Повестка дня саммита, предложенная мексиканской стороной, включала пять актуальных тем, которые напрямую отвечали интересам России: экономическая стабилизация и структурные реформы для обеспечения роста и занятости; укрепление финансовых систем для стимулирования экономического роста; совершенствование мировой финансовой архитектуры в условиях глобализации мировой экономики; обеспечение продовольственной безопасности и меры по стабилизации цен на сырьевые товары; совместные усилия по продвижению модели устойчивого развития, «зеленой революции» и расширение финансирования в целях преодоления неблагоприятных последствий изменения климата. 28 ноября 2012 г. Мексика торжественно передала России председательство в «двадцатке» на 2013 г.
Кроме того, Мексика стала второй (после Чили) латиноамериканской страной – членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В настоящее время ОЭСР возглавляет представитель Мексики А. Гурриа. Учитывая предстоящее вступление России в эту организацию, представляется целесообразным включить вопрос о процедуре нашего присоединения к ОЭСР в повестку дня российско-мексиканского диалога, тем более что А. Гуррия неоднократно приезжал в Москву для обсуждения именно этого вопроса.
Фото: РИА Новости
Лидеры стран на саммите G20 в Мексике
В рамках ООН Мексика активно участвует в переговорном процессе по проблематике изменения климата. Она входит в Группу по обеспечению целостности окружающей среды (Environmental Integrity Group), цель которой – достижение «глобальной экологической целостности», т.е. устойчивости экологической системы, ее способности к саморегуляции и самовосстановлению после негативных внешних воздействий. Кроме того, Мексика поддерживает процесс реформирования ООН, включая Совет Безопасности, где ее позиция отличается от позиций других латиноамериканских государств тем, что она выступает против права вето в СБ.
В последнее время отмечается рост авторитета Мексики на международной арене. Страна превращается в заметного участника процесса выработки новых механизмов глобального регулирования и все чаще дистанцируется от позиции ведущих держав Запада во главе с США. Напомним, что из латиноамериканских стран в «двадцатку» вошли только Мексика, Аргентина и Бразилия. Актуален и вопрос о присоединении Мексики к БРИКС.
Новые геополитические сценарии
В последние годы Мексика не без успеха позиционирует себя как связующее звено между Севером и Югом Западного полушария. Это нашло выражение в выдвинутых ею интеграционных инициативах и, в частности, в образовании в 2012 г. Тихоокеанского альянса в составе четырех самых крупных государств региона, выходящих к Тихому океану (Мексика, Колумбия, Перу, Чили).
Повышенное внимание к Мексике обусловливается и новой геополитической ситуацией. Эта страна находится в своеобразном эпицентре фундаментальных, в известном смысле тектонических сдвигов в мировой экономике. Речь идет о масштабных проектах формирования, с одной стороны, Транстихоокеанского партнерства, нацеленного на интенсификацию связей между Североамериканской зоной свободной торговли (НАФТА) во главе с США и государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), а с другой – зоны свободной торговли между НАФТА и Европейским союзом.
Обе инициативы принадлежат Вашингтону, который стремится в первом случае подменить АТЭС и сдержать экспансию Китая, а во втором – выстроить прочный «трансатлантический мост» и, воспользовавшись слабостью завязшей в финансово-экономическом кризисе Западной Европы, усилить свое влияние в Старом свете. В случае реализации обоих проектов роль Мексики в мировой политике может заметно возрасти. России уже сейчас необходимо учитывать эту возможную новую архитектуру глобальной политики, чтобы избежать рисков маргинализации в мировом пространстве.
Возможность, которую следует использовать
Фото: mail.ru
Фелипе Кальдерон открывает саммит
Тихоокеанского альянса
В последние годы Мексика не без успеха позиционирует себя как связующее звено между Севером и Югом Западного полушария. Это нашло выражение в выдвинутых ею интеграционных инициативах и, в частности, в образовании в 2012 г. Тихоокеанского альянса в составе четырех самых крупных государств региона, выходящих к Тихому океану (Мексика, Колумбия, Перу, Чили) [2].
Целый ряд государств, в первую очередь Япония, уже присоединились к Тихоокеанскому альянсу в качестве наблюдателей. О своем намерении сделать это заявила даже Испания, которая, казалось бы, не имеет прямого отношения к АТР.
Отметим, что Россия неоднократно заявляла о заинтересованности в налаживании устойчивых связей с ведущими интеграционными группировками Латинской Америки, однако видимые успехи на этом направлении отсутствуют. Хотя в последние годы наша страна предпринимает усилия по расширению своего присутствия в АТР, не ограничиваясь членством в АТЭС, ресурсов для решения поставленных задач пока практически нет. Долгосрочная программа развития районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, реализацию которой во многом стимулировал проведенный в 2012 г. на острове Русский саммит АТЭС, не позволяет в полной мере восполнить дефицит необходимых ресурсов.
Ни с Мексикой, наиболее близко расположенной к России по ту сторону Тихого океана латиноамериканской страной, ни с другими 11 государствами этого региона, имеющими тихоокеанское побережье, связей через океан практически нет. И это при том, что еще в первые годы после окончания Второй мировой войны руководством России рассматривался вопрос создания постоянных судоходных линий, которые связывали бы Дальний Восток с тихоокеанскими портами ряда государств Латинской Америки. О целесообразности строительства «тихоокеанского моста» между районами Восточной Сибири, Дальнего Востока и странами латиноамериканского региона специалисты говорят уже в течение нескольких десятилетий [3]. Очевидно, что это не только даст импульс развитию этих районов, но и позволит диверсифицировать наши торгово-экономические связи, подключиться к интенсивно развивающимся интеграционным процессам в АТР. В этом плане присоединение (в той или иной форме) к Тихоокеанскому альянсу, в котором роль лидера играет именно Мексика, способно принести России вполне конкретные дивиденды.
* * *
Фото: expert.ru
Инфографика. Мексика стала крупнейшим
в мире логистическим узлом наркобизнесаe
Участие России и Мексики в глобальной политике имеет немало точек соприкосновения. Потенциал взаимодействия двух стран по ряду позиций реализуется, но пока еще явно не в полной мере. Представляется, что в будущем многое будет зависеть от способности российской стороны окончательно отказаться от достаточно устойчивых стереотипов восприятия Латинской Америки как «заднего двора» Соединенных Штатов, где нашей стране «нечего искать». Что касается Мексики, то это уже не просто латиноамериканская страна, а достаточно влиятельный актор мировой политики, с которым Россию связывает не только прошлое, но, хочется надеяться, и будущее.
Перспективным представляется объединение усилий двух стран по адаптации современного международного права к новым глобальным вызовам. Напомним, что Мексика дала миру целую плеяду блестящих международных юристов, которые разработали положение о статусе безъядерной зоны, Хартию экономических прав и обязанностей государств, реформу морского права и т.д. Дальнейшее укрепление режима нераспространения, новые разоруженческие инициативы, обновление положений Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.), касающихся превратившегося в глобальную угрозу морского пиратства, – вот те области, где российско-мексиканское взаимодействие может оказаться весьма результативным.
Расширить диапазон взаимных консультаций и обмена опытом можно за счет проблем наркотрафика и организованной преступности. Мексика уже накопила богатый (правда, далеко не всегда успешный) опыт решения этих проблем, резко обострившихся с середины прошлого десятилетия. Для России эти проблемы также приобретают все большую актуальность.
Одним из объектов приложения совместных усилий могут стать международно-правовые проблемы миграции, направленные, в частности, на более четкое определение статуса мигранта, его прав и обязанностей. Эта проблема достаточно остро стоит как для Мексики, через которую идут мощные миграционные потоки с Юга Западного полушария в США и в саму Мексику, так и для России, столкнувшейся в последнее десятилетие с неконтролируемой волной миграции из бывших союзных республик.
Расширить диапазон взаимных консультаций и обмена опытом можно за счет проблем наркотрафика и организованной преступности. Мексика уже накопила богатый (правда, далеко не всегда успешный) опыт решения этих проблем, резко обострившихся с середины прошлого десятилетия. Для России эти проблемы также приобретают все большую актуальность.
Целесообразно расширить взаимодействие двух государств в процессе подготовки и проведения многосторонних форумов, таких, например, как саммиты «двадцатки». Рассмотрение на этих саммитах вопросов разработки новых подходов к проблемам глобального регулирования, особенно в финансово-экономической и политической областях, отвечает интересам как России, так и Мексики.
Что касается экономической «привязки» Мексики к Соединенным Штатам, то речь здесь идет скорее о взаимозависимости, хотя она носит достаточно асимметричный характер. Институционно-революционная партия, вернувшаяся к власти после пребывания в оппозиции в 2000–2012 гг., традиционно стремилась компенсировать экономическую зависимость страны от США активным внешнеполитическим курсом. Она дистанцировалась, а в ряде случаев и открыто оппонировала Вашингтону по некоторым острым международным проблемам. Учитывая устойчивость этой традиции, можно утверждать, что «фактор США» в весьма незначительной степени будет влиять на дальнейшее развитие российско-мексиканских отношений.
1. Сударев В.П. Две Америки после окончания «холодной войны». М.: Наука, 2004. C. 98.
2. El Nuevo Herald (Miami), 06.10.2012.
3. Латинская Америка. 2013. № 6. C. 68.
Мексика и Россия в поисках новых сфер взаимодействия
Владимир СударевД.полит.н., проф. каф. истории и политики стран Европы и Америки МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД
Фото:
REUTERS/Grigory Dukor
Владимир Путин встречает Э. Пенья
Ньето на саммите G20 в
Санкт-Петербурге, сентябрь 2013
Современное состояние российско-мексиканских отношений во многом парадоксально. Мы имеем, с одной стороны, высокий уровень политического диалога, совпадение либо сходство позиций по большинству актуальных вопросов мировой политики, с другой – крайне незначительный, по сравнению с ведущими государствами Латинской Америки, масштаб связей в торгово-экономической области. Об этом говорил посол Мексики в России Р. Бельтран, вручавший в январе 2013 г. верительные грамоты президенту В. Путину. В чем причины дисбаланса отношений между нашими странами?
Особенности формирования новых отношений
В июне 2004 г. во время официального визита президента России В. Путина в Мексику были подписаны документы, в которых зафиксировано совпадение или сходство позиций сторон по широкому кругу вопросов мировой политики. В частности, в совместном заявлении отмечалась общая заинтересованность двух стран в упрочении многосторонней системы международных отношений, признавалась роль ООН как основного механизма их регулирования, подчеркивалась необходимость активизации усилий в борьбе с терроризмом, наркотрафиком, транснациональной преступностью [1]. При этом было обращено внимание на значительное отставание экономического взаимодействия от контактов в политической области и намечены пути оптимизации двусторонних связей. Подчеркнем, что за 120 лет существования отношений между двумя странами это был первый визит российской стороны на высшем уровне не только в Мексику, но и в континентальную Латинскую Америку в целом.
В Мексике сформировалось во многом негативное отношение к «новой» России. Сказалась не вполне продуманная политика российского руководства, которое хаотично сворачивало свои позиции в регионе. Особенно наглядно это проявилось в уходе, а точнее – в «бегстве» России с Кубы.
Однако не все в российско-мексиканских отношениях изначально складывалось так гладко, как отражалось в подписанных декларациях. В Мексике сформировалось во многом негативное отношение к «новой» России, что объяснялось целым рядом обстоятельств.
Во-первых, сказалась не вполне продуманная политика российского руководства, которое хаотично сворачивало свои позиции в регионе. Особенно наглядно это проявилось в уходе, а точнее – в «бегстве» России с Кубы.
Во-вторых, в российской внешнеполитической доктрине 1993 г. среди региональных направлений Латинской Америке было отведено привычное еще с советских времен самое последнее место (после Африки).
В-третьих, именно на мексиканском направлении произошло несколько эксцессов, которые редко встречаются в дипломатической практике. Так, в одном только 1995 г. визит в Мексику министра иностранных дел России А. Козырева анонсировался пять раз и в последний момент без вразумительных объяснений отменялся. Нетрудно себе представить, как это воспринималось мексиканской стороной.
Фото: english.peopledaily.com.cn
Владимир Путин и Винсенте Фокс, 2004
Как видим, негативное восприятие Мексикой «новой» России во многом было делом наших собственных рук, и сформировавшийся имидж надо было срочно исправлять. Е. Примаков, назначенный в январе 1996 г. новым министром иностранных дел, уже в мае отправился в свою первую длительную зарубежную поездку в Латинскую Америку и начал ее именно с Мексики [2]. В ходе визита был налажен политический диалог и подписано более 10 документов о сотрудничестве в различных областях. Были созданы две смешанные межправительственные комиссии: по экономическому, торговому, научно-техническому сотрудничеству и морскому судоходству; по культурному сотрудничеству. Кроме того, был запущен механизм политических консультаций между министерствами иностранных дел двух государств.
Почему не произошло реального продвижения вперед?
Уже упоминавшийся визит В. Путина в Мексику в 2004 г. позволил существенно расширить диапазон диалога, однако устранить узкие места сотрудничества, прежде всего, в торгово-экономической области так и не удалось. В первую очередь это было связано с нереализованностью анонсированных масштабных проектов. Так, российская сторона предложила проект поставок сжиженного газа с Дальнего Востока на тихоокеанское побережье Мексики, но не предприняла никаких практических действий в этом направлении, что во многом дискредитировало саму эту идею. Свою роль сыграла и устаревшая договорно-правовая база, основанная на документах, которые были подписаны еще в 1970–1980-е годы. Обновлению этой базы в значительной степени препятствовала незавершенность (вплоть до 2013 г.) переговоров о вступлении России в ВТО.
Энергетический сектор – еще одно пока слабо освоенное поле взаимодействия. Обе страны входят в число крупнейших в мире производителей и экспортеров углеводородов.
Во время визита президента России в 2004 г. и ответного визита в Москву президента В. Фокса в июне 2005 г. мексиканская сторона подтвердила свою готовность поддержать вступление России в ВТО. Между тем объем взаимного товарооборота двух стран был крайне незначительным и колебался между несколькими сотнями миллионов долларов. Так, в 2002–2003 гг. доля Мексики в российском внешнеторговом обороте составляла лишь 0,1% [3]. При этом в отношении российских экспортеров неоднократно применялись антидемпинговые процедуры, которые обосновывались тем, что Россия – страна с «нерыночной экономикой».
С начала второго десятилетия XXI века фактически прекратились обмен студентами и преподавателями, а также сотрудничество в научной и академической областях.
И все-таки определенный прогресс наметился
Фото: onceuponatimeinthewest1.wordpress.com
Патрисиа Эспиноса и Сергей Лавров
Тем не менее диапазон взаимодействия расширялся и в политической, и в экономической области, хотя и достаточно медленными темпами. Об этом, в частности, свидетельствовали результаты визита в Россию в июне 2011 г. министра иностранных дел Мексики П. Эспиносы. В ходе визита была подписана Программа научно-технического сотрудничества на 2011–2013 гг., в которой предусматривалась реализация 18 совместных проектов в области аэронавтики, нанотехнологий, здравоохранения, биотехнологий и в ряде других сфер. На встрече с российским коллегой С. Лавровым П. Эспиноса сообщила о решении правительства Мексики признать рыночный статус российской экономики.
К 2013 г. товарооборот между Россией и Мексикой впервые составил почти 1,6 млрд долл. [4] Таким образом, за период с 2008 по 2012 гг. он вырос на 200%. В результате Мексика вышла на 4-е место среди латиноамериканских партнеров России (после Бразилии, Аргентины и Эквадора) [4]. Вместе с тем обе стороны по-прежнему считают, что потенциал торгово-экономического взаимодействия используется далеко не в полной мере.
Одним из слабо задействованных направлений взаимодействия остается туризм. Хотя в 2012 г. в Мексике побывало около 80 тыс. россиян, мексиканская сторона считает, что эта цифра явно ниже реальных возможностей. По словам посла в России Р. Бельтрана, мексиканское руководство поставило задачу довести число туристов из России к 2018 г. до 500 тыс. человек.
Следует отметить, что развернутая в Мексике с 2006 г. война с наркокартелями, которая унесла жизни более 55 тыс. человек, включая немалое число иностранцев, и затронула знаменитые мексиканские курорты, отнюдь не способствовала превращению этой страны в туристическую Мекку.
Новая ситуация в Мексике после кризиса
Еще в конце первого десятилетия XXI века руководство Мексики стало осознавать, что страна все сильнее втягивается в североамериканскую экономическую «воронку» в результате действия НАФТА (по состоянию на 2012 г. около 80% мексиканского внешнеторгового оборота приходилось на США [5]). Это явно не отвечало национальным интересам, что особенно наглядно показал начавшийся в 2008–2009 гг. и спровоцировавший глобальную рецессию финансово-экономический кризис в Соединенных Штатах. Мексика, плотно «привязанная» к экономике США, как ни одно другое государство, ощутила на себе воздействие этого кризиса: в 2009 г. ВВП страны сократился на 6,2% [6].
Фото: fuerza.com.mx
Встреча Президента Мексики Э. Пенья
Ньето с Председателем КНР
Си Цзиньпинем
В этих условиях мексиканское руководство встало на путь активного поиска новых экономических партнеров.
Попытка интенсифицировать связи с ведущими государствами Латинской Америки и подключиться к интеграционным процессам в регионе первоначально имела лишь относительный и в основном демонстрационный эффект [7].
Другим вектором поиска новых партнеров стало тихоокеанское направление. В 2012 г. Мексика инициировала создание Тихоокеанского альянса, куда помимо самой Мексики вошли Колумбия, Чили и Перу.
В апреле 2013 г. новый президент Мексики Э. Пенья Ньето, избранный в 2012 г., совершил поездку в Китай и Японию. На встрече с китайским руководством он выдвинул программу интенсификации торгово-экономических связей с Поднебесной. Следует отметить, что отношения двух государств в торгово-экономической области складывались весьма непросто из-за немалого дисбаланса в торговле в пользу китайской стороны. Существенную роль изначально играли опасения мексиканских предпринимательских кругов по поводу возможностей Китая занять мексиканскую «нишу» на рынке США .
В январе 2013 г. президент Э. Пенья Ньето поставил задачу расширить торгово-экономическое взаимодействие с Россией [8]. Учитывая, что Мексика – одна из самых открытых экономик мира, имеющая соглашения о свободной торговле с 44 государствами, у России появляется шанс приступить, наконец, к освоению мексиканского рынка.
Перспективные области российско-мексиканского сотрудничества
Это создает благоприятные возможности для рывка в области научно-технического сотрудничества между Россией и Мексикой, учитывая, что наша страна пока еще сильна в области новых технологий, а мексиканская сторона остро в них нуждается.
Мексика стремится стать ведущим игроком в глобальной экономике, и у нее нет иного пути, кроме наращивания инвестиций в научно-исследовательские разработки. Будучи одним из лидеров ОЭСР по экспорту информационного и телекоммуникационного оборудования, она находится в самом конце списка стран по показателям развития науки и инновационной активности. Это создает благоприятные возможности для рывка в области научно-технического сотрудничества между Россией и Мексикой, учитывая, что наша страна пока еще сильна в области новых технологий, а мексиканская сторона остро в них нуждается. Речь может идти о сотрудничестве в таких сферах, как космос, нанотехнологии, высшая математика и пр.
Энергетический сектор – еще одно пока слабо освоенное поле взаимодействия. Обе страны входят в число крупнейших в мире производителей и экспортеров углеводородов. Предстоящая «сланцевая революция» в Соединенных Штатах уже через несколько лет может существенно повлиять на мировой рынок этого стратегического сырья. К этому нужно готовиться уже сейчас, и координация действий двух стран в данной области представляется отнюдь не лишней.
Мексика представляет собой благоприятное поле деятельности для российских инвесторов, тем более что эта страна может служить своеобразным трамплином для проникновения на самый емкий в мире североамериканский рынок.
Целесообразно рассмотреть (особенно после вступления России в ВТО) вопрос о заключении с Мексикой соглашения о свободной торговле, проведя предварительно тщательный анализ возможных выгод и потерь.
Новый импульс необходимо придать работе смешанной российско-мексиканской комиссии по экономическому, торговому, научно-техническому сотрудничеству и морскому судоходству. Заседания этой комиссии пока проходят нерегулярно и зачастую носят формальный характер. Целесообразно наполнить ее работу реальным содержанием, например, в плане создания предпринимательских объединений. В связи с этим можно было бы рассмотреть вопрос о создании специального совета делового сотрудничества, в котором главную роль играли бы не государственные чиновники, а представители бизнеса двух стран, до сих пор еще мало знающие возможности друг друга.
Иными словами, для выхода российско-мексиканского партнерства на качественно новый уровень сегодня наступил наиболее благоприятный момент. И Россия не должна упустить свой шанс.
1. Мексика в современном мире и в системе международных отношений Российской Федерации. М.: ИЛА, 2005. С. 44.
2. Облик России – взгляд из Латинской Америки М., 2009. С. 23.
3. Мексика в современном мире и в системе международных отношений Российской Федерации. М.: ИЛА, 2005. С. 47.
4. Федеральная таможенная служба в 2012 году. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации: Сборник. М., 2013. С. 12.
5. Banco de Mexico. Cuadro A56. P. 123.
6. IMF. World Economic Outlook, September 2011. Washington, 2011. P. 178–184.
7. Латинская Америка. 2013. № 6. С. 73–80.
8. Латинская Америка. 2013. № 6. С. 67.
Комментарии (0)