Возможен один из трех сценариев
Москва, Август 12 (Новый Регион, Ольга Радько) – До последнего времени у российской власти всегда была возможность «купить» доверие граждан, а все возникающие проблемы – «залить» деньгами. Вместо того, чтобы совершенствовать уже имеющиеся институты, для каждого отдельного случая выстраивалась своя индивидуальная схема управления. Но сохранить такую примитивную, но одновременно громоздкую систему им не удастся, считают эксперты Московского Центра Карнеги. В своей новой книге «Россия 2020» они изложили сценарии развития России на ближайшие 8-10 лет. Ни один из них не предполагает сохранения статус-кво, пишет «Финмаркет».
Этот сценарий предполагает, что страна подвергнется умеренной модернизации «сверху», но основные элементы существующей системы сохранятся.
В политике будет допущена самостоятельность партий. Возможно создание новой партии власти. Это потребует большего, чем теперь, разделения властей и усиления политической конкуренции. Таким образом ситуация вернется (с некоторыми оговорками) к 2002-2003 гг. Восстановятся элементы федерализма, включая прямые выборы глав регионов и превращение Совета Федерации в реальный орган регионального представительства.
В экономике присутствие государства уменьшится, она приобретет более рыночный характер.
В социальной сфере продолжится ползучая деградация как за счет продолжающегося падения качества в сферах здравоохранения и образования, так и за счет оттока из страны наиболее активных и образованных граждан.
Во внешней политике продолжится балансирование между основными центрами силы.
«Умеренный» сценарий не исключает кризис. Его причиной может стать неравномерность перемен на разных направлениях, а также нарастание противоречий между ними, в первую очередь в связи с разделением властей «по горизонтали» и «по вертикали». В результате сценарий может сменится на более радикальный.
Радикальная политическая модернизации – построение полноценной двух- или многопартийной системы, реальное разделение властей и укрепление институтов.
В политике произойдет постепенное превращение парламента в полноценный представительный орган, осуществляющий реальный контроль за деятельностью правительства, в том числе и за силовыми структурами. Возможно, в России даже установится парламентская форма правления, полноценный федерализм с влиятельными муниципальными и региональными властными институтами, выполняющими обширный набор функций, обеспеченных собственной налоговой базой.
В экономике произойдет отделение бизнеса от власти и укрепление рыночной экономики. Государство будет выполнять главным образом регулирующие функции.
Вырастет социальная и географическая мобильность граждан. При усилении перетоков населения внутри страны резко сократится миграционный отток.
Во внешней политике усилится интеграция с Европой.
На пути радикальной модернизации подводных камней, связанных с неравномерным развитием, больше, чем на любом другом, а значит, выше и вероятность кризисов. Некоторые из них могут сделать систему сильнее, другие – резко повернуть страну в сторону авторитаризма.
Сценарий с реальной авторитарной моделью управления.
В политике произойдет полное выхолащивание выборов и окончательное превращение их в ритуал демонстрации лояльности, а также завершение перехода на «полуторапартийную» систему с имитацией конкуренции. Примерами такой модели уже представлены в Белоруссии, Казахстане и некоторых других постсоветских странах. Может быть осуществлено новое укрупнение регионов вплоть до федеральных округов – для «удобства управления».
Потребуется создание «политбюро» для согласования интересов основных кланов. Неизбежно дальнейшее усиление силовых структур и введение механизма чисток, компенсирующего отсутствие политической конкуренции.
В экономике это будет означать расширение влияния госкорпораций и «частного бизнеса друзей», полностью зависимого от властных элит. Произойдет закрепление «ресурсной модели» с дальнейшим жестко регулируемым перераспределением сырьевой ренты.
Усиливается патерналистская политика, культивируется идея «осажденной крепости». Подобный курс провоцирует массовый выезд из страны несогласных. Одновременно происходит рост националистических настроений, чреватый межэтническими конфликтами вплоть до дезинтеграции – отделения некоторых этнических регионов.
Усиливаются конфронтация с внешним миром.
Возможные конфликты и кризисы в этом сценарии связаны с внутренней конкуренцией кланов и корпораций, с неравномерным развитием, а также с проблемами централизованного управления гигантской страной и дальнейшим падением эффективности и неадекватными ответами на внешние вызовы.
Понятно, что сценарии возникнут не сами по себе, а в ответ на события в экономике и в мировой политике. Облик России-2020 будет зависеть от того, как она пройдет основные «плановые» развилки. И первый выбор уже был сделан.
Был сохранен статус-кво: изначальная конфигурация тандема была невозможна, поскольку если бы Дмитрий Медведев оставался президентом на второй срок, это существенно усиливало его позиции. Статус-кво как раз предполагал замену формального лидера.
Власть будет вынуждена перестроить социальную политику, сокращая расходы в соответствии с возможностями экономики. От выбора сценария перестройки будет зависеть, как изменятся отношения власти и общества.
Во всех трех вариантах неизбежен первоначальный рост политической конкуренции, выстраивание новых механизмов представительства и согласования интересов основных групп (включая региональные). Для «авторитарного» сценария – это деструктивный фактор, подрывающий основы персоналистского и унитаристского режима.
В рамках трех больших сценариев могут происходить неожиданные повороты. Они связаны с изменением внешних условий (новый виток глобального кризиса, война в Персидском заливе, новый президент США и т.д.) и сбоями внутри системы из-за управленческих решений или непредвиденных обстоятельств.
Вот основные события, которые могут произойти как отдельно, так и в различных сочетаниях.
Вторая волна мирового кризиса и падение цен на сырье. Значительное и долговременное падение цен на сырьевые ресурсы повлечет за собой сокращение расходов бюджета, ревизию социальных обязательств, которые государство уже не в состоянии будет выполнять в полном объеме, необходимость «затянуть пояса» как для элит (с резким усилением конфликтов), так и для граждан (с активизацией публичной политики). Перестраивается структура экономики и вся политическая система, рассчитанная на высокие сырьевые доходы.
К сходным, хотя и не таким жестким последствиям может привести и гораздо более вероятный в рассматриваемом временном интервале сценарий стабилизации цен на сырье.
«Россия без Путина». Тестом на устойчивость равновесия является мысленный эксперимент с устранением или заменой ключевых игроков. Нынешняя российская система этот тест не проходит: уход с политической сцены или резкое ослабление Путина (с обвальным падением рейтинга) могут привести к дестабилизации. Либо место Путина как верховного арбитра может попытаться занять кто-то другой – в острой конкурентной борьбе, либо вся конфигурация изменится.
Подобное развитие событий (борьба за власть элит в условиях слабой институционализации) можно сравнить с ситуацией после смерти Сталина. Результатом может стать либо появление «нового Путина», либо раскол элит.
«Дестабилизация у соседей». Персоналистский характер режимов в большинстве окружающих Россию стран – в Белоруссии, на Кавказе и в Центральной Азии – в случае ухода местного лидера почти неизбежно ведет к дестабилизации. Особенно тяжело передача власти может протекать в центральноазиатских странах, где весьма велика опасность гражданской войны и гуманитарной катастрофы с прямыми политическими и экономическими рисками для России. При таком развитии событий возрастает и опасность конфронтации как с Западом, так и с Китаем.
Все это может подтолкнуть Россию к необходимости сделать выбор между либерализацией и авторитаризмом.
«Мягкий распад». Вариант неконтролируемой или слабо контролируемой децентрализации/регионализации, возможный в ситуации долговременного ослабления центра, как в 1990-х годах. Этот весьма вероятный сценарий по сути означает распространение «чеченской модели» на другие регионы в форме экспансии самой Чечни и/или построения аналогичных моделей за ее пределами. Возможным толчком к этому сценарию служит сверхцентрализация, отсутствие гибкости центра, попытки осуществлять функции, которые он не в состоянии «потянуть».
Результатом может стать выход части регионов де-факто и де-юре из единого правового и управленческого пространства. Мрачные перспективы: реальный распад, федерализация или новая централизация.
«Раскол элит». Конкуренция элитных групп усилилась уже после политического кризиса конца 2011 г. Раскол, особенно с ослаблением «верховного арбитра», весьма вероятен, в том числе и в силу обострения конкуренции бизнес-политических кланов при сокращении «пирога».
К расколу элит ведет сценарий «Россия без Путина» (или со слабым Путиным). Следствием раскола элит может быть как победа одних элитных групп над другими, так «раздел» государства между «корпорациями».
«Дестабилизация в Москве». Москва – один из регионов, в которых возможна дестабилизация по причине жесткой и при этом недостаточно продуманной политики федеральной власти. Однако здесь эффект многократно усиливается вследствие сверхцентрализации, гипертрофированной роли Москвы и огромного резонанса от происходящего в столице.
В результате раскола элит и нарастания протестных настроений горожан, московский кризис может перерасти в общенациональный.
«Третья кавказская война». Высокая степень персонификации системы на федеральном, а в случае Кавказа – и на региональном уровне, – делает регион заложником отношений между лидерами. В первую очередь это касается персоналистских режимов Кадырова и Путина. Проведение Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. чревато масштабным социальным взрывом. Особенно опасно неизбежное падение федеральных субсидий, раздутых во время подготовки к Играм.
Наконец, возможно и просто перерастание нынешней вялотекущей гражданской войны в войну открытую, что способно поломать любые сценарии.
«Националистический поворот». Национализм может разыгрываться как политическая карта «сверху», а может спонтанно возникать снизу. Сам поворот может происходить резко или постепенно. Этому будет способствовать выдавливание русских с Кавказа или возобновление кавказской войны (см. выше). Возможно столкновение «русского» национализма и национализма этнических республик.
Политическими факторами, способствующими националистическому перевороту, могут послужить уход Жириновского («национализма лайт») с политической сцены, а также усиление националистических сил в случае относительно свободных выборов.
«Европейский выбор». Этот сценарий, в отличие от националистического, может реализовываться только сверху и скорее всего в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры.
Москва, Август 12 (Новый Регион, Ольга Радько) – До последнего времени у российской власти всегда была возможность «купить» доверие граждан, а все возникающие проблемы – «залить» деньгами. Вместо того, чтобы совершенствовать уже имеющиеся институты, для каждого отдельного случая выстраивалась своя индивидуальная схема управления. Но сохранить такую примитивную, но одновременно громоздкую систему им не удастся, считают эксперты Московского Центра Карнеги. В своей новой книге «Россия 2020» они изложили сценарии развития России на ближайшие 8-10 лет. Ни один из них не предполагает сохранения статус-кво, пишет «Финмаркет».
Этот сценарий предполагает, что страна подвергнется умеренной модернизации «сверху», но основные элементы существующей системы сохранятся.
В политике будет допущена самостоятельность партий. Возможно создание новой партии власти. Это потребует большего, чем теперь, разделения властей и усиления политической конкуренции. Таким образом ситуация вернется (с некоторыми оговорками) к 2002-2003 гг. Восстановятся элементы федерализма, включая прямые выборы глав регионов и превращение Совета Федерации в реальный орган регионального представительства.
В экономике присутствие государства уменьшится, она приобретет более рыночный характер.
В социальной сфере продолжится ползучая деградация как за счет продолжающегося падения качества в сферах здравоохранения и образования, так и за счет оттока из страны наиболее активных и образованных граждан.
Во внешней политике продолжится балансирование между основными центрами силы.
«Умеренный» сценарий не исключает кризис. Его причиной может стать неравномерность перемен на разных направлениях, а также нарастание противоречий между ними, в первую очередь в связи с разделением властей «по горизонтали» и «по вертикали». В результате сценарий может сменится на более радикальный.
Радикальная политическая модернизации – построение полноценной двух- или многопартийной системы, реальное разделение властей и укрепление институтов.
В политике произойдет постепенное превращение парламента в полноценный представительный орган, осуществляющий реальный контроль за деятельностью правительства, в том числе и за силовыми структурами. Возможно, в России даже установится парламентская форма правления, полноценный федерализм с влиятельными муниципальными и региональными властными институтами, выполняющими обширный набор функций, обеспеченных собственной налоговой базой.
В экономике произойдет отделение бизнеса от власти и укрепление рыночной экономики. Государство будет выполнять главным образом регулирующие функции.
Вырастет социальная и географическая мобильность граждан. При усилении перетоков населения внутри страны резко сократится миграционный отток.
Во внешней политике усилится интеграция с Европой.
На пути радикальной модернизации подводных камней, связанных с неравномерным развитием, больше, чем на любом другом, а значит, выше и вероятность кризисов. Некоторые из них могут сделать систему сильнее, другие – резко повернуть страну в сторону авторитаризма.
Сценарий с реальной авторитарной моделью управления.
В политике произойдет полное выхолащивание выборов и окончательное превращение их в ритуал демонстрации лояльности, а также завершение перехода на «полуторапартийную» систему с имитацией конкуренции. Примерами такой модели уже представлены в Белоруссии, Казахстане и некоторых других постсоветских странах. Может быть осуществлено новое укрупнение регионов вплоть до федеральных округов – для «удобства управления».
Потребуется создание «политбюро» для согласования интересов основных кланов. Неизбежно дальнейшее усиление силовых структур и введение механизма чисток, компенсирующего отсутствие политической конкуренции.
В экономике это будет означать расширение влияния госкорпораций и «частного бизнеса друзей», полностью зависимого от властных элит. Произойдет закрепление «ресурсной модели» с дальнейшим жестко регулируемым перераспределением сырьевой ренты.
Усиливается патерналистская политика, культивируется идея «осажденной крепости». Подобный курс провоцирует массовый выезд из страны несогласных. Одновременно происходит рост националистических настроений, чреватый межэтническими конфликтами вплоть до дезинтеграции – отделения некоторых этнических регионов.
Усиливаются конфронтация с внешним миром.
Возможные конфликты и кризисы в этом сценарии связаны с внутренней конкуренцией кланов и корпораций, с неравномерным развитием, а также с проблемами централизованного управления гигантской страной и дальнейшим падением эффективности и неадекватными ответами на внешние вызовы.
Понятно, что сценарии возникнут не сами по себе, а в ответ на события в экономике и в мировой политике. Облик России-2020 будет зависеть от того, как она пройдет основные «плановые» развилки. И первый выбор уже был сделан.
Был сохранен статус-кво: изначальная конфигурация тандема была невозможна, поскольку если бы Дмитрий Медведев оставался президентом на второй срок, это существенно усиливало его позиции. Статус-кво как раз предполагал замену формального лидера.
Власть будет вынуждена перестроить социальную политику, сокращая расходы в соответствии с возможностями экономики. От выбора сценария перестройки будет зависеть, как изменятся отношения власти и общества.
Во всех трех вариантах неизбежен первоначальный рост политической конкуренции, выстраивание новых механизмов представительства и согласования интересов основных групп (включая региональные). Для «авторитарного» сценария – это деструктивный фактор, подрывающий основы персоналистского и унитаристского режима.
В рамках трех больших сценариев могут происходить неожиданные повороты. Они связаны с изменением внешних условий (новый виток глобального кризиса, война в Персидском заливе, новый президент США и т.д.) и сбоями внутри системы из-за управленческих решений или непредвиденных обстоятельств.
Вот основные события, которые могут произойти как отдельно, так и в различных сочетаниях.
Вторая волна мирового кризиса и падение цен на сырье. Значительное и долговременное падение цен на сырьевые ресурсы повлечет за собой сокращение расходов бюджета, ревизию социальных обязательств, которые государство уже не в состоянии будет выполнять в полном объеме, необходимость «затянуть пояса» как для элит (с резким усилением конфликтов), так и для граждан (с активизацией публичной политики). Перестраивается структура экономики и вся политическая система, рассчитанная на высокие сырьевые доходы.
К сходным, хотя и не таким жестким последствиям может привести и гораздо более вероятный в рассматриваемом временном интервале сценарий стабилизации цен на сырье.
«Россия без Путина». Тестом на устойчивость равновесия является мысленный эксперимент с устранением или заменой ключевых игроков. Нынешняя российская система этот тест не проходит: уход с политической сцены или резкое ослабление Путина (с обвальным падением рейтинга) могут привести к дестабилизации. Либо место Путина как верховного арбитра может попытаться занять кто-то другой – в острой конкурентной борьбе, либо вся конфигурация изменится.
Подобное развитие событий (борьба за власть элит в условиях слабой институционализации) можно сравнить с ситуацией после смерти Сталина. Результатом может стать либо появление «нового Путина», либо раскол элит.
«Дестабилизация у соседей». Персоналистский характер режимов в большинстве окружающих Россию стран – в Белоруссии, на Кавказе и в Центральной Азии – в случае ухода местного лидера почти неизбежно ведет к дестабилизации. Особенно тяжело передача власти может протекать в центральноазиатских странах, где весьма велика опасность гражданской войны и гуманитарной катастрофы с прямыми политическими и экономическими рисками для России. При таком развитии событий возрастает и опасность конфронтации как с Западом, так и с Китаем.
Все это может подтолкнуть Россию к необходимости сделать выбор между либерализацией и авторитаризмом.
«Мягкий распад». Вариант неконтролируемой или слабо контролируемой децентрализации/регионализации, возможный в ситуации долговременного ослабления центра, как в 1990-х годах. Этот весьма вероятный сценарий по сути означает распространение «чеченской модели» на другие регионы в форме экспансии самой Чечни и/или построения аналогичных моделей за ее пределами. Возможным толчком к этому сценарию служит сверхцентрализация, отсутствие гибкости центра, попытки осуществлять функции, которые он не в состоянии «потянуть».
Результатом может стать выход части регионов де-факто и де-юре из единого правового и управленческого пространства. Мрачные перспективы: реальный распад, федерализация или новая централизация.
«Раскол элит». Конкуренция элитных групп усилилась уже после политического кризиса конца 2011 г. Раскол, особенно с ослаблением «верховного арбитра», весьма вероятен, в том числе и в силу обострения конкуренции бизнес-политических кланов при сокращении «пирога».
К расколу элит ведет сценарий «Россия без Путина» (или со слабым Путиным). Следствием раскола элит может быть как победа одних элитных групп над другими, так «раздел» государства между «корпорациями».
«Дестабилизация в Москве». Москва – один из регионов, в которых возможна дестабилизация по причине жесткой и при этом недостаточно продуманной политики федеральной власти. Однако здесь эффект многократно усиливается вследствие сверхцентрализации, гипертрофированной роли Москвы и огромного резонанса от происходящего в столице.
В результате раскола элит и нарастания протестных настроений горожан, московский кризис может перерасти в общенациональный.
«Третья кавказская война». Высокая степень персонификации системы на федеральном, а в случае Кавказа – и на региональном уровне, – делает регион заложником отношений между лидерами. В первую очередь это касается персоналистских режимов Кадырова и Путина. Проведение Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. чревато масштабным социальным взрывом. Особенно опасно неизбежное падение федеральных субсидий, раздутых во время подготовки к Играм.
Наконец, возможно и просто перерастание нынешней вялотекущей гражданской войны в войну открытую, что способно поломать любые сценарии.
«Националистический поворот». Национализм может разыгрываться как политическая карта «сверху», а может спонтанно возникать снизу. Сам поворот может происходить резко или постепенно. Этому будет способствовать выдавливание русских с Кавказа или возобновление кавказской войны (см. выше). Возможно столкновение «русского» национализма и национализма этнических республик.
Политическими факторами, способствующими националистическому перевороту, могут послужить уход Жириновского («национализма лайт») с политической сцены, а также усиление националистических сил в случае относительно свободных выборов.
«Европейский выбор». Этот сценарий, в отличие от националистического, может реализовываться только сверху и скорее всего в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры.
Комментарии (1)