Сложившаяся в Европе в XVII столетии, а потом распространенная в планетарном масштабе, Вестфальская система мироустройства основывалась на представлении о равенстве между собой в международном представительстве государств – наций. В теории нового миропорядка декларировался принцип – одно государство – один голос. Реально он никогда не соблюдался. Существовала всегда небольшая группа государств, фактически вершивших мировую политику. Такой статус Организация Объединенных наций закрепляет за пятью государствами – США, Россией, Великобританией, Францией и Китаем. Они являются постоянными членами Совета Безопасности ООН и в этом своем качестве обладают преференцией наложением вето на любую принимаемую резолюцию. Международное представительство остальных имело формальный характер. Сложившаяся структура определялась итогами Второй мировой войны. Государства – постоянные члены Совбеза внесли наибольшую лепту в победу над агрессорами. Связь со Второй мировой войной определяет и то положение, что среди постоянных членов нет таких современных экономических гигантов как Германия и Япония.
Сохраняемая по сей день структура ООН отражала и геополитические реалии «холодной войны». Любая из сверхдержав тогдашнего двухполюсного мира могла блокировать политические ходы оппонирующей стороны. Но после краха международной системы социализма мироустройство изменилось. Мир стал однополярным. Новые геополитические реалии уже не соответствуют выстроенной еще в 1946 г. модели. Сам факт наложения вето со стороны постоянных членов Совета Безопасности свидетельствует о наличии геополитических противоречий в мировом сообществе. Он фиксирует, что среди представителей совбезовской пятерки есть страна или несколько стран, которые не согласны с позицией большинства.
Вето по сирийскому вопросу со стороны России и Китая не является, чем-то из ряда вон выходящим. В нашем распоряжении имеется статистика всех прецедентов накладывания вето за период с 1946 по 2012 гг. (Рис. 1,2) (http://www.un.org/ru/sc/meetings/veto/50-59.shtml). Она весьма информативна. СССР использовал право вето 90 раз, США – 85, Великобритания – 33, Франция – 16, Китай – 8, Российская Федерация – 8. Первые четверть века существования ООН этим правом, за редким исключением, пользовался только Советский Союз. В раскладе мировых сил большинство было не за ним. Но СССР жестко оппонировал западному миру и выступал на этом этапе основным актором, инициирующим переустройство мира. Только за первые пять лет истории ООН с 1946 по 1950 гг. СССР 43 раза наложил вето на выносимые в Совбез проекты резолюций. Однако постепенно запал оппонирования у советской стороны снижается. За пятилетие 1966-1970 гг. он только дважды воспользовался правом вето.
США впервые им воспользовались лишь в 1969 г. До этого такой необходимости у Соединенных Штатов не возникало. Но с войны во Вьетнаме американская политика уже не имела поддержки международного большинства. Расклад геополитических сил изменился. Теперь уже не СССР, а США в основном блокирует поступающие в Совбез проекты резолюций. Часто при этом они выступали в альянсе с Великобританией и Францией. На период 1986 – 1990 гг. был достигнут исторический максимум случаев вето со стороны США – 23 раза. Показательно, что СССР, выстраивающий политику «нового мышления», правом вето за это время не воспользовался ни разу.
После распада Советского Союза вето кем-то из членов Совбеза накладывается крайне редко (три-четыре раза в среднем за пятилетие). Установление однополярной модели мира четко соотносилось с этой динамикой. Оппонирование на уровне Совбеза американской политической гегемонии свелось к нулю. Однако однополярному мироустройству в настоящее время бросается вызов. Прежде всего, он связан с бурно развивающимся Китаем. В Совбезе формируется оппонирующий американской однополярности китайско-российский альянс.
Рис. 1. Количество вето примененных в Совете Безопасности ООН его постоянными членами, раз
Рис.2. Количество вето примененных в Совете Безопасности ООН США и СССР-Россией, раз
Включенность России в преференционную «группу пяти» сохраняется по инерции от того геополитического положения, которое было завоевано СССР. Очевидно, дело будет идти к ревизии установленной структуры. В историческом смысле речь идет о пересмотре итогов Второй мировой войны.
Следует предположить, что будут предприниматься попытки лишить Россию ее особого статуса в ООН. В 1990-е-2000-е гг., когда ее политика шла в фарватере американского политического курса, вопрос о месте Российской Федерации в Совбезе еще не стоял так остро. Но сегодня, при возрастании российской оппозиционности гегемонии США, следует ожидать ответным ходом попыток выдавливания России из группы стран, проектирующих мировую политику. Это может быть осуществлено либо путем реформирования ООН, либо его упразднения.
США сегодня грозит нанести удар по Сирии без санкции со стороны ООН. Но ведь и военные операции против Ирака и Сербии осуществлялись без соответствующего ооновского мандата. Препятствием для «сильного» и защитой для «слабого» ООН не является. Функцию инструмента обеспечения баланса интересов, которая реализовывалась ей в период «холодной войны», она не выполняет. Параллели с кризисом Лиги наций 1930- гг. здесь очевидны. Тогда из организации вышли, или были исключены Германия, СССР, Италия, Испания, Венгрия и др. Началась борьба за переделку мира, приведшая ко Второй мировой войне, по итогам которой и была учреждена ООН. Учитывая этот опыт, России сегодня надо быть не просто готовой к к попыткам ревизии устройства Организации Объединенных Наций, но и иметь собственную стратегию формирования новых глобальных органов международного государственного представительства.
http://vbagdasaryan.ru/sohranitsya-li-v-budushhem-organizatsiya-obedinennyih-natsiy/
Комментарии (0)