В последнее время роль Германии на международной арене постоянно растет. Недавно Германский фонд Маршалла совместно с Немецким институтом международной политики и безопасности опубликовал доклад «Вновь обретенная мощь, новая ответственность: элементы германской внешней и оборонной политики в меняющемся мире». Мы побеседовали об этом докладе и новой роли Германии с д-ром Констанцией Штельценмюллер, старшим научным сотрудником Берлинского отделения Фонда Маршалла «Германия – США».
Д-р Штельценмюллер, не могли бы Вы рассказать о докладе«Вновь обретенная мощь, новая ответственность: элементы германской внешней и оборонной политики в меняющемся мире». Почему Германский фонд Маршалла решил выпустить его именно сейчас? Кто авторы доклада? Какую методологию они использовали в своей работе?
Доклад «Вновь обретенная мощь, новая ответственность» – это совместный проект Германского фонда Маршалла и Немецкого института международной политики и безопасности, крупнейшего берлинского аналитического центра, который финансируется из госбюджета, а именно Министерством иностранных дел Германии. Однако Фонд и Институт выполняли только координационные функции. Подготовкой и написанием доклада занимались четыре рабочие группы, всего около пятидесяти человек.
В состав групп вошли сотрудники профильных министерств, пять депутатов Бундестага (по одному от каждой партии, включая Левую партию, что само по себе примечательно), представители бизнеса, НПО, СМИ и академических кругов. Группы работали по следующим темам: «Германия и международный порядок», «Германия и ее стратегические партнерства», «Германия и Европа», «Германия и международная безопасность». Каждой группе было поручено написать проект своего раздела объемом две тысячи слов, а с ноября 2012 г. по июнь 2013 г. проходило их обсуждение. В начале, середине и конце этого периода состоялись три пленарных заседания, а в перерывах между ними авторы встречались на базе Фонда и Института – обменивались мнениями и дорабатывали свои проекты. Фонд и Институт выступали на этих встречах в качестве координаторов. С июня по сентябрь мы редактировали эти четыре раздела и еще добавили вступительную главу по итогам пленарных заседаний на тему об основных элементах новой стратегической роли Германии и связанных с нею вызовах.
На мой взгляд, получился хороший доклад. При этом сам процесс работы над ним не менее важен, чем результат, поскольку нам удалось свести вместе представителей исполнительной и законодательной власти и гражданского общества, чтобы детально обсудить все вопросы. Раньше такого никогда не было. Авторы плодотворно дискутировали, делились друг с другом своими приоритетами и проблемами. Думаю, это принесло пользу всем участникам. Процесс шел параллельно с предвыборной кампанией 2013 г., но мы договорились не публиковать доклад до самих выборов, потому что не хотели политизировать дискуссию и стремились избежать претенциозности. Наша задача заключалась в том, чтобы подготовить документ к началу переговоров о коалиционном правительстве, чтобы он послужил отправной точкой: «Мы считаем, что именно такой должна быть внешняя политика Германии – передовой, интернационалистской и активной». Доклад увидел свет 16 октября 2013 г.
Как бы Вы охарактеризовали новую роль Германии в Европе и мире?
Если коротко, то название доклада – «Вновь обретенная мощь, новая ответственность» – говорит само за себя. Судя по всему, в усилении Германии не сомневаются ни наши соседи, ни наши друзья, ни наши союзники, ни наши стратегические партнеры. В первую очередь, потому что Германия добилась поразительных экономических успехов в ходе глобального финансового кризиса, тогда как другие страны Европы понесли значительные потери. И, конечно, среди наших соседей и союзников развернулась широкая дискуссия о том, как Германии следует распорядиться новыми возможностями. Мы почувствовали, что Германии нужно отреагировать на эти ожидания.
Новая сила Германии означает, что она должна взять на себя больше ответственности.
Как говорится в докладе, новая сила Германии означает, что она должна взять на себя больше ответственности. Мы исходили из того, что Германия – чрезвычайно глобализированная страна, которая многое приобрела за счет перемещения людей, товаров, идей и информации. А это вылилось не просто в материальные ценности, процветание и стабильность, но и в значительный рост мирового влияния.
В то же время взаимозависимость делает Германию чрезвычайно уязвимой. Мощь страны во многом зависит от экспорта. Германия вывозит товары в страны еврозоны, в Китай, США (Россия занимает десятое место в списке ее торговых партнеров). Так что если в торговле с этими странами что-то произойдет, то ущерб будет нанесен и экономике Германии, и ее мощи. Поэтому в докладе подчеркивается, что единственный жизненно важный стратегический императив Германии заключается в необходимости инвестировать в защиту, сохранение и адаптацию свободного, единого и мирного международного порядка, защищающего глобализацию.
Во вступительной части доклада отражен еще один важный момент – глобализация делает Германию зависимой от сотрудничества с соседями, партнерами и союзниками. Сегодня в мире почти нет проблем, которые отдельные страны могли бы решать в одиночку. Это означает, что нужно инвестировать в отношения, а к лидерству относиться очень осторожно и продуманно.
Взаимозависимость делает Германию чрезвычайно уязвимой. Мощь страны во многом зависит от экспорта. Германия вывозит товары в страны еврозоны, в Китай, США.
И, наконец, о силе. Обычно говорят, что она бывает двух видов – «мягкая» («масло») и «жесткая» («пушки»). Все привыкли считать, что Европа – это Венера, у которой масло, а Америка – Марс, вооруженный пушками. Сегодня в Европе пушки наперечет, да и с маслом туговато. Поэтому в докладе говорится, что силу нужно понимать по-новому, так как мы живем в мире, который стал очень сложным, неоднородным и трудно предсказуемым. Наши рабочие группы пришли к выводу, что сила заключается в способности решать важные для всех проблемы. Причем не только в свою пользу, но и на общее благо. А это означает тесное сотрудничество с партнерами. И для этого нужно учитывать интересы других стран и обладать способностью идти на компромиссы.
Займет ли Россия значимое место в новой внешней политике Германии? Каково будет влияние нового германского коалиционного правительства на отношения между нашими странами?
Отношения с Россией всегда занимали важное место в германских внешнеполитических приоритетах. В соглашении между ХДС/XCC и СДПГ о формировании коалиционного правительства России отведен большой пассаж. Более того, новый министр иностранных дел социал-демократ Франк-Вальтер Штайнмайер не раз говорил о значении добрососедских отношений с Россией. Наши страны сотрудничают по ключевым вопросам, например, по Афганистану и Ирану, и это чрезвычайно важно. В то же время нынешнее состояние официальных германо-российских отношений не особенно хорошее. Между Россией и Европой появились расхождения по целому ряду важных вопросов. И, думаю, в одночасье их не решить.
Спорной проблемой номер один является судьба восточной периферии Европы, стран «Восточного партнерства» – от Белоруссии и Украины до Молдавии, Грузии, Азербайджана и Армении. Россия настаивает на приоритетном праве иметь свою сферу влияния в «Восточном партнерстве», а ЕС и Германия не принимают такую позицию. На мой взгляд, речь идет о системной конкуренции. А германское правительство считает, что страны должны иметь возможность самостоятельно выбирать свой путь. И если они желают идти на Запад, то оно хочет им помочь. Этот вопрос еще долго будет оставаться камнем преткновения, как показал недавний визит Ф.-В. Штайнмайера в Москву.
С моей точки зрения, стабильность, процветание и демократизация стран «Восточного партнерства» России только на руку. В нашем докладе подчеркивается стратегическое значение для ЕС восточных и южных соседей и отмечается, что ЕС и Германия стратегически заинтересованы в стабильности этих регионов. И еще в нем говорится, что процветание, стабильность и демократизация не противоречат друг другу, а представляют собой составные части единого целого.
Отдельный раздел доклада посвящен доказательству того, что мировой порядок не может оставаться свободным, открытым и располагающим к сотрудничеству, если он не строится на активном участии новых растущих держав. В частности, мы призываем привести их право голоса в международных институтах в соответствие с усиливающейся ролью этих держав в мире. Но есть и вопросы, не подлежащие обсуждению, например, универсальность прав человека или суверенное право наций самим выбирать себе союзников.
Нынешнее состояние официальных германо-российских отношений не особенно хорошее. Между Россией и Европой появились расхождения по целому ряду важных вопросов. И, думаю, в одночасье их не решить.
Таким образом, применительно к России между Европой и Германией, с одной стороны, и Соединенными Штатами, с другой, есть одно существенное отличие. Американцы далеко и могут позволить себе вступать во взаимодействие с Россией избирательно, по направлениям, которые они сами выберут, – Афганистан, Иран, Сирия. А Германия и Европа не могут позволить себе такой роскоши, поскольку мы живем на одном континенте. Поэтому стратегическое значение для нас имеют и внутренняя ситуация в России, и ее будущее. Наше будущее в значительной степени взаимозависимо. И это влияет на нашу внешнюю политику.
Какие плюсы и минусы Германия может получить от подписания Украиной, Молдавией и Грузией соглашений об ассоциации с Евросоюзом?
В Берлине считают, что чем более эффективной, процветающей, хорошо управляемой будет восточная периферия, тем лучше и безопаснее будет Европа. Если наши соседи будут жить в условиях постоянной угрозы, нестабильности и нищеты, мы столкнемся с всплесками того, что называется «темной стороной глобализации», а именно с нелегальной миграцией, контрабандой оружия, распространением проституции и киберпреступности. И мы уже с этим сталкиваемся. В то же время на Запад из России тянутся не только капиталы и богачи, но и средний класс. Уверена, причина в том, что эти люди сильно сомневаются в своем будущем в России.
Для Германии суть соглашений об ассоциации с ЕС стран «Восточного партнерства» заключается не в том, чтобы включить их в состав «Европейской империи» или вывести из-под влияния России, как подозревают некоторые российские комментаторы. Речь также не идет ни о территориальном доминировании, ни о контроле. Все просто – соглашения об ассоциации нацелены на обеспечение процветания и стабильности. Мне хотелось бы видеть Украину, Молдавию и Грузию преуспевающими, безопасными и, надеюсь, демократическими странами. Да, сейчас у них много проблем, однако если они выйдут на более высокий уровень государственного управления и стабильности, Россия от этого только выиграет.
А как Германия видит роль ОБСЕ? Каково будущее этой организации?
ОБСЕ сыграла очень важную роль во времена противостояния между Западом и СССР и стала колыбелью Хельсинкских соглашений, а ее знаменитая «третья корзина» ознаменовала собой начало конца холодной войны и Варшавского договора. Сегодня ОБСЕ – единственная трансконтинентальная организация по безопасности, в которую входит Россия. Так что значение ее чрезвычайно велико.
При этом и европейцы, и немцы задают себе вопрос: для чего ОБСЕ нужна России? Одно время казалось, что российское руководство рассматривает ее как альтернативу или даже замену НАТО. И некоторые европейские левоцентристы поддерживали эту идею. Думаю, что этой иллюзии уже нет. Несмотря на имеющиеся проблемы, НАТО останется форумом для стратегических консультаций между Европой и США, в том числе и с участием России.
ОБСЕ по-прежнему будет значимой площадкой для переговоров по контролю над вооружениями в Европе и Евразии и, конечно, по вопросам ядерного разоружения, ликвидации устаревших ядерных, химических и бактериологических материалов.
Мы – европейцы, американцы и россияне – остро нуждаемся в эффективном форуме для обсуждения общих глобальных проблем. Причем не только фундаментальных вопросов войны и мира (например, по Сирии), которым отведена платформа СБ ООН, или региональных проблем, дискуссия по которым ведется в Совете Россия–НАТО. Думаю, что многие разделяют мои надежды найти такие форматы.
Возможно, мы будем искать такие форматы встреч, которые будут еще более неформальными, консультативными и отвечающими поставленным задачам.
Беседовал Николай Маркоткин, программный координатор РСМД.
Комментарии (0)