В космическом пространстве становится всё более тесно. В наши дни на околоземной орбите только действующих спутников находится около 1000, не говоря уже о разнообразном космическом мусоре. Спутники ретранслируют телевизионные сигналы, обеспечивают связь, помогают автовладельцам справиться с пробками на дорогах, наблюдают за погодой, синхронизируют деятельность мировых финансовых рынков, и выполняют множество других задач. Их возможности востребованы многими армиями мира.
Вот уже несколько лет бундесвер использует для своих целей 2 спутника связи, которые позволяют вести защищенные от прослушки телефонные переговоры, выходить в интернет без какого-либо риска и проводить видеоконференции. В области навигации Германия все еще пользуется американской спутниковой системой GPS, но стратегическое значение позиционирования на местности столь велико, что Европа, также как Россия и КНР, работает над созданием собственной системы навигации. Сотрудник Германского общества внешней политики (DGAP) Корнелиус Фогт отмечает, что в реалиях современного мира никто не хочет находиться в абсолютной зависимости от кого бы то ни было, даже от США, которые являются одним из наших партнеров по блоку НАТО.
В настоящее время международное сообщество допускает применение спутников в военных целях только при условии, что это будет способствовать поддержанию мира на планете. К примеру, по оценкам Института ООН по исследованию проблем разоружения (UNIDIR), спутники-шпионы в настоящее время содействуют стабильности обстановки в Юго-Восточной Азии, так как с их помощью Индия и Пакистан могут вести наблюдение за военными передвижениями друг друга. Однако с усилением стратегического значения космических спутников увеличивается и соблазн их нейтрализации. Поэтому, когда в 2007 году Пекин в качестве эксперимента уничтожил ракетой собственный метеорологический спутник, это стало предметом острой критики со стороны мирового сообщества и Китая. А когда год спустя уже США сбили ракетой поврежденный спутник, это вызвало ответную реакцию уже со стороны Пекина.
Современная международная ситуация и тенденции появления новых военных конфликтов на планете позволяют говорить о том, что известные всем представления о ведении войны уже серьезно устарели. Целями войн будущего является не захват территорий условного противника, а нанесение выверенных ударов по его главным болевым точкам. Массовое применение сухопутных войск и бронетанковой техники уходит на второй план. Уменьшается роль стратегической авиации. Акцент в традиционном понятии «стратегические вооружения» от «ядерной триады» все больше смещается к неядерным средствам на основе систем высокоточного оружия (ВТО) разнообразных способов базирования.
В свою очередь это ведет к размещению в космосе все большего количества орбитальных аппаратов обеспечения: спутниковых средств предупреждения, разведки, целеуказания, прогнозирования, которые сами по себе нуждаются в обороне и защите. Согласно подсчетам военных экспертов, к примеру, ушедшего не так давно из жизни Владимира Слипченко, уже в текущем десятилетии количество ВТО у ведущих государств мира вырастет до 30-50 тысяч, а к 2020 году – до 70-90 тысяч. Рост систем высокоточного оружия будет связан с наращиванием спутниковых группировок, без которых все это оружие, способное поразить цель размером с комара, превратиться в самое бесполезное железо.
Так сотни внешне совершенно безобидных «пассивных» космических аппаратов, которые сами не являются ударными системами, на поверку оказываются неотъемлемой частью главного оружия XXI века – высокоточного. Вытекает ли из вышесказанного тот факт, что милитаризация космоса, которая вызвана среди всего прочего необходимостью защищать спутниковые группировки, лишь вопрос времени? Если иметь в виду развертывание на околоземной орбите ударных систем вооружений, то есть тех систем, которые в состоянии самостоятельно уничтожать цели в космосе, на Земле и в атмосфере, то – да. В этом случае космос рискует стать «орудийной башней», которая будет держать под прицелом всю Землю.
На сегодняшний день наиболее значительным потенциалом милитаризации космоса обладают и способны в обозримой перспективе реализовать данный потенциал в первую очередь США, Россия и КНР. При этом безусловным лидером выступает Вашингтон, который обладает существенным арсеналом новейших космических технологий, а также достаточно развитой, мощной научно-технической базой для разработки и, возможно, принятия на вооружение отдельных образцов противоракетных и противоспутниковых систем наземного, морского и воздушно-космического базирования уже в ближайшие годы. Администрация президента США Барака Обамы фактически действует в данной области на основе принципов, которые были разработаны комиссией под председательством Дональда Рамсфельда еще в 2001 году. Данные принципы рекомендуют энергично воплощать в жизнь вариант размещения оружия в космическом пространстве для отражения угрозы и, в случае необходимости, защиты от атак на интересы США.
В последние два десятилетия резко активизировал свои работы в космической сфере и Китай. Быстрорастущая промышленность и очень высокий научно-технический потенциал данной азиатской страны позволяют ей выделять огромные средства на эти цели. Сегодня военно-космическая программа Китая направлена на разработку средств, способных в случае начала военных конфликтов либо не допустить, либо ограничить использование противником космического оружия против китайских космических аппаратов, а также наземных объектов, имеющих стратегическое значение.
В интересах решения обозначенных задач ведутся не только исследования по вопросам разработки разнообразных видов космического оружия, включая лучевое, кинетическое, микроволновое и т.д., но и практические работы по изучению противоракетных и противоспутниковых технологий. Примером, который это хорошо доказывает, являются проведенные КНР испытания противоракетного и противоспутникового оружия, которые имели место в 2007, 2010 и 2013 годах.
По мнению российских специалистов, на данном этапе развития просматривается возможность размещения и применения в космическом пространстве 3-х основных категорий вооружений: оружия направленной энергии, оружия кинетической энергии и обыкновенных боезарядов, доставляемых в космос и из космоса. То есть в первую очередь таких систем и видов оружия, как кинетическое, лазерное и пучковое. При этом данное оружие может быть как космического, так и наземного, морского или воздушного базирования. По своему назначению оно может подразделяться на противоспутниковое, противоракетное, противовоздушное оружие, а также на оружие, используемое против наземных и морских целей и объектов.
Эксперты считают, что именно ракеты-перехватчики потенциально могут стать первым реально развернутым в космическом пространстве оружием. Космос предоставляет возможность эффективного применения ракет-перехватчиков и аппаратов, которые могут оснащаться как неядерными, так и ядерными боеголовками, поражающими военные спутники и ракеты противника либо воздействием осколочных элементов осколочно-фугасных боеприпасов, либо путем прямого соударения с ними. Появившимся сравнительно недавно в глобальной космической деятельности явлением выступает миниатюризация космических аппаратов и спутников, в том числе и военного назначения. Нанотехнологии и современные материалы позволяют развернуть в космическом пространстве компактные, легкие и экономичные космические аппараты, способные эффективно решать различные задачи, включая уничтожение более крупных спутников и космических объектов.
Последствия и риски возможной гонки вооружений в космосе
Сегодня многие военные эксперты полагают, что космическое оружие можно смело отнести к стратегическим вооружениям, так как государство, которое сможет развернуть такое оружие в космосе, получит значительные преимущества. По сути, такая страна сможет монополизировать доступ в космос и его использование. В настоящее время можно выделить несколько основных целей размещения космического оружия: разработка новых возможностей по нанесению ударов по воздушным и наземным объектам противника, усиление системы ПРО (борьба со стратегическими баллистическими ракетами), появление возможности внезапного вывода из строя основных космических систем вероятного противника, что приведет к существенному материальному урону.
Риски, связанные с эксплуатацией космических систем вооружений: достаточно высокая вероятность техногенных ошибок в военных системах и крупный размер ущерба в случае выхода из строя гражданских систем (метеорологии, навигации и др.), очень часто работающих в интересах сразу нескольких государств. Согласно оценочной информации американского эксперта Майкла Крепона применение спутников в мировом хозяйстве приносит глобальной космической индустрии доход, который составляет более 110 млрд. долларов в год, причем более 40 млрд. долларов из этой суммы приходится на долю США
Принимая во внимание тот факт, что США сделали самые существенные инвестиции в космические активы и в большей мере зависят от них в проведении глобальных военных операций, потенциальная уязвимость данных активов для сравнительно простых средств поражения представляет более серьезную угрозу, чем любая другая возможная опасность в космосе. Поэтому, если говорить объективно, запрет на космические вооружения главным образом был бы выгоден именно Вашингтону, для того чтобы обезопасить собственные активы.
Другими последствиями возможной гонки космических вооружений можно назвать засорение околоземной орбиты: испытания и наращивание противоракетной и противоспутниковой орбитальных группировок может привести к техногенному засорению космоса, в первую очередь низких орбит, что отрицательно скажется на решении задач дистанционного зондирования Земли, а также пилотируемых программах. В международном политическом процессе – это может нанести серьезный ущерб существующей мировой структуре договоренностей по ограничению различных систем вооружений, в первую очередь ракетно-ядерных. Может стать стимулом к новому витку гонки вооружений, способствовать ослаблению контроля за распространением оружия массового поражения и ракетных технологий.
Во времена холодной войны космос в целом оставался мирным. Определенную сдерживающую роль в этом, бесспорно, сыграл советско-американский Договор по ПРО, который среди прочего накладывал ограничение на создание обеими государствами систем или отдельных компонентов противоракет с базированием в космосе, а также обязывал обе державы не чинить помех национальным техническим средствам контроля за другой стороной. Однако, не желая оставаться связанными данным соглашением, США вышли из него в одностороннем порядке в 2002 году.
В современных условиях сдерживать военно-космические амбиции Вашингтона можно только путем упрочения уже принятых и действующих международно-правовых норм и соглашений, которые запрещают применение космоса для размещения там того или иного оружия. Важной мерой на данном пути могло бы стать присоединение США и других мировых держав, имеющих ударный космический потенциал, к российскому мораторию на неразмещение первыми оружия в космическом пространстве, а также ведение полномасштабных переговоров по реализации российско-китайской инициативы о создании договора о предотвращении развертывания оружия в космосе (ДПРОК). К большому сожалению, запуск такого рода переговоров на Конференции по разоружению в Женеве уже много лет тормозится действиями как США, так и ряда других государств.
Космическая отрасль: на пороге перемен
Решение о ее реструктуризации уже принято и в ближайшее время будет озвучено
«Кажется, что-то идет не так», — произнес ведущий программы новостей федерального канала, глядя, как в прямом эфире ракета-носитель «Протон-М» плашмя несется к земле. Эффектные кадры катастрофы привлекли внимание руководства и общественности к российской космической отрасли и заставили срочно искать ответ на вопрос, что именно идет в ней «не так».
Хотя для специалистов и аналитиков он уже давно известен. «Системный кризис» — это словосочетание произносят большинство из них, когда речь заходит о состоянии дел российской космонавтики. Это, несомненно, справедливое определение, но все же, на мой взгляд, следует расставить акценты.
Люди…
Кризис космической отрасли прежде всего кадровый. Формально с кадрами проблем нет: официально на предприятиях космической промышленности в настоящее время работают 244 тысячи человек — больше, чем у кого-либо в мире. Однако, во-первых, среди этих сотрудников чрезвычайно мало людей среднего, наиболее производительного возраста. На предприятиях работают либо старики, либо молодежь, не имеющая опыта. Во-вторых, столь большое число сотрудников — следствие прежде всего чрезвычайно низкой производительности труда. Российская экономика в целом и промышленность в частности менее эффективны, чем в Европе и США. Однако ни в одной отрасли нет такого разрыва между Россией и странами Запада в выработке на одного занятого, как в космической. Для справки: численность персонала европейского лидера по производству космических спутников компании Thales Alenia Space — около 7.5 тысячи. Ее годовой оборот в 2012 году — около 2.1 миллиарда евро — сумма, составляющая почти половину совокупного оборота всех вместе взятых предприятий космической отрасли России, который, напомню, генерируют, по официальным данным, четверть миллиона человек. Другой пример — американская частная компания SpaceX. Весь цикл работ, включающий разработку и строительство семейства ракет-носителей Falcon и космических кораблей Dragon, осуществляет персонал численностью около 1800.
Для сравнения: выполняющее примерно сопоставимый объем работ российское ФГУП «ГКНПЦ имени М. В. Хруничева» имеет, по данным самого предприятия, 43.5 тысячи сотрудников. Низкая производительность труда в свою очередь является ключевой причиной сохраняющейся невысокой зарплаты в российской космической отрасли – делить пирог государственных заказов приходится на слишком большое число едоков, а на международном рынке сложно выдерживать конкуренцию. Следствием невысокой зарплаты закономерно становится исход из отрасли лучших кадров. Большинство знакомых мне представителей иностранных компаний, сотрудничающих с предприятиями космической промышленности в России, не сговариваясь, называют наиболее передовым и конкурентоспособным на мировом рынке российским предприятием отрасли ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева». Почему? Просто железногорцы в силу удаленности от центра и невысокого среднего уровня жизни в своем регионе сохранили большую часть своего кадрового потенциала. Из других наших ведущих предприятий, базирующихся в Москве, подмосковном Королеве и Санкт-Петербурге, более быстро развивающиеся отрасли экономики двух столиц лучшие кадры просто высосали. Остались лишь либо немногие убежденные фанатики космонавтики, либо люди, чьи трудовые качества не позволяют найти высокооплачиваемую работу.
…и структура
Решение кадровой проблемы невозможно без консолидации космической отрасли и серьезного сокращения как количества предприятий, так и численности их персонала. Это очевидно руководству Роскосмоса, и федеральное агентство отстаивало идею создания на его базе госкорпорации по аналогии с Росатомом и передачи в его управление активов, принадлежащих государству. Такой шаг позволил бы провести необходимые сокращения, улучшить управляемость отрасли и в итоге повысить и производительность труда, и качество выпускаемой продукции. Однако на пути реформы стало сопротивление предприятий, не желающих расставаться с независимостью. Нынешняя ситуация для них очень удобна — живя на госзаказы, они существуют по сути в неконкурентной среде и вопрос эффективности производства и качества продукции для них вторичен, а ответственность за неудачи ложится прежде всего на Роскосмос. Кроме того, против сокращений на предприятиях выступают местные власти, опасающиеся потери надежного электората.
Грядущая реформа
На счету нынешнего руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина есть целый ряд смелых и необходимых решений, на которые не отважились его предшественники. Вскоре после своего назначения он начал кампанию по выявлению нецелевого расходования средств. Для проведения внеплановых проверок на многие предприятия отрасли были направлены комиссии Роскосмоса. После чего последовала серия отставок руководителей предприятий отрасли. Решением Поповкина в октябре 2011 года был остановлен откровенно «распилочный» проект создания семейства ракет-носителей «Русь-М», которые вроде как должны были прийти на смену «Союзам». Противники главы Роскосмоса ставят это решение ему в вину, напоминая, что государство потратило на разработку «Русь-М» свыше 1.5 миллиарда рублей. При этом как-то забывается, что таким образом была остановлена растрата бюджетных средств на проектирование ракеты с непонятным будущим, не имеющей никаких явных преимуществ перед модернизированными «Союзами» и которая скорее всего и так никогда и никуда не полетела бы. Были прикрыты еще несколько коррупционных кормушек. В ответ руководители крупных предприятий космической отрасли начали против главы Роскосмоса настоящую информационную войну, которая с небольшими перерывами продолжается уже два года. Успеха им добиться не удалось — политическое руководство страны продемонстрировало, что у Поповкина достаточный запас доверия. Однако для запуска проекта масштабной реформы отрасли аппаратного веса у главы Роскосмоса не хватало. Надежду на изменение ситуации внес в апреле этого года президент Путин, предложивший правительству рассмотреть вопрос о создании космического министерства. Так была организована космическая отрасль в СССР — ее предприятия подчинялись Министерству общего машиностроения. Судя по всему, последовавшая в июле катастрофа «Протона-М», причиной которой стала производственная халатность, усугубленная конструктивным недостатком ракеты в виде отсутствия «защиты от дурака», укрепила руководство страны в необходимости реструктуризации отрасли. В кулуарах космического ведомства ходят слухи, что решение уже принято и в ближайшее время будет озвучено.
Новый русский космос
Реструктуризация отрасли неизбежно будет сопровождаться пересмотром Федеральной космической программы. Очевидно, что продолжат начатый Роскосмосом тренд на придание программе большей прагматичности. Сокращение доли расходов на пилотируемую космонавтику, имеющую близкий к нулевому экономический эффект, станет сопровождаться расширением расходов на запуск спутников, необходимых российской экономике. Это вполне отвечает мировым тенденциям: у Европейского космического агентства, скажем, вообще нет собственных пилотируемых программ — и ничего, ущербными себя не считают. В рамках реализации этой концепции в июне 2013 года запущен новый российский спутник дистанционного зондирования «Ресурс-П». К 2015 году Роскосмос планирует довести количество таких аппаратов до 16 и обеспечить российские компании картографической отрасли отечественными снимками на 60 процентов (сейчас — менее 10 процентов). Также в ближайшие годы планируется значительно увеличить число спутников связи, дополнить группировку спутников глобальной навигационной системы модернизированными спутниками «Глонасс-К».
Kроме того, важной составной частью стратегии Роскосмоса стало расширение участия в международных космических программах. В марте этого года главы российского и европейского космических агентств Владимир Поповкин и Жан-Жак Дорден подписали Соглашение о сотрудничестве в области исследования Марса и других тел Солнечной системы робототехническими средствами. Не забыты военная и исследовательская космонавтика. Продолжается наращивание группировки и в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации – в июне этого года были запущены новые спутники оптико-электронной разведки «Кондор» и «Космос-2486». К уже действующему радиотелескопу «Спектр-Р» в ближайшие годы добавятся «Спектры» для изучения космического пространства в рентгеновском и ультрафиолетовом диапазонах. Наконец, за последние пару лет существенно активизировались работы по строительству российского космодрома Восточный и созданию новой ракеты-носителя «Ангара», которая должна прийти на смену злополучным «Протонам». Все предпринятые шаги позволяют надеяться, что отечественная космонавтика успешно переживет нынешний непростой период и Россия сохранит свои позиции в списке ведущих космических держав.
http://topwar.ru/32338-zvezdnye-voyny-vse-blizhe.html
http://topwar.ru/32312-kosmicheskaya-otrasl-na-poroge-peremen.html
Комментарии (0)