BabyX – это виртуальное творение Марка Сагара и команды исследователей из его новой компании SoulMachines. Эта малышка – 3D-рендеринг дочери Сагара в возрасте восемнадцати месяцев, но она выглядит невероятно реально. У нее мягкий голос, светлые волосы, теплый взгляд и румянец на щеках. Если нужно привлечь ее внимание, достаточно ей помахать рукой и сказать что-нибудь вроде: «Привет, малышка! Погляди на меня». Ей можно демонстрировать предметы, и она их называет. Если похвалить ее, если она правильно назвала предмет, она улыбается, а если поругать за ошибку, то она может заплакать.
В последние годы термин «искусственный интеллект» стали использовать для малопонятных вычислений, но Марк Сагар – это ведущая фигура в лагере тех, кто хочет сделать технологию антропоморфной. Он убежден, что искусственный интеллект сможет сделать возможным симбиоз между машинами и людьми. Сама идея не новая, но подход Сагара уникальный, благодаря его разнообразному опыту. Он работал не только программистом, но и занимался созданием спецэффектов в Голливуде. Сагар имеет два «Оскара» – за работу над «Аватаром» Кэмерона и над «Кинг-Конгом» Джексона. Именно лицо, говорит он, – ключ к тому, чтобы виртуальные создания правдоподобно выглядели. Виртуальные роботы SoulMachines в этом смысле равных себе не имеют:их черты и мимика невероятно реальные, они могут усмехаться,моргать. Они имеют человеческие голоса, и их уже собираются использовать как онлайн-помощников разные компании – от авиаперевозчиков достраховых.
SoulMachines планирует запустить первую партию виртуальных ассистентов – миловидных, внушающих доверие и способных вдохнуть жизнь в такие куски пластика, как Echo от Amazon и GoogleHome.
Компании из Японии и США, имеющие схожие амбиции, разработали много виртуальных аватаров, ассистентов и голограмм. Люди, которые за этими проектами стоят, говорят, что роботы и системы искусственного интеллекта смогут свой потенциал реализовать полностью, если будут напоминать человека как можно больше. Их надо наделить памятью, а также чем-то вроде эмоций. Вероятно, что подход Сагана наиболее радикальный: BabyX улыбается, так как ее мозг отзывается на высвобождение в ее систему целого коктейля из виртуальных эндорфина, дофамина и серотонина. Сагар собирается докопаться до самых истоков человеческого мышления и эмоций и воспроизвести на компьютере эту систему.
«С тех пор, как мне исполнилось двадцать лет, я хотел наделить сознанием компьютер. Нам хочется построить не просто самообучающуюся систему, но систему, мотивированную взаимодействовать с миром и учиться. Так что я поставил себе эту невероятную цель – построить компьютерную модель человеческого сознания», – рассказывает Сагар.
Удивительно, но у него это получается намного быстрее, чем можно было ожидать. С прошлого года уBabyX, кроме всего прочего, появилось тело и она научилась играть на фортепиано.
Одним кликом мыши Сагар снимает с BabyXкожу, оставляя вращающуюся пару глаз, прикрепленную к тщательно детализированному мозгу и стволу мозга, спускающемуся вниз по спине. Эта версия BabyX может также взаимодействовать с человеком. Когда ей демонстрируют таблички со словами, часть мозга, которая отвечает за язык, загорается красным. Когда ее хвалят, центр удовольствия горит желтым.
«Ученые создалимного компьютерных моделей процесса познания и его отдельных частей, но никто в одно целое не соединял их, – рассказывает Сагар. – Мы их объединили и поместили в виртуальное тело; фактически, мы стараемся воссоздать центральную нервную системув компьютере. Нам хочется понять, что нас заставляет жить, как функционирует социальное обучение, какова природа свободной воли. Это фантастические вопросы о человеческой природе, на которые мы можем постаратьсянайти ответ благодаря технологиям, которые шагнули вперед».
Сагар еще раз кликает мышью, и исчезают«ткани» мозга и глаз, чтобы нам открыть замысловатую сеть нейронов и синапсов в мозгу BabyX. Этот слой своим существованием обязан годам, проведенным командой Сагара над изучением работы мозга. Она создалакарту человеческого мозга, наверное, наиболее подробную на сегодня и использует ее в симуляциях различного рода. В реальном времени можно наблюдать, как мозг BabyX высвобождает виртуальный дофамин, освещая конкретные участки ее мозга и вызывая на ее лицеулыбку. Система работает с помощью операционной системы BrainLanguage («Язык мозга»), которая была изобретена Сагаром и его командой.
В SoulMachines работает сорок пять человек, в том числе художников, экспертов по искусственному интеллекту и распознаванию речи. Первого виртуального ассистента SoulMachines представили миру в феврале, им стала Надя – миловидная женщина с белой кожей и зелеными глазами, красными губами и голосом Кейт Бланшетт. Команда Сагараее разработала для австралийского Агентства по страхованию от нетрудоспособности.
Как говорит Сагар, интерактивность технологии в обе стороны работает: «Если вы придете в замешательство, Надя это заметит и вампоможет. На нее можно даже кричать – она все равно ответит очень вежливым голосом». Кейт Бланшетт провела пятнадцать часов за записью фраз, которые с помощью программного обеспечения можно превратить в много вариантов ответов на различные вопросы. Надю уже опробовали на десяти тысячах добровольцев, иона с их помощью доработала свои реакции. Планируется, чтов следующем году власти Австралии ее запустят в работу.
Сейчас в портфеле у SoulMachines около десяти пилотных проектов – с авиалиниями, финансовыми компаниями и медицинскими учреждениями. Пока что главный вопрос, сочтут ли пользователи виртуальных ассистентов правдоподобными настолько, чтобы беседу с ними можно было счесть такой же убедительной, как с обычным человеком?
Ожидается, что технология по мере своего развития выйдет за пределы монитора компьютера. Производители автомобилей уже думают о персонажах, которые могли бы отвечать на вопросы водителей. Amazon, Apple и Google не прочь заполучить лица в компанию к их виртуальным ассистентам, активируемым голосом. «Мы также подумываем над тем, как создать цифровую знаменитость, – говорит Грег Кросс, директор по развитию бизнеса SoulMachines. – Что, если взять одного из топовых музыкантов или спортсменов и создать его цифровую версию, с которой могли бы общаться фанаты?»
Версия 5.0 BabyX далеко ушла от исходной вращающейся на экране головы. Она сидит в высоком кресле, болтает ногами, а руки постоянно ищут, чем бы себя занять. Программа Сагара позволяет ему поместить перед BabyX виртуальную панель, на которую он может спроецировать что угодно, включая интернет-браузер. Например, клавиши фортепиано с сайта VirtualPiano или блокнот для рисования Sketch.IO, чтобы посмотреть, что будет дальше. Выясняется, что BabyX ведет себя совсем как ребенок: пытается ударить по клавишам или нацарапать подобие рисунка.
Что же заставляет BabyX музицировать? Когда она нажимает рукой на клавишу, звук преобразуется программой в сигнал, и посылается в ее слуховую систему. От звуковой волны в ухе BabyX вибрируют те же «волоски», что и в ушной раковине обычного ребенка. Кроме того, программа высвобождает дозу цифрового дофамина в мозг BabyX. «Мы моделируем чувство первого открытия. Оно меняет пластичность сенсорно-моторных нейронов, что позволяет понять, что именно происходит в этот момент», – говорит Сагар.
Надоедает ли BabyX играть на фортепиано как обычному ребенку (если, конечно, он не Моцарт)? Да, конечно. Когда она молотит по клавишам, количество дофамина уменьшается, и BabyX начинает терять интерес к инструменту.
Сагар объединил усилия с детским психологом АннеттХендерсон, которая отсняла сотни часов взаимодействия детей и воспитателей. Реакция детей на различные действия – смех, плач, движения рук, смена положения тела – была оцифрована для создания оптимальной модели поведения. «Теперь мы знаем их точные движения, микровыражения, реакцию, – говорит Сагар. – Когда мы будем работать над следующими моделями BabyX, сможем создать нечто похожее».
Через полтора года Хендерсон планирует использовать новую версию BabyX для очередных экспериментов с воспитателями и детьми. Психолог считает виртуального ребенка неплохим способом для проверки новых теорий. Например, изучая реакцию виртуального ребенка на различные стимулы, можно понять, как лучше работать с детьми, склонными к аутизму.
В свою очередь, Сагар продолжает изучать человеческую природу: «Мы можем записать, как мать общается с виртуальным ребенком, и будем совершенствовать BabyX, пока она не станет настолько реалистичной, что мы будем взаимодействовать с ней, как с живой». Все это прекрасно, но возникает вопрос: что потом?
Многие ведущие исследователи человеческого мозга были впечатлены моделями, которые выстраивают Сагар и другие ученые, оптимистично смотрящие на развитие искусственного интеллекта. «Я все больше времени провожу с этими ребятами, – говорит Гэри Линч, профессор нейробиологии из Калифорнийского университета. – Это все по-настоящему. Это больше не научная теория». Впрочем, проблема с экспериментом Сагара, полагает Линч, в его конечном результате: виртуальный ребенок, полностью наделенный сознанием, настолько сложен и уникален, что больше не является предсказуемой моделью человеческого поведения. «Он сделает то, о чем никто и не помышлял. Направится к двери и скажет: “Пока, у меня есть дела”».
Другие эксперты предупреждают, что Сагар может ввести в заблуждение людей с помощью созданных им миловидных лиц. «Если ты сделал их похожими на человека и заставил их действовать подобно людям, на тебе лежит двойная ответственность за то, чтобы установить для них границы», – считает Кен Голдберг, профессор Калифорнийского университета в Беркли. Он положительно отзывается об исследованиях Сагара, но не хочет, чтобы люди питали надежды на то, что эта технология принесет плоды в ближайшем будущем.
Не обязательно быть параноиком, чтобы верить в то, что развитие искусственного интеллекта плохо скажется на людях. Компьютеры могут начать самостоятельно принимать решения, в том числе, наносящие вред всему человечеству. Сагар, впрочем, настроен оптимистично в отношении уроков, которые машины могут получить от человека и наоборот. «Мы ищем основу для сотрудничества, что можно назвать самой мощной силой в человеческой природе», – уверяет Сагар.
По его мнению, с роботом, обученным сотрудничеству, куда легче работать. К тому же, меньше шансов, что он поработит нас или станет использовать наши тела для получения энергии. «Если мы и впрямь хотим извлекать выгоду из искусственного интеллекта, нам нужно научиться сотрудничать с машинами, – говорит Сагар. – Будущее похоже на кино. Мы сами можем превратить его в утопию или антиутопию».
Комментарии (0)