Молодая ученая Ася Казанцева, признана лауреатом премии научно просветительской литературы 2014 года. Награда «Просветитель» была присвоена
Асе за написанную ею книгу «Кто бы мог подумать: как мозг заставляет нас делать глупости».
Произведение описывает сама автор - « книга об основных биологических ловушках, из-за которых нам не удается жить счастливо и вести себя подобающим образом». Девушка раскрыла в книге закрытую доселе тему о том, как происходили различного рода психологические эксперименты. После выпущенного издания, в современных учреждениях было запрещено проводить подобные опыты с людьми, по решению этической комиссии.
Животные-киборги
В социальных сетях с энтузиазмом прокручивают один из таких экспериментов. В ролике показывают крысу, которой вживили в один из отделов мозга электроды, которые подают определенные сигналы и крыса нажимает на педаль. Информация преподносится, таким образом, якобы животное получает от производимого действия удовольствие, но в конце все же умирает.
Но если вернуться в реальность, то можно с уверенностью сказать что такие опыты действительно имели место быть. Только никто в результате не умирал.
Известный ученый нейробиологии Джеймс Олдс проводил такие эксперименты с мозгом животных. На тот момент науке мало что было известно о возможностях мозга. Нейробиологи втыкали подопытным животным подключенные электроды практически наугад. Поведение эксперементальных животных изучали, и уже в 1954 году опубликовали статью, в которой описывается поведение 14 крыс. Четверым животным электроды были вживлены прямо в септальную часть мозга.
Джеймс занимался и ранее подобными экспериментами, только немного иначе. Животным вводились электроды в мозг и наблюдали за их поведением. Крысы начинали бегать из стороны в сторону, при стимуляции определенных участков мозга током. В результате опытов экспериментаторами были выявлены некоторые области, стимулируя которые можно было добиться обратного эффекта. Животные вместо того чтобы убегать продвигались ближе к человеку. В результате была изобретена установка, которой сам грызун мог управлять и стимулировать себя.
При воздействии на одни части мозга крыса вовсе не нажимала на установленную кнопку, а при воздействии других областей делала все наоборот и очень увлекалась эти процессом.
Септальная часть мозга ломбической системы мозга отвечает за наши эмоции и чувства вознаграждения. При стимуляции у крыс этих участков, можно сделать их фанатиками. Животные нажимали на кнопку большую часть времени (от 75-92% времени всего эксперимента). В случае, когда крыса более 30 секунд не нажимала на кнопку, считалось, что она не стимулирует мозг. Время эксперимента могло длиться от 3 до 12 часов, на протяжении которого животное радовалось без остановки.
Следующий эксперимент заключался в истязании крыс голодом, более 4 часов. После чего животных отправляли в Т-образный лабиринт, в котором по одну сторону была еда, а по другую сторону кнопка, замыкавшая электроды. Что удивительно, не смотря на голод животное, бежало в сторону кнопки, так как стимулировать мозг гораздо эффективнее, чем прием пищи.
На человека таким же образом действуют особо сильные наркотические средства. Предоставляя на выбор героин или еду, наркоман скорее выберет наркотическое средство, которое эффектнее повлияет на систему наслаждений, чем пища.
Такой эксперимент приобрел высокую важность, и не столь из-за того что было открыто много нового и неизведанного о мозге и центре удовольствий. Скорее всего, эти опыты подтолкнули науку к последующим экспериментам над людьми. Во времена отсутствия этической комиссии, людям тоже стали вживлять в мозг электроды.
В настоящее время электроны вживляются в мозг человека в исключительно лечебных целях. При помощи такого метода лечат тяжелые формы депрессии, когда другими способами не под силу повлиять. Некоторые университеты практикуют методы самостоятельного стимулирования мозга, благодаря чему у пациента появляется желание жить и встречать рассветы и закаты.
Данный метод позволяет делать из животных зомби, дрессировать их и подчинить полностью себе.
Так, в 2002 году в университете Нью-Йорка начали выпускать крыс на радиоуправлении. Вживляли им 3 электрода: первый и второй в области усов, третий, в центр, отвечающий за удовольствия. Животное начинает обучаться, и при помощи стимуляции правой стороны поворачивает на право, соответственно с стимуляцией левой стороны. Таким образом, достаточно 3-х электронов, чтобы создать радиоуправляемое животное.
Создатели планировали использовать таких запрограммированных крыс с целью извлечения людей из под завалов. Крыс запускали бы в узкие проходы, куда ни ступить человеку, далее управляли бы ими, так можно найти и спасти многих людей. Эти обсуждения были начаты еще в 2002 году, и даже были опубликованы в 2003 году в журнале Nature. Но все затихло и больше про крыс не слышно.
В последние годы появился новый метод, под названием оптогенетика. Ученые выработали новую стратегию, по которой к нервным клеткам подключаются фоторецепторы. Так можно выборочно влиять на комплексы нейронов, направляя на них свет.
При помощи этого эксперимента муха-дрозофил взлетает по команде, причем даже без головы, при стимуляции нейронов спинного мозга.
Голуби и суеверия
Другой американский изобретатель Беррес Скинер проводил эксперименты над голубями. Психолог разработал следующую схему: голубей держали в ящике, не кормили их долгое время. Бедные птички теряли в весе до 50 %, после чего открывалась дверца и перед изголодавшимися птицами появлялась еда.
Каждые 5 минут птицы могли клевать корм, голуби ассоциировали открытие заслонки со своими действиями.
Так в 1948 году эксперимент над 8 птицами показал, что 6 голубей из общего количества смогли выработать поведенческие комплексы. Наблюдатели были шокированы четкостью действий, производимыми птицами. Они крутились и махали крыльями, делали вид что клюют зерно, которого не существует, придумывали уйму действий, в результате которых, по их мнению, дверца открывалась и появлялась еда.
Одним словом птицы выстроили для себя цепочку причинно следственного характера, между всеми происходившим событиями. В голодном состоянии птицы повторяли тысячи раз одни и те же движения, в ожидании еды. Чувство голода заставляло их считать, что такое поведение ведет их к успеху.
Возможно, такое поведение принесет пользу в эволюции, живым существам не придется думать, как и что действует, будет вера и нацеленность на результат вот и все. Но естественный отбор следует построению причинно - следственной цепочки. Суеверия в вою очередь снижают уровень тревожности. Подобное поведение (повторение каких либо движений в надежде получения результата) может возникнуть в условиях недостатка информации.
Мозг не может принимать решения в неопределенных условиях, и он пытается выработать хоть какую-нибудь информацию, без разницы является она правильной или нет.
Живым существам свойственно стремление к контролю над ситуацией, и тут уже не имеет значение иллюзия это или действительность.
Многие эксперименты были посвящены изучению стресса. Когда человек не понимает, что не способен контролировать источник, наносится чрезвычайный вред организму. Выделяется гормон стресса, нарушается пищеварение, ухудшается общее состояние и падает иммунитет.
Японский ученный Масатоси Танака, провел в 1999 году уникальный эксперимент. На две группы крыс он подавал ток, животные не могли этому противиться. Но у одной из групп была деревянная палочка, которую они потом грызли. У другой группы крыс такой палочки не было.
В результате эксперимента было выяснено, что стресс может оказать негативное влияние на состояние здоровья. В группе животных имеющих палочку, влияние стресса на здоровье было слабо выражено в отличие о второй группы.
Люди также были подвержены подобным экспериментам. Испытуемые были поделены на две группы. Людям давали послушать громкие и неприятные звуки, затем замеряли содержание гормона страха в их крови. Только у одной из групп была кнопка, при помощи которой можно было выключить звук, а у другой команды не было такой возможности.
Дискомфорт, который испытывала группа без кнопки, был гораздо выше. Психология изучила данное явление, в результате было установлено, людям необходимо во что-либо верить, и в дальнейшем принимать действия для достижения желаемой цели.
Экономический кризис будет неизбежен, если все люди прислушаются к некому экономисту, который провозгласит приближение кризиса. Все люди под влиянием этого мнения побегут в банки, снимать свои сбережения, в результате прогнозы таки сбудутся.
Дети и суфле
Возможно, многие слышали про стэнфордский эксперемент, который был проведен на детях. Малышам раздали вкусное суфле маршмеллоу и на протяжение 15 минут оставляли их наедине с десертом. Единственным условием, было, не есть первое желе, если хочется получить второе.
Спустя 10 лет испытуемых собрали, среди них был проведен опрос, в ходе которого выяснилось, те кто съели первое желе не достигли тех высот, в отличие от тех кто сумел выдержать. Уолтер Мишел ранее проводил подобные эксперименты среди детей индусов и детей местного населения чернокожих, с острова Тайланд. Он выяснил, что дети чернокожих потомков рабов были более резкими и импульсивными, стремились достичь всего сразу. Индусы более выдержанные, способны ждать и много трудиться для получения желаемого результата. Таким образом ученый доказал свою теорию о том, что расовые отличия влекут за собой поведенческие отличия людей.
Профессор Уолтер Мишел
В последствии ученый набрал снова 2 группы детей для проведения эксперемента. Это были опять же дети индусов и негритянские малыши.
Перед детьми была поставлена конфета, которую предлагалось приобрести всего за 1 цент. Но для тех, кто готов был подождать неделю, привезут конфеты стоимостью 10 центов. В результате большинство чернокожих детей сразу же захотели приобрести конфету подешевле и лишь 6 индусов так же пошли за дешевыми сладостями. Возможно, негритянские дети не смогли полностью довериться Мишелю. Ко всему добавились еще такие факторы: дети из полных семей, выросшие с мамой и папой соглашались подождать, в 2 раза чаще. А вот по возрасту получалось следующее: семилетние дети готовы были немного подождать реже, чем их девятилетние коллеги.
В Стэнфорде ученый снова провел эксперимент, по возвращению из Тайланда. Мишель набрал детей возрастом от 4 до 6 лет и предложил им тот же варрант с суфле маршмеллоу, только с изменением условий. Этим детям он предложил съесть либо одно суфле прямо сейчас, либо не есть и спустя всего 15 минут получить еще одно.
Кто-то согласился подождать, а кто нет. Здесь процентное соотношение сильно разнилось в зависимости от дополнительных обстоятельств. Если в комнате были для детей игрушки, они больше склонялись подождать немного. Но в том случае, когда кроме стола и суфле в комнате нечем было заняться, дети съедали десерт быстрее, не вытерпев даже 15 минут.
В среднем эксперимент показал, что только 1/3 дождалась второй порции. Этому испытанию были подвержены более 600 детей, и спустя 10 лет выяснилось, терпеливые дети показали и в школе более высокие результаты, в отличие от нетерпеливых.
Но это еще не конец, спустя годы, когда детки выросли, исследователи разыскали 50 человек из списка 600 участников с суфле. В 2011 годы им уже было около 50 лет. Тест был проведен снова, но уже на томографе. Испытуемым предложили нажимать на кнопку, когда они увидят лица мужчин или женщин. В результате те участники, которые в детстве любили поспешить, чаще ошибались, чем те которые дождались суфле. В это время их головной мозг изучался томографом. У терпеливых, префронтальная кора головного мозга работала интенсивнее, у нетерпеливых преобладал вентральный стриатум, который отвечает за вознаграждение.
К сожалению, эксперимент на этом был завершен, и так и не выяснилось, кто же из них был счастливее в жизни. Ведь быть успешным не означает быть счастливым.
И еще один вопрос остался без ответа, можно ли сделать из нетерпеливого ребенка, путем определенного воспитания терпеливого. Увы, это по сей день остается загадкой.
Длинные и короткие линии
Соломон Аш, известный психолог проводил эксперимент, показывая целому залу 2 карточки: на одной из карточек была изображена одна единственная линия, без каких либо ограничений, на второй карточке нарисованы 3 линии, одна из которых соответствовала длине линии с первой карточки. Вопрос состоял в том, чтобы определить, какие линии на этих карточках одинаковы. Одному человеку из зала сказали, что это упражнение для проверки зрения. Среди испытуемых было несколько подсадных, которые специально сбивали и выкрикивали не корректные ответы.
Люди начинали путаться под влиянием массового авторитета, повторяя неправильные ответы один за другим.
Выяснилось:
в случае если подставные лица выкрикивают неправильную версию, количество допускаемых ошибок возрастает до 40 %;
в тоже время, когда в массу попадается хотя бы одна личность, которая высказывает свое мнение против группы людей, количество ошибок снижается до 5 %;
И все это с учетом того, что мнение протестующего не обязательно должно быть верным, достаточного его несогласия.
Дом престарелых
Психологи штата Коннектикут решили провести эксперимент на обитателях дома престарелых Арден-Хауз. Ученые Эллен и Джудит хотели докопаться до истины, почему старики, живущие в семьях вмести с детьми и внуками счастливее, чем жители домов престарелых. Психологи занялись выявлением факторов, влияющих на здоровье и настроение престарелых жителей.
Ученые хотели проверить и убедиться в верности гипотезы, в соответствие с которой люди, не принимающие решений по жизни, несчастны и чаще болеют, чем те, кто сами все решают для себя и окружающих.
Старикам с 4 и 2 этажей дома престарелых было предложено сделать перестановку мебели и благоустроить территорию цветами. Только жителям 4 этажа предложили сделать все самостоятельно и на свое усмотрение, а жителям 2 этажа предложили обратиться за помощью к сотрудникам.
В результате проделанного эксперимента, те старики, которые самостоятельно приступили к работе, подняли свой жизненный уровень, стали более веселыми и бодрыми. Конечно, некоторые из них умерли за все время проведения эксперимента, в силу своего возраста. Но в соотношении с жителями 2 этажа, которым не дали принять решение самостоятельно они оказались в лучшем положении.
Вывод один, необходимо принимать решения по жизни самому, это благоприятно влияет на здоровье.
Комментарии (0)