Будущее электромобилей и гибридов
Последнее время вокруг перспектив электромобилей и гибридов сгущаются тучи. Еще недавно они провозглашались «средством избавления от углеводородной зависимости» и чуть ли не «убийцами пика нефти». Теперь скептические голоса звучат все чаще. Попробуем оценить действительные масштабы изменений на этом рынке. Начнем с ретроспективы.

Сразу стоит сказать, что гибриды – это даже не половинчатое решение в борьбе с нефтяной зависимостью. Фактическая экономия топлива у гибридов составляет от 20 до 35%. Это существенная цифра, конечно, но далеко не прорывная. Что же до «чистых» электромобилей, то до сих пор их продажи составляют мизерную величину, и до сих пор они являются скорее экзотикой.

Для оценки степени «зрелости» рынка гибридов и его будущего стоит посмотреть на динамику роста его доли в совокупных продажах авто.


3

Что тут можно увидеть? На мой взгляд, в 2006 году закончился период «кратного» роста и наступило некоторое замедление. Данных для 2012 года нет, но ориентируясь на рынок Штатов, можно прогнозировать где-то 15% прироста доли, что неплохо ложится в русло тенденции. За последние 5 лет средний темп роста доли составил 1,185. А сама доля?

Одна целая семь десятых процента. С момента запуска технологии в массовое производство прошло более 12 лет. Избавляемся от нефтяной зависимости, как же.

Но 1,7% - это доля в продажах новых машин, причем только легковых. Сами понимаете, грузовой транспорт на альтернативные источники питания переходит еще менее охотно. Теперь взглянем на долю гибридов и электромобилей в совокупном мировом автопарке:


Инерция – серьезная штука. И один из главных контраргументов против электромобильной «свободы от нефти».

Перейдем к прогнозам. Начнем с оптимистичного от конторы IDTechEx. По их расчетам, в 2025 году 35% всех проданных автомобилей будут с электротягой, в т.ч. 25% - гибриды и 10% - «чистые» электромобили.  IDTechEx заверяет нас, что в электромобилях будущего будет широко применяться фотовольтаика. Большой рост использования электротяги прогнозируется и в военной технике.

Взгляды малоизвестной фирмы Roland Berger еще агрессивнее. Ее аналитики полагают, в 2025 году лишь 50% автомобилей будут выпускаться только с ДВС. 40% рынка займут гибриды, оставшиеся 10% - электромобили.

Что бывает с чересчур оптимистичными прогнозами, нам показывает замечательный график от ребят из SFP Metals. На нем запечатлены попытки различных экспертов дать оценку будущим продажам гибридов в США. График датируется 2005 годом.

 
Various US Hybrid Market Forecasts

Описать это великолепие можно с помощью двух слов: «рука» и «лицо». Самой точной в этом тире слепцов следует признать контору JD Power&Associates. В 2011 году она рассчитывала на 600 000 проданных гибридов, фактически было продано 284 тыс. (вместе с электромобилями). Расхождение «всего» в 2,1 раза. "Академiчное" Министерство энергетики США тоже дало маху со своими 1,2 млн. в 2008 (факт – 314 тыс.) и 2,1 млн в 2012 (факт – 487 тыс.). Но больше всех отличилось агентство с говорящим названием “Booz Allen Hamilton” (“booze” на англ. – «выпивка»). 3,4 прогнозных миллиона против 274 фактических тысяч – это сильно.

Как сейчас оценивает индустрия перспективы на ближайшие 10 лет? Сдержанно. KPMG считает, что в 2025 году доля авто с электродвигателями не будет превышать 15%. Аналогичный настрой у PWC - там предполагают практически те же темпы роста:


Global hybrid and EV outlook


Прогнозы этих двух агентств чуточку скромнее, чем вычисленный выше темп расширения доли рынка в 2007-2011 - 1,185. Понятно, что дальнейшее торможение темпов роста вполне оправдано.

Reuters сообщает:

«Отсутствие интереса публики к электромобилям заставило администрацию Обамы отказаться от агрессивных планов увеличить парк электромобилей до 1 миллиона в 2015 году.

Слабый спрос на электромобили также заставил Карлоса Госна, одного из ключевых руководителей Nissan и наиболее активного сторонника этого вида транспорта, объявить в декабре о большом стратегическом сдвиге в сторону более традиционных бензин-электрических гибридов, которым не свойственны многие недостатки «чистых» электромобилей.

… «Из-за недостатков, присущих электромобилю – запас хода, цена и время перезарядки – он не может быть успешной заменой большинству традиционных авто», – говорит <заместитель председателя Тoyota Motor Co Такеси> Утиямада. – «Нам необходимо что-то полностью новое».

…В то время, как Утиямада непрерывно занимался совершенствованием “Prius», Toyota 10 лет была лидером в сфере экологичного автопрома. Однако в течение всего периода Toyota планомерно субсидировала затраты на разработку, производство и сбыт на миллиарды долларов для первых двух поколений «Prius», согласно бывшим менеджерам компании. [т.е. с 1997 по 2009 год - Giovanni]

…В сентябре прошлого года Toyota публично отказалась от планов выпустить несколько тысяч электромобилей, уменьшив заявленные объемы до 100 аккумуляторных мини-авто.

…В то же время, несмотря на масштабные инвестиции в технологии производства батарей и электромобилей, даже самые ревностные сторонники неуверенно размышляют о будущем аккумуляторных автомобилей:

«Мы пока не жалеем об этом», - говорит <Мицухико> Ямасита из компании Nissan о многомиллиардных ставках вокруг электромобилей. – «Хотя можем пожалеть через несколько лет. Нет, наверное, всё-таки нет».

Далее приведу выдержки из доклада Государственного Научного Совета США, посвященного амбициозной задаче сокращения использования нефти на 50% к 2030 и на 80% к 2050 году. Один из главных выводов исследования звучит так:

«Достичь 50%-ного сокращения потребления нефти легковым автотранспортом к 2030 от уровня 2005 будет очень сложно. Но при разработке дополнительных мер США могут достичь 40%-ного сокращения».

Для того, чтобы понять, насколько оптимистична цифра 40%, сделаем некоторые вычисления. Для достижения такого уровня необходимо, чтобы ежегодно потребление топлива сокращалось на 2%. При этом блог TheOilDrum.com приводит расчеты, согласно которым вклад энергоэффективности в сокращение потребления за последние 8 лет составлял в среднем 0,21% в год. Но даже при таком оптимизме доклада моменты, касающиеся нашей темы, написаны в нелестном ключе:

«…Следовательно, стоимость аккумуляторной батареи для 100-мильного запаса хода в 2050 году упадет в пять раз относительно сегодняшних значений.

Однако даже такая стоимость вряд ли будет означать массовое применение электромобилей с АКБ, поскольку батарея, достаточная для реального 300-мильного запаса хода, будет налагать дополнительные ограничения на вес и объем и, скорее всего, не сможет быть заряжена менее чем за 30 минут. Следовательно, электромобили с АКБ могут быть использованы в основном для местных поездок, а не в качестве многоцелевого транспорта.

Электромобили с АКБ и подключаемые гибриды (PHEV), вероятнее всего, будут использовать литий-ионные батареи в обозримом будущем. Разрабатываются некоторые продвинутые технологии аккумуляторов (например, литий-воздушные), которые смогут устранить какие-то недостатки литий-ионных батарей, но потенциал их коммерциализации к 2050 году (sic! - Giovanni) крайне сомнителен, и такие типы могут иметь собственные недостатки».

Но одним из самых убедительных является заявление самих автопроизводителей. Ассоциация европейских производителей автомобилей(ACEA) – это весомая координирующая организация, в которую входят многие автогиганты – Volkswagen, Renault, General Motors, Toyota, Daimler, Ford и др. В январе Ассоциация распространила заявление, в котором говорится:
«…В сегодняшних условиях потенциал <электротранспорта> вряд ли может быть задействован полностью.

Частично это объясняется экономической ситуацией, ведущей к снижению продаж электромобилей. Однако в большой степени на это влияет и медленный прогресс в стандартах зарядки, раздробленность внутреннего рынка как результат некоординированного подхода к рыночным инициативам, недостаток четкой поддержки в НИОКР и отсутствие ясной и совместной позиции по инфраструктуре.

…Иван Ходач, генеральный секретарь ACEA: “Реальный прогресс будет достигнут только тогда, когда будет существовать полная кооперация между поставщиками коммунальных услуг, инфраструктурными компаниями, энергетическим сектором, органами по стандартизации и автомобильной промышленностью – при полной поддержке со стороны национальных правительств и общеевропейских институтов».

…Это был один из важнейших факторов, повлиявших на решение членов АСЕА пересмотреть свою позицию по заряжаемым электромобилям и снизить прогноз ожидаемой рыночной доли этих машин в будущем. Сейчас АСЕА прогнозирует, что будущее распространение электромобилей составит от 2% до 8% рынка для следующего десятилетия, при наличии значительной разницы между конкретными производителями в зависимости от их стратегии».

И эти 8% - на вполне развитом европейском рынке и с перспективой до 2023 года! А Ассоциация занимает удобную позицию: во всем виновато правительство!

Ну и раз уж зашла речь о правительстве, стоит привести масштабные ревизии, которые произвело в своих прогнозах Агентство по энергетической информации США (да-да, то самое, которое было на графике 2005 года). Ревизия, естественно, вниз. Так теперь выглядит прогноз по «чистым» электромобилям:
 
Electric Vehicle Sales
 
И стоит все-таки похвалить Агентство за то, что оно наконец признало авантюру с кукурузным этанолом бездумным расточительством ресурсов. Ниже прогноз по авто с «гибким» выбором топлива (flex-fuel), т.е. способными ездить на этаноле:
 
Flex-Fuel Vehicle Sales

http://giovanni1313.livejournal.com/20893.html