Кто и каким образом занимается созданием цифровых карт, какими инструментами пользуется и как этот сегмент бизнеса развивается.
В 2016 году я ездил с семьей в Петергоф. Там постоянно были большие проблемы с парковочными местами, но я случайно в этот раз обнаружил большую новую парковку, которую недавно заасфальтировали. Конечно, она не была отмечена ни на одной из карт,существующих в мире. На спутниковых снимках ее увидеть тоже было совершенно невозможно: они ведь не обновляются одним махом для всего мира и могут оставаться устаревшими на целый год, а то и на два года.
Этот обычный эпизод прекрасно отражает большую проблему современной картографии: между тем моментом, когда объект возникает (или пропадает) на местности, и отражением данного факта на карте всегда проходит какое-то время. Это может быть срок в несколько дней, а может быть в несколько лет.
При всем этом свежие точные карты могут потребоваться не только простому человеку для обычной навигации в родном городе или в путешествиях. К примеру, они требуются всем, кто тем или иным образом вовлечен в логистический бизнес —грузоперевозки и пассажирский транспорт. Карты необходимы для навигации в пространстве дронами промышленным и бытовым роботам: автомобилям - частично или полностью самоуправляемым, квадрокоптерам, которые доставляют некрупные грузы, подвижным уличным бытовым роботам (к примеру, охранникам,курьерам или уборщикам). Для всех этих устройств нужны карты для базовой навигации предварительно загруженные в память; их дополняют системы ориентации на базе LIDAR-сканирования, так как карта все равно имеет небольшую погрешность и точно уж не знает ничего о временных объектах. И это только малая часть большого геолокационного рынка, в который в настоящий момент вовлечены многие компании - начиная от небольших стартапови заканчивая огромными корпорациями. Предлагаем вам детальнее посмотреть на структуру данного рынка.
Оценка рынка геолокационных сервисов
Согласно оценкам аналитического агентства market sandmarkets.com в 2016 году весь мировой геолокационный рынок оценивали в 30,71 миллиардов долларов. К 2021 году ожидается рост рынка более чем в два раза до 73,91 миллиардов долларовсо среднегодовым приростом в 19,2%. В это исследование включены такие гео-сервисы как геовизуализация, геодезия, анализ поверхности, GPS навигация, дистанционное зондирование, GIS, системы безопасности и другие. Я более подрообно расскажу про сегмент картографии: создание, интерпретация и использование карт.
Рынок гео-сервисов и картографии очень сильно фрагментирован, но его можно в целом условно разделить на несколько бизнес направлений:
• B2B — это создание и продажа спутниковых снимков очень высокой точности.
Очевидно, что для того, чтобы создавать спутниковые снимки необходимо в распоряжении иметь на орбите собственные спутники, которые способны делать снимки поверхности очень высокого разрешения (до тридцати сантиметров на пиксель) и их передавать на Землю.
Подобные графические данные могут как продаваться в сыром виде, так и использоваться для создания собственных B2B (реже B2C продуктов). По понятным причинам игроков на данном рынке не очень много: не любая коммерческая компания можетсебе позволить разработать (а это стоит примерно несколько миллионов долларов) запустить на орбиту и обслуживать хотя бы один спутник (один же запускFalcon 9 от SpaceXстоит 62 миллиона долларов). Можно выделить нескольких ключевых игроков, отличающихся новизной и количеством специализированных спутников для фотосъемки поверхности земли: это DigitalGlobe (куплена концерном MDA, пять спутников, новейший — 2016 год), AIRBUS (подразделение DEFENCE AND SPACE, один спутник, 2016 год), ASTER (принадлежит NASA, один спутник, 1999 год). Разумеется, в космосе всего очень много спутников, при помощи которых можно делать снимки очень высокого разрешения, но из них большинство принадлежат военным структурам разных государств и по понятным причинамдля гражданских нужд они не используются. К примеру, у той же AIRBUS в распоряжении около пятидесяти спутников разного назначения и только один используется только для получения снимков поверхности высокого разрешения.
Самый крупный коммерческий игрок и по сути монополист на этом рынке снимков поверхности это компания DigitalGlobe, которая была основана в 1992 году и в своем распоряжении имеетпять специализированных спутников высокого разрешения. DigitalGlobeимеет капитализацию около 2 миллиарда долларов и годовую выручку в 730 миллионов долларов.
DigitalGlobe продает как сырые данные, так и создает различные B2B продукты. Продажа снимков в сыром виде не пользуется популярностью, из-за высокой стоимости: свежие снимки от DigitalGlobe начинаются от двадцати трех долларов за квадратный километр с разрешением пятьдесят сантиметров на пиксель. Если брать лишь города всего мира (около 1% от всей площади суши), то понадобится купить около 1,49 млн км2 данных, на что потребуется в $34 млн, плюс необходимо учесть то, что надо будет покупать обновления регулярно. По данной причине наиболее востребован доступ к данным по API. Так Microsoft, Google, Uber, Facebook, Mapbox, государства разных стран и прочие крупные международные и локальные игроки (коммерческие и государственные организации), которым нужны сырые данные, покупают доступ к API. Стоимость доступа начинается всего от пяти долларов в месяц и нетограничений по покрытию, качеству и актуальности снимков (предоставляются только наиболее свежие снимки): тарифицируется лишь запросы к системе (количество просмотров снимков). Но доступ к API подразумевает то, что у васесть все необходимые компетенциями и инструментами для работы с этими данными, плюс по API нельзя получить, скажем, снимок десятилетней давности, чтобы понять как ландшафт менялся, застраивались города или засевались поля. Для этого у DigitalGlobe есть отдельный продукт GBDX — аналитическая геопространственнаябиг-дата платформа. Например, в 2014 году министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации закупало у DigitalGlobe исследование для выявления случаев незаконной вырубки леса в России. В целом гео-сервисы в структуре выручки DG занимают 56% и категория продажи доступа по API самая быстрорастущая.
Надо во вниманиепринять то, что на получение снимков всей планеты в качестве пятьдесят сантиметров на пиксель у одного спутника уходит примерно 750 дней (то есть 2 года). Это объясняет необходимость иметь более одного спутника, иначе где-то данные будут актуальными, а где-то — двухлетней давности. Так что у DigitalGlobe на обновление снимков всей планеты уходит порядка ста пятидесяти дней (пять месяцев). Именно по этой причине очень активно развивается аэрофотосъемка, так востребованная в сельском хозяйстве. Разумеется, идетречьлишь о спутниках, которые могут делать снимки требуемого качества. Ниже приведен пример снимков. Видно, что разрешение ниже тридцатисантиметров на пиксель уже значительно ухудшает распознавание объектов.
• B2B – создание (то есть рисование) и продажа векторных карт
Отрисованные векторные карты создаются на базе спутниковых снимков и замеров на местности для последующей продажи обработанных векторных геоданных компаниям, занимающимся печатью бумажных карт и созданием картографических сервисов (как B2C так и B2B — в виде SDK с оплатой по запросам к API). Этот сегмент рынка последние несколько лет претерпевает существенные изменения, в силу перехода от бумажных карт к электронным и появления B2B сервисов вроде GoogleMaps API и Mapbox API, позволяющих быстро создавать новые B2B/B2C сервисы на базе готового SDK, работающие с геолокацией пользователя. Тем не менее сырые векторные данные стабильно покупают государственные организации (дорожные, коммунальные и прочие службы), требующие определенной точности отрисованных данных и соответствия индустриальным и государственным стандартам. Глобальных игроков в этом сегменте B2B/B2C сервисов также немного: из крупных можно выделить GoogleMaps, TomTom, HereMaps и OpenStreetMap.org (открытые данные). Есть еще ряд локальных игроков вроде 2ГИС в России, которые начинали свой бизнес с B2B, создавая и продавая данные, но сумели со временем сделать пивот в B2C. Рисование карт мероприятие дорогостоящее, а создаваемые последнее время сервисы предпочитают использовать готовые B2B решения на базе GoogleMaps SDK или Mapbox SDK, вместо покупки сырых данных, отрисовки и разработки собственного SDK. Стартовые пакеты у подобных сервисов как правило бесплатные, но ограниченные по ряду функций, что привлекательно для стартапов, которые впоследствии конвертируются в платных подписчиков сервиса.
С ростом мобильной индустрии и появлением в 2005 году GoogleMaps сильно упал рынок физической навигационной продукции (бумажные карты, автонавигаторы в виде отдельного устройства или интегрированные), что отлично читается в истории торгов акций TomTom. В результате TomTom решил сделать «пивот» в совершенно другое направление — носимые устройства — трекеры (умные часы) и сейчас имеет капитализацию в $2,2 млрд и годовую выручку около $1 млрд. Рынок интегрированных навигаторов достаточно инертный, но падающий (у многих в авто до сих пор есть CD плеер), поэтому такие компании как TomTom и Here еще получают с этого какой-то доход.
• B2B: продажа готового сервиса на базе SDK с определенным набором функционала и оплатой по количеству запросов к сервису по API.
Такие компании, как правило, покупают готовые векторные данные от локальных ГИС компаний (как основу) и подписку на доступ к спутниковым снимкам от DigitalGlobe (или других игроков) и дорабатывают их, оперируя собственным штатом картографов, до нужного качества, для последующего создания собственного B2B/B2C сервиса. Примеры таких компаний с B2B продуктами: Alphabet (GoogleMaps), Microsoft (Bing), Mapbox.com, TomTom, Here, 2ГИС, Яндекс. По оценкам Mapbox, рынок гело-локационных B2B сервисов типа mapping API может вырасти до $40 млрд к 2019 году. Среди основной массы игроков можно выделить компанию Mapbox, как один из наиболее динамично развивающихся проектов в этом сегменте. В 2015 году Mapbox подняли раунд инвестиций в размере $52,6 млн и на сегодняшний день API Mapbox обслуживает запросы от более чем 300 млн активных пользователей по всему миру. Недавно даже Snapchat стал использовать SDK от Mapbox для нового функционала GeofencedStory (локальная история). Аналогичный функционал под название locationstories запустил и Instagram. Не так давно и Facebook запустил новый функционал CityGuides, который реализован на базе нескольких сервисов, в частности данные по местах предоставляются компанией Foursquare, а картографический API — HereMaps. Часть гео сервисов Facebook работает на данных OpenStreetMap.
• B2B: сбор и продажа локальных данных
Сбор локальных данных об организациях с привязкой к GPS позиции. По сути это справочники организаций и прочих объектов. Крупнейшие глобальные е коммерческие игроки: Yelp, TripAdvisor, Foursquare. Существует масса локальных игроков, собирающих данные только в рамках своего региона, в частности в России это 2ГИС. Крупнейшие открытые ресурсы: OpenStreetMap и Wikimapia (последняя примерно в 5 раз меньше OSM). Foursquare продает свои данные по API ряду крупных игроков, таких как Facebook и Uber. Этот вид бизнеса последнее время также претерпевает изменения, ввиду обогащения данными о местных компаниях на картах GoogleMaps и MAPS.ME.
В результате падения рынка продажи гео-данных, возникла новая бизнес модель, на которую стали переключаться такие игроки. Их основной бизнес — создание и продажа высокотехнологичного сервиса по занесению и актуализации данных о локальных заведениях на всех популярных картах мира для клиентов со средней и крупной сетевой структурой. Пример таких компаний: Brandify, NavAds, Mobilosoft. Клиентами таких компаний становятся крупные сетевики вроде Макдоналдс, BP, Wal-Mart, Starbucks и прочие.
• B2C: создание клиентских геолокационных сервисов
Будем рассматривать только решения, основным функционалом которых являются карты и навигация на из базе. Крупнейшие глобальные игроки, имеющие аудиторию по всему миру:
• GoogleMaps: более 1 млрд установок (предустановленные, по своим данным компании)
• AppleMaps: более 500 млн установок (предустановленные, по своим данным компании)
• Waze: более 200 млн установок
• MAPS.ME: более 75 млн установок (данные OpenStreetMap)
• Sygic: более 60 млн установок (данные OpenStreetMap)
• HereMaps: более 50 млн установок (по своим данным компании)
• TomTom: более 10 млн установок (по своим данным компании)
Есть также ряд локальных игроков, которые могут доминировать в своем регионе, но за пределами своего региона иметь ничтожную долю аудитории. Зачастую такие решения не локализованы на другие языки:
• BaiduMaps (Китай, свои данные)
• KakaoMap (Корея, свои данные)
• 2ГИС, Яндекс.Карты+Навигатор (Россия, СНГ, свои данные)
Комментарии (0)