Boston Consulting Group делает прогноз, что объём рынка полуавтономных и автономных машин к 2025 году достигнет $42 млрд. Следом за компанией Google, которая в 2010 году публично заговорила по поводу разработки беспилотных автомобилей, все ведущие производители создают свои машины— Toyota, Ford, BMW, General Motors и другие.

Почти через день появляются новости о частично самоуправляемых и самоуправляемых машинах. К примеру, недавно Uber запустил эксперимент в Питтсбурге, в Сингапуре компанией nu Tonomy было представлено первое такси на базе беспилотных авто, а «Яндекс» сообщил, что собирается помогать разрабатывать беспилотные микроавтобусы КамАЗу.
Давайте посмотрим, какие уже существуют технологии и что компании собираются создать.

Google

GoogleКогда на конференции Zeitgeist 2011 топ-менеджеры Google отвечали на вопросы слушателей, Эрик Шмидт рассказал о беспилотных машинах Google, которые только начинали тестировать: «Сейчас они уже водят машину намного лучше, чем вы, когда выпьете». С того времени Google выпустили больше ста самоуправляемых машин на базе Audi, Lexus,  Toyota и других брендов. Вначале Google договорились с властями штата Невада тестировать машины, а в 2012-м властями в Калифорнии было легализовано использование автомобилей, имеющих функцию автопилота.
«Гугломобиль» пользуется информацией, которую собирает сервис Google Street View, видеокамеры и датчик LIDAR (Light Detectionand Ranging), установленный на крыше, чтобы определять с помощью света расстояния. Летом прошлого года в Калифорнии функционировали двадцать подобных машин. Тогда же компания отмечала прогресс: автопилот способен в городских условиях заменять водителя. Не так давно в Google стали водителям из штата Аризона предлагать работу «специалистами по безопасности транспортных средств», им предлагали оплату $20 в час.
В июле 2015 сообщили о первом ДТП, в котором принимал участие беспилотный автомобиль Google, в нем пострадали люди — незначительные травмы получили сотрудники компании, которые наблюдал за работой беспилотного автомобиля, и водитель автомобиля, врезавшегося сзади в машину. Это происшествие заставило власти разных стран ещё серьёзнее относиться к регулированию рынка.
Пока неизвестно, какая будет цена у машин Google. Эксперты оценивают в $75 000стоимость только системы LIDAR, сейчас вся машина стоит в $150 000. Хотя, существует предположение, что в будущем такие машины покупать не нужно будет. Намного выгоднее станет арендовать в автопарке машину или делать заказ отдельных поездок таким образом, как это происходит в Uberсейчас.
Также Google успели вложить средства в проекты других игроков. Наиболее неожиданно было то, что они инвестировали в Uber — компания вложила в него $250 млн. Google планировали поставлять свои беспилотники Uber, но последний не пожелал уступать дорогу и собирается открыть собственные парки автономных автомобилей.

Uber

UberКогда Uber только возник, основатель сервиса Трэвис Каланик рассказал чиновникам, которые все времястремились запретить сервис, что многие водители благодаря емусмогли зарабатывать. Сейчас он говорит иначе: цель Uber —все машины с водителями заменить на автономные. Как говорит Каланик, это сделает такси настолько дешёвым, что люди больше не станут покупать машины.
Обнаружив, что Google тоже движется в сторону автономных машин, Каланик начал нанимать разработчиков сотнями. В настоящий момент над проектом трудятся около четырехсот человек. Не так давно Volvoвместе сUber вложили $300 млн в разработку совместной платформы для самоуправляемых машин. Компания хочет запустить полностью автономные машины к 2021 году. Также Uber купили стартап бывших исследователей Google, который называется Otto, сейчас они занимаются разработкой платформы для самоуправляемых грузовиков.
Uberимеют  лабораторию исследований в Питтсбурге. Там компания занимается тестированием переоборудованного Volvo XC90 и не так давно открыла публичный доступ для вызова машины.Uber планирует, что его клиенты к 2017 году станут использовать сто автономных машин Volvo, и это окажется первым крупномасштабным проектом автономного вождения.
Недавно Toyota инвестировала в Uber как в стратегического партнёра (сумму не раскрывают). Её немецкий конкурент Volkswagen собирается вложиться в сервис заказа такси Gett, а General Motors инвестировала $500 млн в конкурента UberLyft. Кстати, Toyota каждый год на исследования автономных автомобилей тратит $10 млрд — больше, чем другие автопроизводители, не считая Volkswagen.

Apple

AppleЕсли другие компании постоянно делают анонсы о новых шагах в области развития автономных автомобилей, то Appleсвой проект держит в секрете.
Пару лет назад Wall Street Journal впервые рассказал, что Apple занимается разработкой беспилотных автомобилей, но эту информацию компания не подтверждала. Потом в Guardian обнаружили переписку разработчиков компании. Оказалось, что Apple привлекали специалистов из других компаний — к примеру, бывшего главу отдела исследований Mercedes-Benz.
Об автомобиле Apple известно по-прежнему очень мало. Разработка ведётся в рамках проекта Titan, а представить модель компания планирует в 2019 году. По одной из версий, в качестве основы AppleCar может быть использован BMW i3. Машины испытывают на незанятой военной базе Go Mentum Station рядом с Сан-Франциско, где уже проводили эксперименты Honda и Mercedes-Benz.
Не так давно Apple инвестировали в крупнейший сервис заказа такси в Китае Didi миллиард долларов. Предполагаемой целью был выход на китайский рынок.

Tesla

TeslaПроизводитель самых продаваемых электрокаров в июле анонсировал седьмую версию Model S c автопилотом: водитель снимает руки с руля — и машина движется сама. Как и другие машины с автопилотом, Tesla оборудована системой LIDAR.
С Tesla связан первый в истории случай, когда в аварии с самоуправляемой машиной погиб водитель. В мае автомобиль влетел под прицеп фургона. Tesla и Национальная администрация безопасности дорожного движения США провели расследование, чтобы выяснить, кто виновен в аварии — водитель или автопилот. Предварительные оценки показали, что авария произошла не по вине автопилота. Через месяц случилась новая авария — автопилот не заметил деревянное ограждение и въехал в него. Пассажиры получили небольшие повреждения.
В Tesla называют режим автопилота «ассистентом водителя» и говорят, что водители неправильно используют функцию, если рассчитывают, что управление автомобилем совсем не требует их участия.
В будущем компания хочет запустить автопарк для совместного потребления машин и конкурировать с Lyft и Uber.

Volvo

Volvo занимается разработкой «полууправляемых» автомобилей — это означает, что человеку всё равно нужно держать руки на руле, но иногда может позволить автопилоту вести машину за него. С 2014 года эксперименты проводятся в шведском Гётеборге. В 2017-м Volvo начнёт тестировать такие автомобили в Лондоне (в рамках кампании DriveMe), через год компания планирует выпустить на улицы города 100 машин — такого в Англии ещё никто не делал.
Президент Volvo Гакан Самуэльсон рассматривает автономные машины как важный шаг к усилению безопасности. «Чем быстрее появятся эти машины, тем больше жизней мы сможем спасти», — говорил он в интервью Fortune.
Кроме того, Volvo уже тестирует машины в Китае. В 2010 году китайский концерн Geely купил компанию за $1,8 млрд. В городах, где спрос превышает предложение, Volvo планирует открывать автопарки для совместного потребления (ridesharing). О таких же планах заявляют Tesla, Uber и Lyft.
Согласно исследованию IHS Automotive подобные машины будут стоить больше стандартных моделей на $7000 — 10 000. В 2025 году их начнут продавать повсеместно.

Ford

FordFord заявлял, что к 2021 году выпустит автономную машину без руля и откроет свой парк автомобилей для совместного пользования (ridesharing).
В августе компания вместе с китайским интернет-гигантом Baidu вложила $150 млн в Velodyne, разработчика систем LIDAR. Это должно существенно снизить стоимость машины. Кроме того, Ford купил израильскую компанию SAIPS, которая занимается искусственным интеллектом и компьютерным зрением. Система может определять объекты на расстоянии 200 м. Ford также вложился в 3D-карты CivilMaps, на базе которых работает навигация.
Ford развивает направление smart mobility. Компания запустила несколько пилотных программ: GoPark — систему парковки, которая будет направлять водителей на те улицы, где выше вероятность найти свободное место, GoDrive — запущенную в Лондоне каршеринговую программу, с помощью которой водители могут гарантированно найти место для парковки в таких оживлённых местах, как аэропорт Лондон-Сити, а также Dynamic Shuttle — программу, используемую Ford в кампусе в Дирборне, Мичиган, с помощью которой сотрудники и посетители компании могут осуществлять поездки из одного пункта в другой.
К концу года Ford обещает построить крупнейший парк автономных машин.
BMW
В работе над собственной технологической платформой компания сотрудничает с Intel и MobilEye. Выпуск первой автономной машины iNext запланирован на 2021 год. Помимо режима автоматического вождения производитель обещает электрический силовой агрегат и новые лёгкие материалы.
Кроме того, BMW, как и Ford, сотрудничает с Baidu, и в течение двух лет компании обещают запустить в Китае совместный пилотный проект. Тем не менее, немецкий концерн исходит из того, что в ближайшие десять лет автономные машины не начнут вытеснять обычные.

Nu Tonomy

Nu TonomyНа прошлой неделе компания разработчиков из Массачусетского технологического института анонсировала запуск в Сингапуре первого в мире такси на базе автономных машин. Nu Tonomy использует переоборудованные электромобили Renault Zoe и Mitsubishi i MiEV, всего шесть машин. К концу года их должно быть 12, а в 2018 году Nu Tonomy откроет собственный автопарк.
Полноценным такси Nu Tonomy назвать пока сложно: машины работают только в одном районе, посадка и высадка производится в специальных местах, а попасть в машину можно только по приглашению после заявки на сайте.
Правительство Сингапура часто поддерживает новые технологии и эксперименты. Nu Tonomy пока возит бесплатно, но планирует начать зарабатывать на услугах такси к 2018 году. «В США продолжают регулировать вопросы, связанные с автономными машинами. Сингапур готов стать примером для международного сообщества», — говорил руководитель Nu Tonomy Карл Айагнемм.

КамАЗ и «Яндекс»

КамАЗНа московском авиасалоне ММАС-2016 автоконцерн «КамАЗ» представил проект беспилотных микроавтобусов. Планируется, что в будущем они заменят обычные автобусы.
Маршрут будет выстраиваться в зависимости от потребностей пассажиров: с помощью мобильного приложения человек задаёт местоположение и точку прибытия, облачный сервис собирает данные от находящихся рядом 12 человек (столько человек помещаются в автобус) и направляет его к заказчику. Сейчас аналогичным образом работает функция UberPool: водитель забирает двух пассажиров по пути, и это позволяет существенно снизить стоимость поездки.
Для автономного использования, как и в других автомобилях, применяют радары, камеры, ультразвуковые датчики и системы безопасности для отслеживания скоростного режима и предотвращения столкновения. Планируется, что в 2018 году автобус будут использовать в выставочных центрах, наукоградах, музейных комплексах и аэропортах.
Кроме КамАЗа над проектом работают сотрудники «Яндекса», которые отвечают за навигацию и софт. В интервью изданию Meduza руководитель лаборатории автомобильных решений «Яндекса» Андрей Василевский говорил: «Любая возможность тесно поработать с автопроизводителями — это, с одной стороны, возможность получить настоящие знания, прокачать какие-то свои навыки, а с другой — строить с этой технологией настоящие машины».