Перспективы автомобилестроения лежат за технологиями, направленными на нужды потребителя, а также облачными вычислительными системами. При этом ведущие автомобилестроительные компании слабо применяют инновации в своей сфере. Почему же?
В интернете, в прессе и на телевидении постоянно твердят о будущих грандиозных изменениях в автомобильной промышленности, планируется выпуск инновационных беспилотных машин, увилечение безопасности, которое снизит уровень смертности на дорогах, снижение пагубного влияния атмосферных выхлопов, искоренение такого явления, как пьяные водители за рулем. Создается ощущение, что это будущее наступит вот-вот. Но на самом деле так ли это?
По мнению Дэвида Пэкмана, соучредителя Apple Music Group и известного инвестора в венчурные фонды, трансформация автомобилестроения является неизбежным процессом, который будет развиваться в нескольких определенных направлениях, аналогично процессам модернизации прочих отраслей. Давайте рассмотрим возможные варианты развития событий.
1. Инновационные технологии
При переходе на более высокотехнологичные процессы и методы, любая отрасль начинает развиваться интенсивнее и внедрять полезные инновации. Согласно закону Мура, который может считаться определяющим принципом эволюции в период информационного века, быстрый рост инновационных технологий является величиной постоянной. В таком случае, если одно предприятие не начнет развивать новые технологии, их обязательно начнут осваивать прочие предприятия данной отрасли, при этом компания, не внедряющая новые разработки, останется не у дел. В общем, культура развития технологий схожа во всех отраслях промышленности, однако имеет особенные черты, в зависимости от каждой индивидуально взятой компании. Если рассматривать технологические циклы компаний отрасли автомобилестроения, то можно заметить, что новые виды автомобилей выпускаются приблизительно раз в 3-5 лет, а потом активно находятся в топах продаж в течение 6 лет, даже без отсутствия особых нововведений и модернизаций данных моделей. Если же водитель хочет ездить на более функциональной машине, ему придется приобрести новую.
Можно взять за отправную точку то, как развивается на сегодняшний день отрасль мобильных гаджетов. Ежедневно на основе уже существующих моделей выпускаются новые программные продукты, приложения и их обновления. Они позволяют пользователям расширить их возможности и получить новые функции. Потребители уже давно привыкли к такому интенсивному развитию отрасли и ожидают выхода новых разработок, обновляя устаревшее программное обеспечение. В то же время, сами мобильные телефоны претерпевают быстрые и существенные изменения, цикл обновления которых составляет 1-2 года.
На сегодняшний день автолюбители могут периодически обновлять программу на бортовых компьютерах автомобилей, но обновления обычно сначала закачиваются на мобильный телефон. Причем, данные приложения разрабатываются не компаниями автопрома, а сторонними разработчиками мобильных приложений. Внедрение новых технологий в автопром затрудняется тем, что производители обычно выступают в роли системных интеграторов. Компании изготавливают лишь частично детали для автомашин, а прочие запчасти закупают у сторонних компаний, например Bosch и Continental.
Соответственно, когда одна компания по производству автомобилей вынуждена сотрудничать с большим количеством производителей деталей, очень сложно говорить о быстрых темпах внедрения инноваций и достижений. Это существенным образом влияет на конкурентоспособность традиционных производителей отрасли. Возможно, компании-новички также будут зависеть от внешних поставщиков деталей, но они уже будут больше ориентироваться на вложения в собственные инновационные решения, которые помогут им преуспеть в данной отрасли по сравнению с конкурентами.
(Тот факт, что компания Apple также закупает детали для iPhone у прочих производителей, соответствует правде. Но наиболее значимые комплектующие – процессоры, ОС, встроенные приложения – компания разрабатывает и выпускает самостоятельно. Мы хотим объяснить лишь, в чем состоит главное различие этих промышленностей. К тому же Apple тесно сотрудничает со своими внешними производителями, направляя их деятельность и регулируя выпуск новых комплектующих, ориентируясь на запросы потребителей. Совсем иначе все устроено в компаниях автомобилестроительной отрасли).
2. Электрификация
Новички промышленности автомобилестроения – Tesla, Google, Apple и другие – особенное внимание уделяют созданию автокаров. Основная причина этому – простота строения электродвигателя, по сравнению с двигателем внутреннего сгорания. При упрощении строения автомобиля можно упростить технологический процесс его производства. При этом можно будет исключить такие детали автомобиля как карбюратор, трансмиссия, выхлопная труба, система фильтров, топливная система и им сопутствующие. Все это просто заменяется аккумулятором и системой управления электропотреблением, что по своей сути ближе тем производителям, которые уже занимаются разработкой зарядных устройств и систем оптимизации потребления электроэнергии. Может сегодня рад компаний и занимается производством электрокаров, но намного эффективнее, когда производитель занят выпуском только электромобилей, узко специализируется и глубоко разбирается в теме, а не использует эту отрасль как одну из многих для создания альтернативных проектов.
3. Программное обеспечение
Развитие программного обеспечения для автомобилей стало наиболее заметным трендом всего автопрома в последние годы. Сложно представить современный автомобиль без качественного ПО. И хотя машины часто оснащены множеством датчиков и чипов, подающих информацию о состоянии всех систем, вопрос внедрения программного продукта в систему автомобиля до сих пор остается достаточно болезненным для традиционных автомобильных компаний в силу того, что это не является их основной отраслью специализации. К тому же постепенно изменяется и представление о современном обеспечении для автомобиля. На сегодняшний день Tesla уже пересматривают и модернизируют понятия взаимодействия водителя и машины, о чем также задумывается и компания Apple. Основные изменения будут заметны на приборной панели, которые станут намного более удобными и информативными. Разработкой новой системы панели занимаются передовые UX-дизайнеры, используя в своей работе аппаратное оборудование последнего поколения и новейшие ПО. Новые автомобили должны будут осваивать неимоверное количество вычислений и принимать решения по управлению системами автомобиля. Схема ПО разрабатывается таким образом, чтобы анализировать данные с видео и аудиодатчиков, систем определения дальности объектов, сопоставлять их с информацией из интернета, с данными прочих авто, сверяться с ближайшей метеорологической станцией. Бортовому компьютеру необходимо будет проанализировать всю полученную информацию в режиме реального времени при помощи облачных вычислительных систем. На основе сформированных выводов машина будет принимать решение о дальнейшем поведении на дороге. Подобные системы являются аналогом искусственного интеллекта, с функцией самообучения, которые будут постоянно совершенствовать собственные схемы принятия решений и оптимизировать их.
Именно поэтому, сегодня самой передовой компанией в области разработки беспилотных автомобилей является Google. Они взяли за основу собственную поисковую систему, которая в большинстве своем задействует мощности облачных ресурсов.
Основные причины, по которым традиционные автомобильные компании не смогут конкурировать в данной отрасли – это отсутствие навыков разработки искусственного интеллекта и отсутствие данных. Не смотря на то, что в этих компаниях трудятся талантливые инженеры и дизайнеры, им недостает специалистов в этих областях. Хотя многие автоконцерны открывают свои представительства в Кремниевой долине, большинство талантливых разработчиков ПО все же предпочитает сотрудничать с Google, Tesla, Apple и Uber.
4. Данные
Для создания беспилотного аппарата не достаточно подключить к устройству мобильные камеры, сенсоры, поставить круиз контроль и отцентровать полосы движения. Весь процесс намного сложнее. Невозможно ввести все необходимые правила и внештатные ситуации в бортовой компьютер. Чтобы легко приспосабливаться к любым ситуациям и развивать альтернативные модели поведения на дороге, компьютер необходимо снабдить системой самообучения.
Телефонный сервис «Free 411» был разработан компанией Google в 2007 году и запущен абсолютно бесплатно. И здесь таится особая идея – благодаря этому сервису на основе миллионов звонков от граждан компания создала огромнейшую базу образцов человеческого поведения. Эти накопленные данные послужили основой для создания Google Now. Так Google смогли получить такой набор данных, которого нет у прочих компаний отрасли. Поэтому они всегда находятся на первых позициях и на сегодняшний день занимают до 63 % рынка поисковых систем. Ежедневно, с каждым запросом компания расширяет возможность для получения новых данных и для развития алгоритма работы системы.
Аналогичной работой сейчас занимается и компания Tesla, о чем пишет блог VentureBeat. Самое главное в беспилотных автомобилях – их способность взаимодействовать и объединяться в сети. Так бортовые системы могут общаться между собой, пополнять свои знания и совершенствовать алгоритмы действий. Это основная сложность для современных производителей – им не достаточно данных для создания беспилотников. Они элементарно не ставят на это упор – не устанавливают специальные системы сбора и обработки данных на новые модели, не пытаются анализировать их в условиях лаборатории.
5. Прямое взаимодействие с покупателем
На сегодняшний день лидирующей моделью является продажа автотранспорта дилерам, которые в свою очередь распределяют их потребителям. Данная модель значительно устарела, в силу отсутствия обратной связи с потребителями и существенного завышения цен дилерами. Tesla стала первой компанией, которая начала работать с потребителями напрямую, они отказались от услуг посредников, создали собственные шоу-румы, сохраняют оптимальный уровень цен и не используют торг в практике продаж. Однако подобный подход вызвал всеобщее негодование в отрасли, пошел поток судебных исков с требованием защитить дилеров и их право на посредничество. Производители нового поколения полностью откажутся от посредничества дилеров, чтобы напрямую контактировать с потребителями и выстраивать долгосрочные отношения.
6. Конкурентная борьба
Пренебрежительное отношение верхушки предприятий традиционного автомобилестроения к новичкам, помешает им процветать в предстоящей конкурентной борьбе. Ниже представлены несколько мнений маститых гигантов традиционного автопрома.
Боб Лутц, бывший вице-президент General Motors считает, что проект Apple по созданию электрокаров является изначально проигрышным, пустой тратой денег, а также крайне негативно отзывается о техниках, работающих в Кремниевой долине.
Марк Филдс, CEO Ford также считает бесперспективным проектом создание беспилотника.
Марк Реусс, глава департамента развития в General Motors считает, что компания Google не имеет никакого отношения к автомобильному бизнесу, в отличие от General Motors.
Один из топ-менеджеров Blackberry Джим Балсилли еще в феврале 2007 года отзывался, что iPhone не является прямым конкурентом для BlackBerry.
Хотя Apple, Google и Uber не имеют опыта работы в отрасли автомобилестроения, но вопрос заключается в том, что в будущем развитие отрасли пойдет совсем по иному пути, на котором прежний опыт будет бесполезен. Дэвид Пэкман утверждает, что со временем многие компании начнут создавать собственные беспилотные машины и даже электрокары, которые возможно станут вполне конкурентоспособными. А на сегодняшний день главными лидерами отрасли новых технологий являются предприятия, обладающие большой базой научных знаний. Они смогут предложить автолюбителям кое-что более практичное, чем просто автомобиль, руководимый водителем.
История развития технологий показывает, что в переломные моменты на рынке появляются новые лидеры, готовые к новым переменам, смещая старых консервативных игроков. Пэкман утверждает, что сейчас в отрасли автомобилестроения происходит именно такой переломный момент, потому следует серьезнее относиться ко всем происходящим изменениям.
В некоторых местах практически невозможно — начинаешь пролистывать дальше эту сплошную «простыню».
Для улучшения «читабельности» отделяйте абзацы, увеличьте междустрочное расстояние, делите подзаголовками на части, создавайте маркированные списки.
Совет от копирайтера с опытом. Если что — обращайтесь, открыта к сотрудничеству!