Еще недавно большинство музейных собраний выглядели так: благоговейная тишина, которую позволено нарушить только экскурсоводу, череда застывших экспонатов, торжественные белые таблички. Но вооруженные арсеналом технических новинок музеи XXI века начитают этот скучный образ ломать.
Современные люди привыкли к 3D-эффектам, к компьютерным играм, они привычки получать информацию по мановению пальца. Музеи — даже самые консервативные — подчиняясь желаниям публики, забывают об академическом снобизме, включаясь в гонку инноваций. Для того, чтобы привлечь внимание большего числа людей они готовы пойти на самые смелые эксперименты, удивляя, а иногда и шокируя нестандартными решениями посетителей.
Первые впечатления
Любой приличный музей в век интернета начинается с сайта. И сейчас это уже не простенькие странички расписанием выставок и с режимом работы, а целые информационные порталы, где можно приобрести электронные билеты, купить фирменные сувениры и даже совершить ознакомительный виртуальный тур. В настоящий момент можно прогуляться, не выходя из дома, по залам самых известных мировых собраний, таких как Лувр,Британский музей, Метрополитен, Эрмитаж.
А иногда сайты распахивают двери в святая святых – в музейное закулисье. Например, в прошлом году компания Green Labи ГМЗ «Гатчина» запустили проект под названием «Один день в Гатчинском музее». Он повествует о повседневных буднях с 8.00 до 19.00дворца и его сотрудников, чтобы любой желающий мог насладиться атмосферой музейной жизни.Пару лет назад британская галерея Тейт и дизайн-студия The Workers совместно реализовали громкий интерактивный проект After Dark. Он дал настоящим романтикам возможность побродить ночью по выставочным залам с помощью роботов, которые управляются через интернет-портал. За несколько ночей роботами «порулили» около пятисот пользователей, а за трансляциями в сети таких необычных экскурсий следили более ста тысяч зрителей.
Музеи параллельно с сайтами очень активно осваивают социальные сети, налаживают открытый и живой диалог с аудиторией. Такое общение дает возможность лучше понять, кто и для чего сейчас приходит на выставки, нарисовать портрет своего посетителя и понять, что именно интересует его. По сути, это почти оперативные маркетинговые исследования.
В этом отношении лидирует Лувр. На его аккаунт в Твиттере подписано около миллиона человек, а в Facebook – более двух миллионов. Впечатляет также число подписчиков Британского музея: один миллион в Твиттере и 1,2 миллиона в Facebook . У российских музеев достижения пока несколько скромнее, хотя Государственный исторический музей и Эрмитаж уже набрали в Твиттере более чем по 800 000 фолловеров, и в обозримом будущем имеют все шансы преодолеть миллионную отметку.
Для того, чтобы понять, какие именно технические новшества и объекты вызывают у публики наибольший отклик, маркетологи от искусства ориентируются не только на количество поставленных лайков, но и на серьезный анализ статистики запросов через QR-коды и терминалы, контроль перемещения посетителей по залам при помощи GPS. Уже вскоре могут к этому добавиться такие инструменты, как распознавание на лицах эмоций при помощи видеокамер и изучение физиологических реакций на те или иные арт-объекты при помощи сенсорных датчиков (подобными изысканиями швейцарские ученые занимаются в рамках проекта eMotion). На базе Дарвиновского музея в Москве тестируется технология eye tracking. Она делает анализ направления взгляда посетителя и подсказывает организаторам выставок, как максимально эффектно и грамотно разместить экспонаты.
Технологии общения
Основное преимущество, которое передовые технологии дают музеям – это возможность говорить персонально с каждым гостем. Недаром подобную популярность в настоящее время набирают индивидуальные экскурсии, которые составлены по запросам пользователей прямо на музейных сайтах. Евросоюз даже выделил €2,8 млн на разработку специальной технологии CHESS, которая дает возможность генерировать маршруты «под заказ». Кураторы на специальном сайте предлагают набор базовых программ посещения наиболее популярных музеев. Вам надо только лишь зарегистрироваться, выбрать нужный маршрут и адаптировать его под свой собственный вкус. Скачиваем на планшет или смартфон личный интерактивный гид и идем на экскурсию, где вас будут ждать все необходимые подсказки: куда идти, на что обратить внимание, много дополнительной информации и даже «ожившие» экспонаты. Технология уже прекрасносебя зарекомендовала в музеях Греции и Франции.
Третьяковская галерея в своих экспериментах пошла еще намного дальше и перенесла экскурсию на улицы Москвы. Открывая в 2014 году выставку Александра Головина, музей запустил бесплатный мобильный аудиогид для любителей живописи. Его контент охватил не только сам вернисаж, но и те уголки города, которые связанны с жизнью художника и его творчеством. Подобный сервис разработал гринвичский Музей искусств и науки Брюса: специальный аудиогид предлагает прогулку по окрестностям города, где можно увидеть те самые места, которые изображены на картинах из коллекции музея.
Хотя наиболее захватывающие инновации, конечно, ожидают посетителей внутри музейных залов. В настоящий момент для того, чтобы расширить экспозиции и усилить на зрителяэмоциональное воздействие, в ход идут все возможные технические новшества: интерактивные витрины, сенсорные панели, системы Kinect, которые реагируют на движение, и виртуальные гиды, которые ориентируются по Bluetooth-маячкам и QR-кодам. Все это раздвигает границы привычного пространства, погружая человека в невероятный мир искусства и науки. И главное, походы в сопровождении всевозможных гаджетов часто оказывается намного более познавательным. Вы знакомитесь только с теми предметами, которые вам интересны по-настоящему и получаете ровно столько информации, сколько вы готовы воспринять.
При этом подача может быть очень необычной. Гости «Фельдъегерского домика» в парке «Александрия» всегда выстраиваются в очередь для того, чтобы «полистать» мультемедийную книгу, на страницах которой события и персонажи прошлого оживают. А в интерактивном пространстве Gallery One Кливлендского художественного музея и дети, и взрослые очень охотно при помощи системы MicrosoftKinect«играют» с экспонатами. Посетители строят гримасы и принимают героические позы, веб-камера распознает движение и мимику, а затем в режиме реального времени находит среди персонажей произведений искусства из коллекции музея двойников.
Особую ставку музеи делают на детские проекты, дающие возможность одновременно учиться и развлекаться . Британский музей разработал квест GiftforAthena специально для школьников. Теперь они постигают азы античного искусства не сидя за партой, а в выставочных залах, отыскивая скульптуры по их очертаниям на экране мобильных телефонов. Игра «Царь-царевич», которая выпущена Русским музеем, — это увлекательное приключение, в ходе которого дети знакомятся с жизнью русских монархов, выполняют интересные музыкальные задания и ищут фрагменты экспонатов.
Новая реальность
Стремительное развитие цифровых технологий может в ближайшем будущем изменить само представление о музейном пространстве. Уже в настоящий момент мы можем любоваться произведениями искусства, хранящиеся в собраниях на другом конце света или никогда не покидают запасников. Для этого многие музеи создают точные 3D копии своих арт-объектов и выкладывают их на сайтах. Некоторые даже дают возможность скачивать модели, чтобы распечатать на специальном принтере для личной коллекции. Один из самых масштабных таких проектов в настоящее время реализует Смитсоновский музей совместно с 3D-гигантом Autodesk.
Параллельно с ним работает проект GoogleArt&Culture, который призван объединить на своем портале сокровища лучших музейных собраний мира. Уже сейчас оцифрованы десятки тысяч экспонатов и сформирована уникальная система навигации. Найти экспонаты можно по названию, имени автора, технике исполнения, направлению искусства, тематике, стране. Также пользователям проекта предлагаются виртуальные туры по 60 музеям. Экскурсии созданы на основе технологии StreetView и в мобильной версии предусмотрена возможность просмотра контента через Google кардборды.
Однако инновации способны не только открывать искусство миру, но и возвращать нам навсегда утраченные шедевры. По-настоящему революционными в этом отношении стали технологии дополненной реальности. С ее помощью можно создавать музеи совершенно иной формации. На фоне древних руин или посреди современного города раскрываются настоящие порталы во времени. Попадая в них, человек не только видит, как перед его глазами вырастают средневековые замки или древние храмы, но и становится свидетелем известных событий прошлого. Подобные сервисы дают максимальный эффект погружения в атмосферу другой исторической эпохи, позволяют буквально заглянуть вглубь веков.
Так Лаборатория дополненной реальности китайской компании Baidu запускает проект реконструкции интерактивной карты утерянных исторических мест вдоль линии метро Пекина: пассажиры подземки увидят архивные снимки девяти древних ворот города, которые давно разрушены. А на тех местах, где прежде находились сооружения, туристы смогут наблюдать ворота во всем их великолепии. В центре Берлина уже действует окно в прошлое – приложение Timetraveler. Перед зрителем открывается 3D панорама знаменитой Берлинской стены, а также фрагменты исторических хроник. В Ленинградской области, прямо на берегу Ладожского озера запущена полномасштабная реконструкция зимнего сражения на Дороге жизни (выполнено Piligrim XXI, приложение используется не только в экскурсионных программах, но и на школьных уроках истории — Forbes).
Поистине безграничные возможности открывает дополненная реальность перед музеями технической и научной тематики. Их экспозиции, как правило, вызывают интерес у довольно узкого круга знатоков. И чтобы заманить в свои залы как можно больше людей такие специализированные учреждения устраивают на своих площадках настоящие аттракционы. Так, футуристический музей Мирайкан в Токио «запускает» своих гостей в полет на орбиту Земли. Благодаря приложению Skinand Bones скелеты животных, выставленные в Национальном музее естественной истории в Вашингтоне, буквально на глазах «оживают», обретая плоть и кровь. А на экспозиции «Путешествие с животными» в Дарвиновском музее звери и вовсе «выходят» к посетителям из своих витрин. Можно попытаться их погладить и сделать фото на память.
Безусловно, внедрение инновационных технологий обходится музеям недешево. За любой даже скромный проект, требующий закупки оборудования и создания эксклюзивного контента, приходится отдавать десятки тысяч евро. Однако, нужно признать, что модернизация выставочного пространства сегодня чуть ли не единственный способ постоянно удерживать интерес современной публики к традиционным музейным экспозициям.
Комментарии (0)