Как посадить самолет силой мысли?

Проект BrainFlight занимается разработкой технологии, позволяющей пилотировать самолет силой мысли.

Европейский проект BrainFlight занимается разработкой технологии, которая позволит пилотировать самолет силой человеческой мысли. Вполне возможно, что реализация проекта в скором будущем успешно завершится, и мы откроем новые возможности управления транспортными средствами.

Команде ученых из Института систем динамики полета и Берлинского технологического института удалось преобразовать импульсы мозга в команды управления, что уже позволяет пилотам в режиме тренажера достигать широкого спектра точных маневров, не касаясь панели управления и педалей. В режиме тестового полета пилоты смогли посадить самолет, просто глядя на монитор и мысленно отправляя необходимые команды. Это стало возможным благодаря экипировке – головному убору с множеством датчиков и кабелей, который отвечал за изменение траектории полета путем генерации мыслей. Ученые использовали электроды электроэнцефалографа для измерения мозговых волн пилота, что и привело к настоящему прорыву в этой области исследований. Алгоритм, созданный берлинскими учеными, позволил расшифровать мозговые волны и преобразовать их в команды, сообщается в Discovery News.

Как только работа в этом направлении будет иметь стабильные и эффективные результаты, можно будет говорить о создании принципиально новой системы пилотирования, которая должна снизить нагрузку на человека и повысить его безопасность. Освобождение рук пилотов позволит экипажу решать другие задачи в кабине самолета.

У летчиков другие мозги

Немецкая команда провела эксперимент с использованием семи испытуемых, шесть из которых имели опыт полетов, а один – нет. Результаты оказались потрясающими: все семь участников эксперимента добились в полете точности управления, соответствующей всем требованиям; даже пилот, не имевший опыта посадки самолета, успешно закончил приземление.

Один из участников исследования преодолел 8 из 10 отметок с минимальным отклонением в 10 градусов, другой посадил самолет всего в паре метров от осевой линии взлетно-посадочной полосы. Некоторым даже удалось завершить свою попытку в условиях плохой видимости.

Только представьте, как могло бы проходить обучение военных летчиков, используй они эту новейшую технологию.

В 2010 году британские исследователи показали, что летчики-истребители, несмотря на большую чувствительность к отвлекающей информации, обладают более высокой точностью при выполнении когнитивных задач. С помощью магнитно-резонансной томографии ученым удалось выяснить, что у пилотов есть микроструктура из белого вещества в правом полушарии мозга, что отличает их от не пилотов.

Полеты силой мысли и обратная связь

Однако успехи немецкой команды не единственные в своем роде. В прошлом году команде из Университета Миннесоты удалось проконтролировать полет модели вертолета через полосу препятствий, используя только силу мысли пилота. Как и в немецкой системе, электроды были присоединены к коже головы пилота, и его мозговые волны использовались для управления летательным аппаратом.

Создание изображения в уме изменяет активность коры головного мозга, что возможно только благодаря работе электродов. Специальная программа обрабатывает и расшифровывает сигналы, «переводя» мысли пилота. Для перемещения, к примеру, вертолета в нужном направлении пилот представлял свои руки, мысленно сжимая левую или правую для поворота или обе – для движения вверх.

Существует и еще один пример успешного использования пилотирования с помощью мысленных сигналов. В 2010 году команда из Университета штата Иллинойс в Урбана-Шампейн объявила, что им также удалось дистанционно осуществить беспилотный полет летательного аппарата на фиксированной высоте силой мысли пилота.

В настоящий момент мюнхенские ученые работают над тем, чтобы установить обратную связь с устройством, которое пилотируется мысленно. Пилоты могут чувствовать некое сопротивление элементов управления при ручном режиме полета и реагировать на них соответствующим образом. Задача ученых – добиться такой же обратной связи без физического контакта при мысленно контролируемых полетах.

Разработчики технологии управления мыслью надеются адаптировать свои достижения к области протезирования и работе других медицинских устройств.

http://www.km.ru/science-tech/2014/06/04/nauka-i-tekhnologii/741717-kak-posadit-samolet-siloi-mysli