Современная ситуация на рынке приводит к тому, что телекоммуникационные компании вынуждены изменять бизнес-модель, а Илон Маск с его прогрессивными идеям и скорее еще и поможет ускорить процесс крушения их сложившегося бизнеса.
Глобальный телеком-рынок в ближайшем будущем ожидают перемены, если амбициозные планы Илона Маска и его конкурентов сбудутся. Компании, такие как OneWeb и SpaceX, в обозримом будущем собираются раздавать по всему миру интернет. Если опускать момент роли госрегулирования данных процессов, можно предсказать, что при удачном запуске систем инфраструктура Ростелекома и большой четверки может оказаться за бортом. Как мобильные операторы на земле могут бороться с тем, чтобы даже не просто конкурировать, а эффективно конкурировать с интернетом из космоса?
Ответ на этот вопрос — как именно меняться. Операторы стараются найти его уже не один год. Телеком в России следует международному тренду на диверсификацию бизнеса и на поиск новых рынков на основе имеющихся ресурсов и информации о своих абонентах.
Крестовый поход за контентом
К примеру, в прошлом году «Мегафон» купил Mail.ru Group, что дало оператору возможность увеличить долю собственных «цифровых абонентов». Это пользователи социальных сетей, мессенджеров, онлайн-кинотеатров и других разнообразных онлайн-сервисов. Соответственно, все ресурсы и сервисы, которые контролируются «Mail.ru», сейчас попадут в орбиту «МегаФона» — «Мой мир»,ICQ,«Одноклассники», DeliveryClub,«ВКонтакте», а также прочие проекты, в том числе и игровые. Пользователи уже смогли ощутить тотальное присутствие оператора в онлайне — стало намнго больше контекстной рекламы на ресурсах Mail.ru Group и в его популярных социальных сетях.
Тогда же, в прошлом году «Билайном» была запущена своя интернет-платформа VEON. Приложение дает возможность читать новости, общаться с друзьями, слушать музыку, смотреть фильмы, а также следить за всеми скидками и акциями в своих любимых магазинах. При этом абоненты «Билайн» смогут пользоваться приложением даже имея отрицательный баланс—внутри VEON трафик не тарифицируется.
Месяц назад МТС купил сервисы Ticketland и Ponominalu. Как сообщает оператор, на них приходится примерно четверть российского рынка продажи билетов на спортивные мероприятия, в кинотеатры и театры. Причем для МТС это не было первым шагом за пределы телеком-бизнеса. К примеру, в середине января оператор приобрел киберспортивный клуб GambitEsports. Интеграция с цифровыми сервисами и рынком киберспорта даст оператору дополнительные маркетинговые инструменты и возможность разработки продуктов для геймеров.
Виртуальные игроки
А Теле2 к развитию рынка подошел с другой стороны. Стремясь выйти быстрее на Санкт-Петербург и Москву, компания свою инфраструктуру отдала в аренду сразу нескольким MVNO — в конце прошлого года на их сетях запустили виртуальных операторов некоторых крупных банков. Исходя из опыта, успешность данных проектов станет напрямую зависеть от способности найти собственный сегмент.
К примеру, четко определившись, что нашей аудиторией являются самозанятые и представители микробизнеса, а это, как сообщают данные уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова, в России порядка двадцати миллионов человек, мы получили ARPU-абонентов в среднем примерно в два раза больше, чем у абонентов массмаркета. Остальные операторы пока смотрят с осторожностью на данный варианты работы, но, наверное, довольно тренд подхватят и они.
Интернет вещей
Кроме перечисленных направлений в ближайшие годы в работе мобильных операторов имеется и другая тенденция — внедрение технологий Iot-сервисов и М2М. Для хорошей работы интернета вещей требуются два очень важных аспекта — надежность хранения данных и доступность сервисов. И если операторы захотятболее активно сотрудничать со стартапами в области облачных вычислений и облачных сервисов, получится бурно развивающееся и перспективное направление. К примеру, технологию «умный дом» рынок ждетдавно. Утро определенно станет добрым, если «дом», отлично зная, в котором часу вы отправляетесь на работу, к нужному времени вамсварит вкусный кофе, а зимой прогреет вашу машину.
И, конечно, вы станете с удовольствием приезжать в свою квартиру, которая наполнена разнообразными технологическими помощниками, среди которых, к примеру, робот-пылесос, который не только убирает пыль, но и очищает и увлажняет воздух, приборы, которые работают в фазах экономического потребления воды и электричества, умные энергосберегающие жалюзи и прочее. Кстати, стартапFlipflic как раз развивает автоматические оконные жалюзи, которые работают на солнечной энергии. Или Virt2real — платформа для удаленного управления и видеотрансляций через WiFi, 3G/4G и Internet — здесь все возможности по «умному» видеонаблюдению.
Большие данные
Здесь логично перейти к стратегическим перспективам развития мобильных операторов — разработке собственных алгоритмов BigData. Вложения именно в эту работу позволят получить большое преимущество в эру разветвленного спутникового интернета. Ведь все данные о потребителях контента у большой четверки уже будут — пол, возраст, интересы, покупки, доходы (помним про банки), потребность в связи, наличие подключенных к сети гаджетов (нам же обещают, что холодильник сможет заказывать сам доставку молока из магазина — по крайней мере компания Samsung презентовала такой еще в 2016 году). Умение качественно обрабатывать эти данные — главное, ведь потом это успешно можно монетизировать.
Одним из примеров может быть внедрение технологий блокчейна в сочетании с четкой системой данных, отобранных по определенному алгоритму, которые позволят автоматизировать, например, налоговые сборы или промышленные производства страны. Федеральная налоговая служба запустила проект с использованием BigData по отслеживанию цепочки плательщиков НДС и пресечению мошенничеств по его уводу. Технологии больших данных у нас в стране были внедрены на Магнитогорском металлургическом комбинате, «Газпром-нефти» и «Сургутнефтегазе». Эффективному скорингу банков операторы тоже могут помочь — именно на основе их данных можно будет автоматически определять, можно ли давать кредит человеку или нет.
Но самые глобальные изменения новые технологии — нейросети, BigData, блокчейн — способны привнести в здравоохранение. Передача данных носимых пациентами гаджетов может спасать жизни, внедрение повсеместных медицинских электронных карт позволит вести глобальную аналитику заболеваний и предупреждать их, разрабатывать новые протоколы лечения, а главное — оказывать превентивные меры. В России этот тренд пока в зачаточном состоянии, но, например, в Англии работает компания PatientKnowsBest, которая на основе карточек пациентов может прогнозировать количество их посещений лечебного учреждения, тем самым оптимизируя загруженность расписания врачей. В России, например, разработан термометр-пластырь, который передает данные на мобильный телефон пользователя.
Кто знает о нас все
На данный момент компании, работающие на инфраструктуре большой четверки, например виртуальные операторы, — помощники в достижении новых целей, они позволяют снизить расходы «большого брата» на рекламу и маркетинг, высвобождая их ресурсы на стратегически перспективные разработки. Да, это задачи масштабные, но кто начнет первым, тот приобретет большой опыт и сможет выстоять в эру спутникового интернета.
Потребители в итоге останутся только в плюсе. Трансформация телеком-индустрии в любом случае приведет к качественно другому сервису — доходы, медицинское обслуживание, налоги, кредиты, покупки, управление техникой, связь — консолидируются все в одном месте, как в китайском Wechat, а традиционная модель мобильных операторов окончательно изживает себя.
Эта ситуация угрожает не только мобильным, но и традиционным телеком-операторам. Однако, если единое направление развития, по которому они движутся сейчас, ошибочно, то в этом случае их может ждать либо глобальное перерождение, либо место в истории рядом с такими компаниями, как «Кодак». Полагаю, для операторов осталось два пути: либо они меняются, либо уходят в прошлое.
Комментарии (0)