Ежегодный «цикл хайпа» компании Gartner показывает наглядно, какие технологии в настоящее время находятся на пике интереса, а какие компании можно с легкостью списывать со счетов.


Каждая инновация проходит похожий цикл развития. В начале рождается идея, затем — если повезет — вокруг нее раздувается хайп, который непременно скатывается в разочарование, когда происходят первые эксперименты. И только если удачи окажется еще больше, то тогда технология выходит в стадию практического применения.
Hype Cycle 2017 года фокусируется на трех крупных трендах: digital-платформы, иммерсивные технологии (то есть максимально сближенные с человеком) и искусственный интеллект. Именно они сейчас определяют конкурентные преимущества и в то же время порождают огромную «серую зону» с точки зрения этики и законодательного регулирования. 
Внутри каждого блока находятся инновации на разной стадии цикла. Нам стоит посмотреть на самые интересные из них.

Тройка лидеров

На самой вершине хайпа находятся две технологии из блока искусственного интеллекта. Машинное обучение и его подвид, который называется deep learning («глубокое обучение»), — это реализация машинного обучения, которая, с одной стороны, отличаеся высокой эффективностью, а с другой стороны — требовательностью к ресурсам. За последний год ее, несколько утрируя, только ленивые не внедрили в свои решения. Причем технология Deep Learning в цикле появилась впервые. 

И это довольно логично — в целом машинное обучение помогает справиться с обработкой больших объемов данных, а deep learning оказалась востребована для компьютерного зрения, распознавания естественного языка и речи. Именно поэтому Facebook, Apple, Amazon, Google, Baidu, IBM не только бросают большие ресурсы на R&D в машинном обучении, но и на «вооружение» интеллектуальной собственностью в будущих патентных войнах.  
Хотя уже прошел хайп уровня Prisma — приложения, благодаря которому некоторые вообще в первый раз услышали о нейросетях, —, интерес инвесторов к стартапам в этой сфере также не спадает. Не так давно Google купила AIMatter — это стартап, имеющий белорусские корни, его основал экс-сотрудник Google Юрий Мельничек. 

AIMatter разрабатывает основанную на нейросетях AI-платформу и SDK для обработки изображений на мобильных, а также приложение-редактор видео и фото Fabby. По оценке основателя венчурного фонда AddVenture и инвестора блокчейн-проекта TokenStars Елены Масловой, сумма этой сделки могла быть около двадцати миллионов долларов. 
Еще одной технологией в топе являются digital-платформы для «умного» дома. Интерес к этой теме поддерживают ведущие технологические компании Apple, Google, Amazon, которые запустили одна за другой на рынок устройства для взаимодействия с голосовыми помощниками дома. Умные колонки, как их назвали журналисты, по факту это новый способ взаимодействия с машинным интеллектом. Вместо того чтобы касаться телевизора, телефона и компьютера, пользователь получает необходимое через голосовую команду, не завися от смартфона.
При этом любопытно, что с прошлого года с «кривой» Gartner пропали виртуальные персональные помощники, устройства, которые управляются жестами, и ответы на вопросы, которые заданы естественным языком.
Наконец, близко к топу удерживаются второй год беспилотные автомобили — еще одно применение искусственного интеллекта. Аналитики Gartner видят преимущества технологии в снижении загруженности дорог, более безопасном движении и в развитии экономической модели «транспорт как сервис».

Победа через преодоление

В отличие от только возникающих и «хайповых» идей правая часть цикла — та, где решения приходят в повседневную жизнь, — выглядит намного менее загруженной. Виртуальная реальность — это пока что единственная технология, находящаяся на пути к массовому использованию.
За прошлый год поставки VR-рынка оценивались почти в сто миллионов устройств как в мобильном исполнении (к примеру, устройства от Samsung и HTC), так и в качестве периферии для ПК (гаджеты Oculus). К 2022 году рынок VR-решений (включая устройства и программное обеспечение) будет расти почти на 58% в год и может достичь отметки в $33,9 млрд, согласно прогнозу Markets and Markets.
Если массовое внедрение VR аналитики ожидают через два–пять лет, то технологии дополненной реальности (AR) могут идти до пользователя намного дольше. AR-решения — почти на самом «дне» фазы «разочарования после утраты иллюзий». Не исключено, что проблема находится в самих устройствах для доставки AR-софта и контента до пользователей.
Разработчики большие надежды возлагают на показанную в этом году платформу Apple ARKit. Но смартфон — потенциально не единственный «экран» для совмещения реального мира и виртуальных объектов. Например, еще один стартап с российскими корнями WayRay, который привлек в марте 18 миллионов долларов от инвесторов во главе с Alibaba, разрабатывает AR-решения для автомобилей. Другое возможное применение — это интеграция AR c соцсетями. Сюжет, который знаком поклонникам сериала «Черное зеркало».

В то же время блокчейн, как говорят аналитики Gartner, уже преодолел свою вершину хайпа. Интересное заявление на фоне того, что биткоин накануне пробил очередной рекорд стоимости в $4500 и по капитализации в $74 млрд теперь опережает Netflix и PayPal. Крупные компании до сих пор присматриваются к тому, как именно внедрить в свой бизнес блокчейн-платформы. На сомнениях сказываются и недостаток реально успешных кейсов, и волатильность криптовалют. Но в долгосрочной перспективе, говорят в Gartner, технология сможет преобразить целые индустрии.
В анализ 2017 года впервые включены восемь технологий — 5G (сотовые сети пятого поколения), искусственный интеллект общего типа (Artificial General Intelligence), уже упомянутое глубокое обучение и его подвид — Deep Reinforcement Learning (глубокое обучение с подкреплением), цифровые двойники (когда объект из реального мира копируется с учетом его свойств в виртуальную реальность или воспроизводится в компьютерной симуляции), Edge Computing — это способ оптимизации облачных вычислений с уменьшением времени задержки, программные платформы как сервис (PaaS) и когнитивные вычисления.
За исключением последней, все они пока что находятся в первой фазе цикла инноваций, и почти всем идти до массового рынка десять и более лет. Например, только 3% провайдеров услуг мобильной связи перейдут на 5G к 2020 году, как прогнозируют в Gartner, хотя технология может обеспечить скачок в безопасности, скорости и масштабируемости сетей по всему миру.
Но все эти технологии объединяет важный тренд — переход бизнеса от собственных закрытых инфраструктур к платформам, формирующим экосистемы. По мнению аналитиков, бизнесу стоит задуматься о том, как интегрировать в свою работу основанные на платформах бизнес-модели и какие технологии им для этого необходимы. Один из наиболее возможных сценариев следующих 10 лет — AI как сервис (AIaaS, или искусственный «интеллект по запросу»), технология, которая сможет объединить все три мегатренда этого года в единую систему.