Когда началась развиваться индустриальная экономика, тогда газ, нефть, уголь были основой экономической силы государства, полезные ископаемые привели к росту промышленности. Крупные корпорации, связанные с энергетикой, прямо влияли на политику, часто именно эти компании определяли внешнеполитический курс страны. Сейчас мир оказался на пороге перемен, восполняемые источники энергии перестают быть экзотикой и превращаются в элемент повседневности. В новой книге Владимира Сидоровича говорится о том, что представляют собой эти источники энергии, в каких странах ведется активное производство, почему мировые энергетические компании ставят на эти источники.
Транспорт в наше время – основной потребитель нефти. Транспорт сжег 45,4% всего добытого черного золота в 1973 году. В 2012 году эта цифра стала равняться 63,7%. Электроэнергетика считается второстепенным рынком для нефти, распространение возобновляемой энергетики нефтяные рынки не расценивают, как угрозу. У нефтяников другие проблемы.
Прогнозы, касающиеся потребления нефти, которые делают объединение экспортеров нефти, аналитики нефтяных компаний, Международное энергетическое агентство, основываются только на предположении того, что население Индии и Китая будет расти. Если оно будет расти, то будут покупаться автомобили, а у мировой нефтяной индустрии будут сотни миллионов клиентов.
Умеренный мировой прирост в потреблении нефти прогнозирует ОПЕК в среднестрочной (до 2019 года и в долгосрочной (до 2040 года) перспективах. Аналитики нефтяной компании Exxon прогнозируют снижение потребления нефтепродуктов на 10% в период с 2010 по 2040 год в транспортном секторе стран ОЭСР. Но в остальном мире потребление должно возрасти в два раза, аналитики Exxon также рассчитывают на Китай и Индию.
Однако есть и альтернативные мнения, человечество заменит нефть на электричество и иные топливные элементы в сфере наземного транспорта. Вопрос только во времени, так считает один из самых крупных управляющих мировыми инвестициями Джереми Грэнтам. Электромобили и машины на топливных элементах уже теснят двигатель внутреннего сгорания.
Что такое электромобиль?
Это автомобиль, движение которого основано на электрическом моторе, аккумулятор электромобиля заряжается «от розетки». Сейчас существуют «чистые» электромобили, которые двигаются только при работе электромотора, есть и «гибриды», у которых есть электрический двигатель и двигатель внутреннего сгорания.
Электромобиль не является новинкой, он стал известным еще с 80 годов 19 века, но переход в 20 век отодвинул электромобиль на задний план. Обществу был нужен более эффективный двигатель, им стал двигатель внутреннего сгорания. Почему человечество возвращается к электромобилям? Это обусловлено тем, что растет понимание необходимости менять ситуацию с климатом, с глобальным потеплением. Непредсказуемые цены на нефть также определяют выбор, развивается автомобилестроение, начинают активно применяться современные электродвигатели и аккумуляторные технологии.
Действительно ли электромобиль – чистое транспортное средство?
Если рассматривать электричество, как первичную энергию, то становится видно, что оно является самым «грязным» видом. Для того, чтобы воспроизводить электроэнергию, необходимо постоянно сжигать невозобновляемые ресурсы. Доставка электроэнергии сопровождается сетевыми потерями.
Конечно, место производства и источник электричества имеют значение. Если заряжать автомобиль электроэнергией, которая была произведена на угольной ТЭЦ в чадящей черте города, то вряд ли такая энергия «чистая». Производители ищут «замкнутые» решения, которые были бы чистыми экологически, тогда и поставляемая энергия будет «чистой».
В Северной Америке и Европе, а также в странах Азии, которые технологически развиты, уже строятся дома, имеющие в себе автомобильные зарядные станции. Источниками для этих станций являются солнечные модули, которые интегрированы в здание, а также системы аккумулирования энергии.
Можно ли считать увлечение человека электромобилем серьезным?
История показывает, что случаи роста интереса к таким машинам уже случались, но потом сходили на нет. Например, такая тенденция наблюдалась в 70 годах 20 века. Но статистика и тренды сегодняшнего дня свидетельствуют о серьезности намерений.
Современная политика очень положительно относится к вопросу развития электрического транспорта, широкий слой общества в различных странах мира – горячий сторонник экологии. На электромобили появился массовый спрос в 2013-2014 годах, ведущие игроки автомобильного рынка наладили их производство. Такая техника стала доступной, а количество уже проданных электромобилей доказывает остальным сомневающимся, что такое транспортное средство может быть практичным, надежным и повседневным. Иметь автомобиль с двигателем внутреннего сгорания постепенно становится дурным тоном.
Статистика показывает, что на сентябрь 2014 года по всему миру было продано более чем 600 тысяч электромобилей, в их число входят и plug-in гибриды. В конце 2014 года количество проданных электромобилей достигло 740 тысяч. В некоторых странах, например, в Норвегии (6,1%), электромобили занимают весомую часть продаж автотранспортных средств.
Международное энергетическое агентство считает, что электромобили займут 2% легкового автомобильного во всем мире к 2020 году. Если в цифрах, то это 20 миллионов единиц. А в Центре исследований автотранспорта при Институте Гельзенкирхена (Германия) прогнозы такие, что к 2025 году Европа будет передвигаться только на электромобилях и гибридах.
Швеция уже готова перейти полностью на неуглеродные виды топлива к 2030 году. 75% километров, которые пройдет легковой транспорт,к 2040 году будет приходиться на долю электромобилей. Электротранспорт стремительно распространяется об этом свидетельствуют данные из Японии, где число станций зарядки электромобилей уже превысило число бензиновых заправочных станций.
Потребители были недовольны медленной зарядкой машин, тогда создали специальные станции быстрой зарядки, и они постоянно развиваются. В Европе в декабре 2014 года стартовал проект ELECTRIC, его целью стало возведение 155 самых современных станций быстрой зарядки, которые будут располагаться на трассах, связывающих Данию, Германию, Швецию и Голландию. Автоконцерны Volkswagen и BMW объединяются, чтобы строить целые сети станций быстрой зарядки, которые будут связывать Восточное и Западное побережья США.
Рост рынка электромобилей будет во многом зависеть от того, как пойдет развитие аккумуляторных технологий. Основной вид батарей, которые применяются в электромобилях, это литий-ионные аккумуляторы (Li-Ion) и их модификации. Они известны уже давно, они постоянно совершенствуются, становятся мощнее, легче и дешевле. Тем самым доступность электромобилей растет. Цена аккумулятора напрямую влияет на стоимость электромобиля, но здесь видна многообещающая тенденция.
Уже делаются прогнозы относительно колоссальных инвестиций, которые вносит Илон Маск (бренд Tesla) и другие производители, в производство литий-ионных аккумуляторов. В прогнозах говорится, что к 2020 году цена на батареи упадет в два раза. McKinsey, консалтинговая компания, еще в 2012 году делала прогнозы, что к 2020 году цена упадет с 600 долларов до 200 долларов за КВт-час, это должно произойти на американском рынке. Илон Маск прогнозирует 100 долларов за КВт-час к 2020 году, а то и ранее.
Не исключается, что фактором прорыва аккумуляторной техники будет использование графена в батареях. Graphenano, испанская компания, уже разработала аккумуляторы на 77% легче и дешевле тех, которые используются сейчас. Эти аккумуляторы дают передвигаться электромобилю на 1000 километров без подзарядки, а для того, чтобы зарядить аккумулятор, нужно всего 10 минут.
Предполагается, что к 2030 году электромобиль и автомобиль на топливном элементе можно будет зарядить почти везде. Появится распределенная инфраструктура, чтобы получать энергию из электросети и возвращать ее обратно в сеть.
Если вернуться к прогнозам, касающимся развития нефтяного рынка, и теории активного развития его азиатского сегмента, то стоит отметить, что Китай обеспокоен экологией в стране. Китайское правительство прикладывает много усилий для стимуляции развития экологического транспорта.
В планах Китая стоит доведение числа электромобилей до 500 тысяч к концу 2015 года, а к 2020 году до 5 миллионов. Уже сейчас по дорогам Китая ездит около 150 миллионов двухколесных средств передвижения, работающих на электродвигателях. 30% государственных закупок автотранспорта придется на электромобили в начале 2016 года. Десятки миллиардов долларов вкладывает государство в сеть, которая будет состоять из 400 тысяч станций подзарядки.
Сеть электрозаправок в Китае строит и Tesla. Если добавить к этому еще и административные возможности китайского руководства, чтобы реализовать свою «политическую волю», то становится понятно, что у двигателя внутреннего сгорания остается все меньше шансов. Статистика показывает, что радужные перспективы сырьевых гигантов относительно китайского рынка возможно не сбудутся.
Индия также строит грандиозные планы по развитию альтернативного транспорта и возобновляемой̆ энергетики. Сейчас в Индии работает государственный план, который предусматривает реализацию шести или семи миллионов электромобилей к 2020 году.
Развиваются альтернативные технологии по аккумулированию энергии, которые переходят в серийную стадию. На дорогах Европы уже можно встретить «Квант» - это спортивный седан, который разгоняется до 100 км/ч всего за 2,8 секунды, потому что в нем стоит электродвигатель с мощностью 920 лошадиных сил. Такие показатели не снились и Ferrari, соленая вода обеспечивает такую динамику и силу.
Комментарии (0)