Вся прошлая неделя и начало этой в космической сфере проходит под знаком Китая. Запуск пилотируемого корабля “Шэньчжоу-9”, его успешная ручная стыковка с орбитальным модулем “Тяньгун-1” и первый переход экипажа из корабля в модуль знаменовали очередную важную веху китайского пилотируемого космоса
Кроме этого, на прошлой неделе стало известно, что китайский научный аппарат “Чанъэ-2” покинул свою орбиту у точки Лагранжа L2 и был направлен к астероиду 4179 Таутатис.
Нынешняя экспедиция “Шэньчжоу-9” привлекла внимание специалистов и широкой публики не в последнюю очередь благодаря тому, что в экипаж из трех человек впервые в истории китайской пилотируемой космонавтики включена женщина - 33-летняя Лю Ян. Она, если судить по сообщениям СМИ, в экипаже выполняет функции космонавта-исследователя. Сразу было подмечено, что старт состоялся 16 июня - ровно через 49 лет после полёта первой женщины-космонавта Валентины Терешковой (а также первого совместного полёта двух пилотируемых аппаратов).
Впрочем, даже без этого обстоятельства китайский запуск пользовался бы не меньшим вниманием. Впервые Китай совершил ручную стыковку корабля с орбитальным модулем “Тяньгун-1” и впервые китайский экипаж (в составе двух человек, третий остаётся на корабле) совершил переход из корабля на станцию. Здесь космонавты, как планируется, пробудут несколько суток, после чего вернутся на Землю.
Орбитальный модуль “Тяньгун-1” должен стать предшественником будущей орбитальной станции, на которой экипаж сможет автономно жить и работать длительное время. Строительство такой станции на орбите должно завершиться к 2020 году.
Предположительно, Китай планирует пилотируемую экспедицию на Луну, которая должна состояться после 2020 года Насколько это соответствует действительным планам, сказать трудно - свою программу Китай практически не раскрывает. Если КНР действительно поставила цель в возможно более краткие сроки повторить основные достижения России (Советского Союза) и США в космосе, то экспедиция на Луну выглядит логичным продолжением.
Закрытость китайской программы, демонстрирует история с космическим аппаратом “Чанъэ-2”. Запущенный в 2010 году для исследования Луны, он успешно выполнил задачи основной миссии (в частности, составил подробную карту лунной поверхности), после чего был направлен в точку Лагранжа L2. Это точка на воображаемой линии Земля-Солнце примерно в 1,5 миллиона км от Земли, где силы притяжения этих двух тел уравновешивают друг друга, так что аппарат, помещенный в эту область, может находиться здесь неограниченно долго. На прошлой неделе стало известно, что с апреля этого года “Чанъэ-2” движется к следующей цели - астероиду Таутатис. Он должен совершить пролёт вблизи этого небесного тела уже в январе 2013 года. Как и в случае с пилотируемыми экспедициями, сам пролёт не станет первым подобным достижением, но тот факт, что на встречу с астероидом был отправлен аппарат, уже выполнивший задачи двух миссий, вызывает законное восхищение.
Космические успехи Китая, который пока следует по пути, проторенному двумя первыми космическими державами, вызывают не меньший интерес, чем запуски межпланетных аппаратов или МКС. Вероятно, одна из причин кроется в том, что вхождения Китая в “космический клуб” явно меняет существовавшее уже несколько десятилетий статус-кво в космических исследованиях и освоении космоса. В каком-то смысле Китай, несмотря на объективное отставание, вдруг стал законодателем космической моды. Или, выразимся более осторожно, может им стать. Безусловно, имеются в виду не технологии, но, скорее, некий дух. Как отмечают эксперты, очередной запуск “Шэньчжоу” продемонстрировал, что Китай продолжает действовать по принципу “малых шагов”, каждый из которых должен быть полностью успешен. Если “старшие” космические державы сегодня, скорее, находятся в поиске цели, то Китай довольно уверенно движется по тому пути, который сам для себя наметил.
Этот контраст не может не вызывать некоторое беспокойство, которое усугубляется довольно упомянутой закрытостью китайской программы. Известно, например, что в следующем году к Луне должен стартовать следующий китайский аппарат “Чанъэ-3”, который должен доставить к спутнику Земли посадочный аппарат и ровер. Эти миссии должны подготовить будущую пилотируемую миссию на Луну. Текущие “лунные планы” космических агентств и США, и России, и Европы пока не ясны. О возможности построить обитаемую базу на нашем спутнике говорят уже несколько лет, но до сих пор нет ни последовательного плана, ни окончательного понимания того, какие функции будет выполнять эта база.
Недавно группа ученых из научных организаций Европы выпустила статью, принятую к публикации в журнале Planetary and Space Science, в которой обосновывает научную необходимость продолжить исследования лунной поверхности. По их мнению, несмотря не предшествующие экспедиции, в том числе пилотируемые, Луна по-прежнему таит много интересного для понимания прошлого Солнечной системы, Луны и Земли. Проблема сейчас скорее в том, чтобы превратить теоретический интерес в программу действий.
Комментарии (0)