Виталий Пономарёв, основатель WayRay
Мы сейчас застали момент в развитии технологий, в котором благодаря масс-культуре ожидания людей очень сильно завышены, хотяещё не существует самих технологий, либо работа над ними коммерческого смысла не имеет. Поэтому крупные технологические компании стали активно спекулировать на ожиданиях публики, рассказывая о разработке новых продуктов и собирая PR-value.
Современные смартфоны существуют уже несколько лет. Почему же Pokémon Go, игрушка с элементами дополненной реальности, возникла и стала настолько популярной лишь сейчас. Идея кажется довольно простой, но, тем не менее, у технической реализации имеется множество ограничений, это отсутствие стабильных и популярных технологий indoor-навигации, пресловутая неточность GPSГЛОНАСС в условиях города,большое разнообразие экранов Android-смартфонов, под которые надо отлаживать интерфейс, большая сложность обработки видео на мобильных устройствах в отсутствие интернета в реальном времени, и как следствие — большая зависимость от мобильного интернета AR-приложений. Это все накладывает довольно большие технологические ограничения на мобильные приложения, которые стремятся дать пользователям даже маленький намёк на опыт дополненной реальности.
YouTube без доказательств
Многие, может быть, помнят ролик Cicret Bracelet, который вышел в 2014 году это видео о смартфоне-браслете, проецирующем на кожу человека изображение. Сама эта идея не намного лучше идеи смартфона —просто она оригинальная. Но нужно сделать огромное количество усилий для того, чтобы поместить в тонкий браслет электронику и исправлять проецируемое на руке. Сколько вычислений для этого надо будет производить в реальном времени. Кто станет пользоваться данным телефоном. А как аудитория покупателей уменьшится после того, как продукт в сильно урезанном виде всё же поступит в продажу, и его стоимость составит тысячи долларов.
Данный ролик — один из примеров того, как у большой аудитории сформировались ощущения, что «будущее уже наступает». На самом же деле этот концепт сделал просто один студент-дизайнер — это была его выпускная работа. Конечный потребитель редко задается вопросом целесообразности, когда вокруг идеи или продукта разворачивается ажиотаж только лишь потому что это «прикольно». Это мода. А корпорации очень тонко чувствуют веяния моды. Они, конечно же, не станут бросаться в омут неопределенностей и разрабатывать новый продукт только лишь для того, чтобы подарить потребителям незабываемый опыт использования чего-то совершенно нового. Но они станут ловко спекулировать на наших представлениях о том, как выглядит это самое будущее.
Ещё одним хорошим примером можно назвать ховерборд из фильма «Назад в будущее». В 2015 году, в котором разворачивалось действие второй части, сложно было пройти мимо культа, и, к примеру, Lexusсоздали настоящий ховерборд. Конечно, он может летать только на одной специальной площадке, а для его функционирования требуется с помощью жидкого азота поддерживать температуру в –197 °С. Lexusснимает видеоролик, демонстрирует в выгодном для себя свете весь процесс, упоминая вскользь о технологических особенностях, собирает миллионы просмотров и создает себе имидж компании, которая опережает время. А общество все продолжает верить в мечту и ожидать скорого рывка технологий ведь новые продукты уже существуют, их демонстрируют людям, но просто пока не запускают в массовую продажу.
Я полагаю, что нам не стоит ожидать рывка технологий в ближайшие несколько лет у нас будут почти такие же, как сейчас, смартфоны и такие же примерно возможности мобильного интернета. Вероятнее всего, скачок случится примерно через десять лет, когда окажутся доступными технологии, способные дополнять наши органы чувств, мы постепенно станем киборгами. На пути к полному отказу от физических органов чувств, самый очевидным технологическим пластомявляется смешанная и дополненная реальности (Augmented Reality и Mixed Reality).
Больше реальностей
Какие изменятся отрасли с новым трендом. Во-первых, это игры. Мы уже можем наблюдать данный тренд на примере PokémonGo. Я полагаю, известные MMORPG-игры тажк выпустят в AR и они окажутся очень популярными. Геймер сумеет вести обычный образ жизни, но в нужный момент становиться, например, орком 35-го уровня и сражаться с прохожими, которые тоже любят WorldofWarcraft. Геймеры, которые прежде сидели напротив компьютеров, станут ходить по улицам. Способы монетизации не поменяются - тот побеждает,у кого лучше экипировка.
Рекомендательные сервисы тоже могут уйти в параллельный мир. В этом будут заинтересованы локальные бизнесы и Google, который сейчас находится в очень непростой ситуации. Поиск сильно дефрагментирован и часто происходит через посредников Facebook, нишевые приложения в смартфоне. Google (у нас — «Яндекс») рано или поздно потеряет рынок контекстной рекламы, который приносит основную прибыль сегодня. Выход для таких посредников между пользователем и информацией — влезть в мобильный поиск и создать инфраструктуру для дополненной реальности.
Это будет один из форматов доступа к информации по географическому признаку люди будут искать нужную информацию на улице, а рекомендательные сервисы наложатся на реальный мир. Магазины и кафе будут покупать яркие вывески в дополненной реальности. Города избавятся от офлайновой рекламы. Контент будет подбираться под каждого пользователя одному — только бары, другому — фитнес-центры. Как пользователи будут это видеть — через смартфон, очки, стёкла автомобилей или с помощью проекции на глазной нерв — уже не так важно. Главное, чтобы была готова инфраструктура, в которой всё это существует. Ещё в 2010 году Джону Ханке, основателю разработчика PokémonGo, был выдан патент на виртуальные вывески, но пока работающих решений нет.
Дейтинг тоже уйдёт из офлайна в интернет. Уже сейчас люди хотят знакомиться с теми, кто рядом. Например, есть приложение Happn, которое соединяет людей поблизости. Но технологически Happn — это два GPS-облака, которые соприкасаются друг с другом. Общий радиус этих облаков — несколько километров. В AR всё будет немного иначе. Пользователю понравилась девушка, он наводит на неё камеру приложения и, если она открыта для знакомств в этом же приложении, видит её профайл в соцсети, узнаёт интересы и общих знакомых, пишет сообщение и смело подходит. В эту сторону могут развиваться такие приложения, как российский сервис на основе технологии распознавания лиц FindFace.
Социальные сети, скорее всего, тоже пойдут в дополненную реальность, где можно будет отслеживать виртуальные следы пользователей. Например, вы приходите в бар и видите, кто тут был и сколько времени провёл (в зависимости от яркости следа). А может быть, каждый будет в состоянии создавать свои виртуальные миры — эдакий микс из дополненной реальности, MMORPG и социальной сети.
Смешанная реальность и трёхмерный интернет
WayRay начинался с идеи о том, что каждый разработчик может создать свой виртуальный мир, привязанный к географическим координатам. Мы называли это Digital Infrastructure.
Сейчас технологически всё уже готово к тому, чтобы каждый разработчик мог создавать свой виртуальный мир, привязанный к реальным координатам. Геотегинг уже позволяет привязывать географические зоны к определённым координатам, в которых может располагаться сколько угодно виртуального контента, причём в рамках разных виртуальных миров. Скорее всего, найдётся кто-то, кто сделает единую платформу для этого (возможно, это будет Google). Появится новый стандарт, который смогут использовать все разработчики.
Если вдуматься, разработчикам PokémonGo пришлось изобрести велосипед. А если бы существовала общая платформа геотегингавиртуального контента, можно было бы просто подцепить свою игру через API. Так и будет в мире нового трёхмерного интернета и смешанной реальности, благодаря которому мы перестанем делить нашу жизнь на онлайн и офлайн.
Комментарии (0)