Основная идея картографирования технологий — поиск неожиданных пересечений и точек роста там, где на них мало кто обращает внимание.
Диковинный продукт вызревает ныне в Сан-Франциско. Это карта мирового прогресса с подсказками. Какая технология «выстрелит», а какая окажется напрасной тратой сил? В какую идею стоит вложить средства? Авторы карты полагают, что она поможет в поиске ответов на эти вопросы.
Молодая американская компания Quid на протяжении вот уже 18 месяцев занята странным, на первый взгляд, делом — она составляет карту «генома» технологического прогресса во всём мире. Как объясняет Technology Review, Quid уже собрала информацию для оценки перспектив 35 тысяч фирм и исследовательских групп, работающих в области новых технологий, и, очевидно, останавливаться на этом не собирается.
Провести анализ по всем этим компаниям вроде бы по силам только армии экспертов. Но Quid считает иначе: она создала программу, которая по определённым алгоритмам систематизирует знания об этих компаниях, их продуктах и экспериментах.
В поле зрения программы от Quid попадают патенты, новости, веб-странички фирм, лабораторий, организаций, их пресс-релизы, исследовательские публикации, списки сотрудников и заявленные трудовые вакансии, документы о правительственных грантах, посты в «Твиттере» и так далее. Из всего этого софт извлекает ключевые слова и фразы, способные охарактеризовать главные идеи проектов (рабочих групп, стартапов), их принадлежность к той или иной области знаний, к той или иной технологической сфере.
Эти ключевые фразы (сотни на компанию) можно считать генами. Соответственно оказывается, что у каждой компании — свой уникальный набор технологических генов, но притом у разных компаний может быть немало и общих генов.
Упрощённый принцип составления карты (иллюстрация Sean Gourley/ Quid).
При сопоставлении таких генетических кодов порой обнаруживаются связи, ранее ускользавшие от внимания. Наглядная визуализация в таком случае помогает найти закономерности. При этом пучки линий работают по «принципу гравитации» — чем больше между компаниями нитей похожести, тем сильнее они притягиваются друг к другу. Так схожие предприятия и проекты образуют крупные кластеры (инженерия, финансы, физика, информатика, биохимия, дизайн...), которые, в свою очередь дробятся на участки.
Сопоставление «всего со всем» — конёк программ. База данных Quid растёт на 120 тысяч документов ежедневно. Ни один человек не может прочитать их все, а значит, не в силах найти какие-то закономерности, совпадения и пересечения — на это способны только компьютеры. Именно они извлекают из этих клубков взаимосвязей что-то полезное. Разумеется, руководствуясь правилами, придуманными людьми.
Один из двух основателей и исполнительный директор Quid Боб Гудсон (Bob Goodson).
А в ролике ниже о проекте детально рассказывает второй основатель компании,
директор по технологии Шон Гоерли (Sean Gourley). Несколько последних лет он
проводил исследования по математическому описанию войн и мятежей, а теперь
применяет накопленные идеи для математического анализа человеческого прогресса
(фото Ryan Anson/Bloomberg).
Где возникают перспективные инновации? Каковы тенденции в развитии техники? Кто это финансирует? Подобную информацию с радостью оценят венчурные капиталисты, которым хотелось бы снизить риск при вложении средств во что-то новое.
И хотя далеко не всё из области технологий или финансов раскрывается в Сети, даже публичной информации достаточно, чтобы делать интересные выводы. Особенно если знать, на что смотреть.
Линии между идеями, заключёнными в патентах и других документах,
выявляют на карте технологий белые пятна, которые созрели для разведки (иллюстрация Quid).
Quid очень интересуют компании и организации, занимающие позиции на стыках областей. Здесь часто происходят интересные вещи, потенциально способные обернуться прорывами. Тут опять аналогия с природой: самые интересные организмы — гибриды, наследующие гены от заметно различных родителей. Что выйдет в итоге, жизнеспособная особь или тупиковая ветвь эволюции? Заранее сказать трудно, но такие инновационные смеси, по мнению Quid, это то, на что стоит обращать внимание инвесторам и промышленным партнёрам.
Скажем, что может быть общего у биофармацевтической отрасли, социальных медиа, таргетинга рекламы, игровой индустрии и геномики? Но в «белом поле» где-то между этими столь различными узлами оказалось несколько компаний и проектов.
Так, американская компания Insilicos разработала программы для распознавания диагностических биомаркеров в образцах, анализа белков и так далее. Эти задачи потребовали мощных средств обработки графики, что автоматически пододвинуло компанию Nvidia, вообще-то занимающуюся электроникой, чуть ближе к сектору «биология, медицина и фармацевтика». Для Nvidia это намёк на новое направление усилий.
Молодой проект Foldit заимствовал технологии игровой индустрии для решения сугубо научной задачи. Он предлагает всем желающим посоревноваться в... складывании белков.
Для добровольцев это лишь состязание по сборке пазла, а конечный продукт — оптимальные методы складывания того или иного белка, которые востребованы в фарминдустрии. Единичные группы исследователей с такой задачей не справились бы, ведь тут нужно оценить слишком много вариантов, а тысячи людей в Сети решают эту проблему буквально играючи.
Другой пример пересечения тем: платформы для контекстного анализа, вроде той, что имеется у компании Proximic, изначально придуманные для таргетинга рекламы, были творчески переосмыслены компанией Selventa, которая с помощью такого аппарата проводит статистический анализ реакции на новые препараты у тысяч пациентов и выявляет закономерности. А они оказываются очень важными для партнёров «Сельвенты» — компаний из сфер фармацевтики, биотехнологий и медицинской диагностики.
Другая молодая фирма Vivo адаптировала идеи социальных блог-платформ для создания сети обмена знаниями (результатами опытов, идеями) среди исследователей.
Ещё одна фирма в игровой индустрии — это просто ещё одна фирма в игровой индустрии.
Проект же, который скрещивает, например, игру с фармацевтикой — это свежая идея, риск,
но, возможно, и новая рыночная ниша. А как известно, придумать новую нишу рынка и стать
в ней первым куда лучше, чем отвоёвывать долю в области, давно существующей (иллюстрация Sean Gourley/ Quid).
Большие белые пятна между крупными конгломератами компаний на технологической карте — это области, где потенциально может родиться что-то совершенно гениальное. Увидеть это и обратить внимание можно только после автоматического анализа тысяч документов. Так в поле зрения программы попадают оригиналы, занимающиеся технологической гибридизацией.
Ещё один яркий пример — компания superDimension. Она придумала бронхоскопию по мотивам спутниковой навигации GPS. На груди пациента размещаются три электромагнитных прибора, играющие роль спутников, а функцию навигатора выполняет зонд, проникающий в лёгкие.
С помощью техники superDimension врач может контролировать положение зонда с высокой точностью, а сам катетер удаётся провести намного глубже в бронхи, нежели с другой техникой, и притом без повреждений стенок лёгких.
И это лишь одна точка на «генетической карте» мировых технологий, а их на ней уже многие тысячи. Самое же интересное начинается, если в каком-то белом пятне начинают вырастать одна точка за другой.
Так у нас на глазах начинает формироваться новый сектор рынка, привлекающий инженерные силы и денежные средства. И хотя расположение компании вдали от проторённых дорог не является гарантией успеха, такие первопроходцы по сути являются самыми преданными сторонниками прогресса.
Интересно, что Quid не только анализирует тысячи проектов, но и занимается анализом проекта собственного. Компания продолжает совершенствовать свою программу, уточняет алгоритмы отбора данных. По словам Гоерли, на основе карт, выстроенных Quid, уже сейчас можно делать кое-какие прогнозы. Но в будущем они должны стать ещё более точными и глубокими.
Для своего проекта Quid соединила приёмы и методы из математики, экономики, техники и лингвистики. Можно смело сказать, что сама Quid тоже родилась в одном из белых пятен на мировой карте прогресса. А это значит, что можно надеяться на успех необычного предприятия. Пока у Quid всего восемь клиентов. Но они уже используют первые данные от программы «технического генома планеты» для принятия решений в области финансирования новых проектов.
http://www.membrana.ru/particle/16033?utm_source=feedburner&utm_medium=feed&utm_campaign=Feed%3A+membrana_ru+%28Membrana.ru%29
Комментарии (0)