О том, почему конформизм можно считать естественным состоянием, расскажет нейробиолог Василий Ключарев.
Рассказав свою вторую лекцию, декан Ключарев покажет нам, что именно движет нами, когда мы предпочитаем одну еду другой в ресторане, или когда поддерживается определенная ситуация на Украине.
Процесс принятия решения – дело нелегкое, и его раскрывает такая наука, как нейроэкономика. Когда мы что-либо решаем, задействуется психологический, нейробиологический, а также, экономический подход.
Стоит начать с того, чтобы объяснить ситуацию, своего рода, аксиому, которая утверждает, что наши решения исходят из желания активировать нейроны мозга, которые отвечают за удовольствие.
Вопрос: «Зачем каждое утро мы принимаем решения?» - не такой уж наивный. Что движет нами, что мотивирует каждое утро готовить завтрак, варить кофе, из сотни решений принимать определенные. Существует такое заболевание, как ангедония, которое связано с тем, что у человека исчезает мотивация делать что-то для получения удовольствия. Возможна даже полная утрата такого желания. Данная проблема возникает тогда, когда нарушается часть мозга, которая насыщена дофамином.
Итак, вышеупомянутое заболевание может исключить любую мотивацию к жизни и получению удовольствия от какой-либо деятельности.
Дофамином богаты те структуры мозга, которые отвечают за удовольствие и желание получать его. Данная информация была доказана и подтверждена Джеймсом Ольдсом и Питером Милнером, исследования которых доказали, что в мозге есть центры удовольствия. Ученые провели эксперимент на крысах. В глубокие части мозга вживили электроды, через которые подавали ток. Животное могло специально само нажать кнопки для самостимуляции. Крысам не давали за это особую еду или другое вознаграждение, наоборот, они сами отказывались от всего. Крыса хотела без перерыва стимулировать свой мозг, чтобы получать удовольствие. Если ученые не контролировали ситуацию и не выключали стимулятор, крыса умирала от истощения. Данный эксперимент удался и с людьми.
Крыса, которая сама себя стимулирует
Пациентам вживляли специальные электроды в мозг. Это необходимо было для того, чтобы выяснить патологии в определенных частях мозга. Некоторым пациентам разрешалось оставаться в семейной обстановке. И что заметили ученые. Несмотря на семью и близких, эти люди стимулировали себя, отказывались от общения, еды, многие из них даже от гигиены. Эти исследования помогли выявить некоторые положения жизни человека – мы ходим в супермаркет, учимся, достигаем определенных успехов не ради самой цели, а чтобы определенные участки нашего мозга активировались.
Эксперимент Олдса, проведенный на крысах, показал, что животное могло напрямую активировать процесс получения удовольствия через электроды. Люди в наше время делают это разными способами. Так, наркоман пытается активировать центры удовольствия с помощью химических средств, которые его полностью убивают в последствии.
В повседневной жизни человек активирует часть мозга, богатый дофамином разными способами: вечера в ресторане, романтический партнер, хорошая работа и т.д.
Так что движет нами в принятии решений? Приведем пример: человек идет в ресторан, и какую еду он закажет в большинстве случаев? Ту, которая принесет ему огромную пользу, или ту, которая является самой вкусной на его взгляд?
Классическая теория, которая изучает принятие решений человеком, гласит, что мы выбираем то, что приносит нам более ожидаемый результат. Что делает решение более приятным для нас, что делает определенный суп вкуснее другого, а вещи любимого бренда более желаемыми? Дело в том, что оценивая определенную ситуацию перед принятием решения, активизируются определенные нейроны мозга. Если решение предполагает получение удовольствия в конечном результате, тогда мозг посылает информацию действовать.
Ядро удовольствий
Лежит в самой глубине та часть мозга, которая отвечает за принятие решений. И что интересно, эта часть мозга называется центром удовольствия. Если в эту часть вживляли электроды, то и животное, и человек, занимались стимуляцией для получение удовольствия.
Ученые доказывают, что изучив данную область мозга человека, можно предсказать, какие решения он будет принимать. Используя МРТ аппараты, Брайан Кнутсон доказал, что может предсказать поведение и выбор покупателей в сторону определенного товара. Покупателя установили в сканер и показывали товары, которые он мог приобрести. Показывалась фотография товара, затем уточнялась его стоимость.
И что увидел ученый! Когда появился желаемый товар, изучаемое ядро активизировалось. Понимая состояние центра удовольствия через сканер можно сказать, будет совершена покупка или нет. И это делается еще до того, как человек выдал решение.
Конечно же, такие предсказания примерные. Так, немка Сюзана Эрк изучила поведение мужчин, когда им показывали марки машин, которые им нравятся. Реакция мозга была разной. Мозг сильно активизировался, когда они видели спортивные дороги автомобили, и практически не реагировал при виде маленьких дешевых авто. Вывод: реклама имеет непосредственное влияние на нас, активизируя наш мозг определенным образом.
Именно эти нейроны поддаются влиянию друзей, а также экспертов, которые уже это знают.
Исследования показали, что наше окружение прямым образом влияет на нас, на наше мнение. Активность нашего мозга при этом изменяется.
Когда наше мнение с окружающими совпадает, данная часть мозга активизируется, а расхождение в мнениях способно его подавить. Это говорит о том, что большинство людей предпочитают иметь то же мнение с окружающими, и не хотят отличаться. Датские ученые пришли к выводу, что если использовать лекарственные препараты, человек может стать более подверженным влиянию извне.
Кеито Изум, ученый из Калифорнии доказал, что если наше мнение совпадает с группой, которую мы любим, ядро удовольствия активизируется. Если же наше мнение совпадает с той группой, с которой мы себя не связываем, центр удовольствия подавляется.
Итак, оказывается, что группа, частью которой мы являемся, способна регулировать работу нашего ядра удовольствий. Эта группа влияет на формирование нашего мнения, и устанавливаем нормы того, как мы смотрим на социум.
Данные исследования показывают, что мнение предпочитаемой нами социальной группы приносит нам такой же результат, как если бы мы получили денежное вознаграждение, или сделали приятную покупку. Почему это происходит именно так? Потому что мы зависим от мнения окружающих, которое является важным, если мы хотим выжить. Так, если стая убегает от хищника, не стоит в это время спать. Или если наша социальная группа не ест определенную еду, не стоит этого делать и нам.
В этом и подтверждается конформизм – не стоит сильно отличаться от окружающих, потому что это может быть опасным. Исследования показывают, что мы причисляем себя к определенной группе по абсолютно случайным критериям. Ценность наших решений напрямую зависит от того, к какой группе мы себя относим. Мы также можем испытывать враждебность к той группе, которая не разделяет наших предпочтений, например, если наши вкусы отличаются. Маленький пример – выбор определенных картин и художников. Мы за тех, кто выбирает также, как и мы.
Стоит просто остановиться и задуматься. Такие термины, как «Восточная Украина», «Западная Украина» отличаются в зависимости от того, какой группе преподносится информация. Этого достаточно, чтобы информация побудила группы к дискриминации друг друга.
Нам свойственно слушать мнение «своего» телевизионного канала, мы можем менять свое мнение в зависимости от того, как развиваются события. Мы даже ненавидим одинаково со своей группой.
Человеку кажется, что он точно знает, по какому критерию он принимает решения. Но часто мы не даем себе отчет, почему мы выбираем определенным образом. Исследования доказали, что мы можем себе легко объяснить, почему поступили определенным образом. Но истинные причины нашего поведения остаются скрыты от нас, потому что наше поведение контролируется. Конечно, нам тяжело смириться с тем, что наше поведение – это всего лишь активация определенной группы нейронов, которые скрыты в нашем мозге.
Комментарии (0)