Метафизика как философская система в рамках истории философии имеет неоднозначную трактовку, иногда даже понятия метафизика и философия употребляли как синонимичные. Важно определить какое место занимала метафизика в учениях отдельных философов различных суждений, чтобы понять смысл, который заложен в самом понятии.
Для Платона она была выходцем из мира идей, но также связана с идеей и пониманием бытия.
Для Аристотеля метафизика была непосредственно связана с деятельностью Разума (Нуса) и постижением бытия как такового. Хотя сам Аристотель не использовал термин метафизика в своих работах, исходя из текстов его доксографий, можно сделать вывод, что метафизика описывает и анализирует проблемы начала, истока частности.
Такое понимание метафизики позволяет определить ее как исследующую то вне чувственное, идеальное, лежащее вне явного. В средние века метафизика становится базой для теологии. Она занимается проблемами аргументации, объяснения. Это высшая форма рационального познания, которое, все же, было на ступеньку ниже откровения.
Метафизика рассматривает не только высказывания о мире и факты в мире, но и особый способ понимания. То есть работает как метод (Декарт, Спиноза, Лейбниц и британские эмпирики).
Переосмысление и оригинального толкования приобретает метафизика в философии Канта и Гегеля. Но в XIX в. она была подвергнута сильной критике со стороны позитивизма, стремления подвести философию под критерии научности. И только в начале ХХ в. несколько возрождается на базе экзистенциализма.
На протяжении всей истории своего развития метафизика менялась, а иногда даже кардинально отрицалась. Но все же не произошла полного его преодоления. Хотя философские дисциплины были дифференцированы и все больше профильно-специализированны, в каждой и из них остаются метафизические рудименты.
Кант и Гегель являются одними из ведущих философов мирового уровня. Кант в свое время стремился переосмыслить природу человеческого мышления и роль метафизики в структуре знания. Он критикует только опытных в природе знания, выступая как априорист. Априорные формы восприятия (время и пространство) и категории рассудка позволяют нам строить суждения о мире, но есть такие суждения, которые не подкреплены эмпирическими фактами. Это работа ума. Разум - метафизичен, а рассудок научен. Его трансцендентальный метод является результатом критики и пересмотра старой метафизики, в результате чего была создана новая, Кантова метафизика.
Гегель критиковал Канта, и на первое место ставил диалектику, которая через учет и борьбу противоречий стала методом достижения истинного знания. По Гегелю, метафизика является попыткой с помощью конечного мышления постичь истинно бесконечное, с помощью рассудка понять объективно разумное. Поскольку умный предмет раскрывается через противоположности, то метафизика выступает как определенная трактовка противоположностей как таковых. Она приписывает противоположностям свойства разобщенности, недвижимости, равнодушия друг к другу. Поэтому она отрицает возможность контакта, взаимодействия противоположностей. Для нее невозможно объективно существующее противоречие.
Метафизика стремится к строгим разграничениям и мыслит односторонним определением. В силу этого метафизический способ мышления является неадекватным по отношению к собственному предмету - разумной конкретности, истинной бесконечности. Диалектика же рассматривает противоположности как подвижные части общей единства, внутренне связаны.
Взаимодействие противоположностей - противоречие, обладающее движущей силой и ведущее к развитию. Последнее отражается понятиями, раздваиваются и синтезируются в новое единство. Развитие и есть процесс разделения и сочетания противоположностей.
Разница подходов к определению понятия метафизики способствует поиску точной дефиниции, которая осложняется определенной проблематикой. Ярко выделяется субъективный фактор в понимании понятия метафизики.
Дуализм, порожденный пониманием данного понятия в контексте истории философской мысли, чаще всего воспринимают только с одной стороны, а именно - метафизику как философскую систему, оставляя метод неоправданно второстепенным по отношению к результату.
Но самому методу принадлежит ключевая роль в построении системы. И хотя методологически, совершенно нет необходимости разделять метод и систему, для полноты понимания метафизики как понятие мы обязаны сосредоточить внимание на метафизическом методе.
Существенный момент метафизического метода обеспечивается условной целостностью системы знания в момент внешнего воздействия на нее (например, наблюдение). Неотъемлемым моментом рационального восприятия данной системы является причинно-следственная связь ее составляющих. В момент понимания основы начала-причины системы заложен фактор принятия целостности.
Последний воспринимается непременным отделением субъекта наблюдения от системы, характеризующей потребность последнего в выходе за пределы самой системы. Если рассматривать данную ситуацию с точки зрения метафизики, то основа системы будет метафизической относительно субъекта-наблюдателя, и метод выхода за пределы системы непосредственно связан с осознанным пониманием ее основ, поэтому метафизическим.
Этот подход является актуальным на сегодняшний день по нескольким причинам. Он характеризует конкретный метод для достижения кардинально нового знания в любой системе человеческого знания, как научного, так философского и т.д.
Также метод выполняет коммуникабельный функцию во взаимодействии различных областей знаний. Рационалистический объединяющий подход способствует конструктивному обмену информацией различных, мало связанных между собой на первый взгляд, систем.
И, наконец, определенный универсализм, присутствует в метафизике, постулирует отнюдь не единственно возможный, но неотъемлемый способ восприятия. Подмена данного понятия более современными аналогами является поиском дискретности, не имеет конструктивной ценности в дальнейшем дискурсе. Если анализировать историко-философский процесс как определенную систему знаний, то актуальность метафизики предстает как поиск целостности данной системы, и одновременный выход за ее пределы.
Комментарии (0)