В течение последних тридцати лет потребители вынуждены пожинать плоды молниеносного технологического прогресса. Почти все люди во многих странах носят в кармане свой персональный компьютер, который много мощнее гигантских ЭВМ 1980-х годов. Компьютер Atari 800XL, на котором в то время писали игровые программы - на микропроцессоре с 3500 транзисторами, а сейчас у компьютера в iPhone около двух миллиардов транзисторов. Гигабайт памяти в давние времена стоил примерно $100000 и размером он был с холодильник, а в наше время он почты бесплатный и занимает какие-то иллиметры.
И несмотря на все эти гигантские достижения, нам вероятнее всего предстоит ещё большее ускорение прогресса, так как вся наша планета — люди и вещи — постепенно полностью подключается к сети. Пяти миллиардам людей уже доступны мобильные устройства, больше, чем трём миллиардам — доступен Интернет. В ближайшие годы около пятидесяти миллиардов предметов —холодильники, лампочки, одежда, дороги и так прочее — тоже будут непременно подключены к Интернету.
Примерно один раз в поколение случается конвергенция новых технологий и происходит нечто революционное. Например, доступность широкополосной связи, зрелость Интернета, технологии сжатия файлов и столь модный телефон Apple iPhone позволили таким компаниям, как Airbnb, Uber, YouTube, Twitter и Facebook кардинально поменять стандарты обслуживания мобильных потребителей.
Сегодня мы стоим на пороге другой очень важной конвергенции — машинное обучение, большие данные (big data) и возросшие компьютерные мощности скоро сделают присутствие искусственного интеллекта повсеместным.
ИИ соответствует афоризму Альберта Эйнштейна о том, что гений создаёт простоту из сложности. Мир становится все сложнее и сложнее, поэтому искусственный интеллект станет определяющей технологией XXI века; для XX века такой технологией были микропроцессоры.
Потребители уже постоянно сталкиваются с искусственным интеллектом. Google в поисковых запросах использует машинное обучение для автоматических подсказок, и зачастую он очень точно угадывает, что конкретно ищет человек. Facebook и Amazon пользуются алгоритмами автоматических рекомендаций, которые опираются на данные о том, что именно пользователь покупал или читал. Искусственный интеллект это центральный компонент в беспилотных автомобилях, которые способны избегать пробок и аварий, а также в игровых системах: в этом году компьютерная программа AlphaGo, разработанная Google DeepMind, выиграла у Ли Седоля, южнокорейского мастера игры в го, в матче из пяти партий.
Учитывая широкие возможности применения ИИ, сегодня для всех компаний приоритетом должна стать его интеграция в собственные продукты и услуги. В противном случае, они не смогут конкурировать с теми, кто использует сети сбора данных для улучшения качества обслуживания клиентов и принятия информированных бизнес-решений. Следующее поколение потребителей растет вместе с цифровыми технологиями, они будут ожидать от компаний угадывания своих желаний и предоставления мгновенного, персонализированного ответа на любой запрос.
На сегодня ИИ слишком дорог и сложен для многих предприятий, чтобы ему можно было найти оптимальное применение. Могут возникнуть трудности с его интеграцией в уже налаженные бизнес-процессы, а кроме того, исторически для ИИ требуются высокопрофессиональные специалисты в области данных. В итоге, многие предприятия по-прежнему принимают важные решения, опираясь на инстинкты, а не на информацию.
За следующие нескольких лет ситуация должна измениться: искусственный интеллект получает всё большее распространение, потенциально помогая каждой компаний и каждому сотруднику становиться умнее, быстрее и производительней. Алгоритмы машинного обучения могут проанализировать миллиарды сигналов и направить звонок клиента в сервисный центр к наиболее подходящему агенту, а также определить, какие клиенты могут захотеть купить тот или иной товар.
Конечно, возможности применения простираются далеко за пределы розничной интернет-торговли. По данным консалтинговой фирмы A. T. Kearney, около 90% розничных продаж всё ещё приходится на долю физических магазинов. Клиентов, которые заходят в эти магазины скоро будут встречать интерактивные чат-боты, способные порекомендовать товары, основываясь на данных об истории покупок, они предложат покупателю особые скидки и станут решать все вопросы по обслуживанию клиентов.
Прогресс в так называемом «глубинном обучении» (deep learning, это вид искусственного интеллекта, который моделируется по примеру нейронных сетей мозга) сможет позволить интеллектуальным цифровым помощникам помочь вам спланировать свой отпуск так, как если бы это был проницательный помощник-человек, или, например, определить отношение потребителей к конкретному бренду, основываясь на миллионах сигналов из социальных сетей и других источников данных. В здравоохранении алгоритмы глубинного обучения позволят врачам обнаружить внутричерепную аномалию или раковые клетки в реальном времени, находясь при этом в абсолютно любой точке мира.
Чтобы эффективно применять искусственный интеллект компании вынуждены будут задуматься о вопросах конфиденциальности и безопасности. ИИ существует благодаря данным: чем больше данных о человеке получает машина, тем лучше она предсказывает его потребности и действует от его имени. Но этот большой поток персональных данных, конечно, может быть использован и такими способами, которые способны разрушить доверие. Компаниям нужно соблюдать прозрачность в вопросах использования персональных данных людей. Кроме того, искусственный интеллект сумеет обнаруживать случаи нарушения цифровой безопасности и защищать от них, он станет играть критически важную роль в создании доверия и в защите частной жизни пользователей.
Как и в прошлые периоды экономических трансформаций, искусственный интеллект расширит наши личные и профессиональные возможности в жизни, раскроет новые уровни производительности, заставит задуматься над старыми экзистенциальными вопросами отношений машины и человека. Он приведёт к радикальным переменам во многих отраслях, а кого-то оставит без работы, так как выполнение многих задач будет автоматизировано. Но при этом искусственный интеллект, как и Интернет двадцать лет назад, поможет сделать лучше существующие рабочие места и создать новые. Нам надо быть к этому готовыми, мы должны адаптироваться надлежащим образом, например, занимаясь профессиональной подготовкой для рабочих мест завтрашнего дня, а также развивая системы социальной поддержки для тех, кто остаётся позади.
ИИ всё еще далёк от того, чтобы превзойти человеческий разум. Прошло уже 60 лет, с тех пор как Джон Маккарти, компьютерный учёный и номинальный отец ИИ, впервые употребил этот термин на конференции в Дартмутском колледже, а компьютеры только совсем недавно научились различать котов в видеороликах в YouTube и определять лучший маршрут в аэропорт.
Мы можем быть уверены, что технологические инновации будут развиваться ещё более быстрыми темпами, чем это было при жизни предыдущих поколений. ИИ станет чем-то вроде электротока — невидимый, проникающий почти во все аспекты нашей жизни и расширяющий их. Через 30 лет мы будем удивляться, как это мы вообще жили без нашего цифрового помощника, почти что-то телепата. Так и сегодня нам трудно представить, что можно прожить больше нескольких минут, не проверив нашу мега-ЭВМ 1980-х в кармане.
Комментарии (0)