Сложно не заметить, что ботов становится все больше. Если раньше новостной бот для Telegram был диковинкой, то теперь он становится практически must-have для большинства изданий. Если раньше приложения вроде Magic вызывали удивление, то теперь их копируют такие гиганты как Facebook. Артур Кулиян, СЕО стартапа GetCaptain, проанализировал тренды и собрал свой прогноз о том, что ждет интернет-технологии в 2016 году. Похоже, это нашествие ботов.
В связи с ростом технологий ИИ (искусственного интеллекта) и экосистемы мессенджеров, есть предположение, что будущее приложений находится в интернет-переписках. Я верю в то, что мы наблюдаем появление чего-то значительно большего, чем просто интерфейса передачи сообщений.
По разным причинам мы еще очень далеки от действительно осмысленных интерфейсов передачи сообщений. Если вы посмотрите на большинство приложений, которые базируются на мессенджерах, вроде Magic, Facebook M и т.д. – то увидите, что все они управляются людьми и будут оставаться такими, пока не найдется способ совершить трансформацию от систем машинного обучения к обучению в режиме реального времени, что позволит нам понять принцип человеческого обучения как такового. Этот принцип описан в «Парадоксе Моравеца».
Главный урок, который мы вынесли за 35 лет исследований в области ИИ, заключается в том, что сложные проблемы решать легко, а простые – сложно. Базовые способности четырехлетнего ребенка – распознавание лица, поднятие карандаша, хождение по комнате, ответы на вопросы – являются решением некоторых самых сложных инженерных задач в истории. С появлением нового поколения умных устройств, финансовые аналитики, инженеры в области нефтехимии и даже члены советов директоров находятся под угрозой исчезновения. Зато садовники, сотрудники рецепции, повара еще десятилетиями могут не переживать о своих работах.
Не все приложения должны базироваться на интерфейсе общения. Можно ли трансформировать Dropbox в бота для вашего любимого мессенджера? Не думаю. Но у Dropbox может быть бот, которого можно будет запрограммировать на работу с вашими файлами, фото и/или настройками общего доступа к папкам.
Интерфейсы
Произойдет значительный сдвиг парадигмы в том, как люди взаимодействуют с сервисами, и боты будут связаны с каждой стадией этого взаимодействия, от первоначального контакта до продажи и доставки товаров. Боты сами по себе станут интерфейсами, очень настраиваемыми и проактивными: представьте себе уже существующие API, но только со встроенными элементами мышления.
Прямо сейчас очень сложно предсказать таксономию ботов, но если вспомнить историю развития API и SDK, мы сможем разглядеть очертания будущих типов ботов и того, что они будут делать.
Поисковики
Боты смогут анализировать огромные объемы данных и добывать из них релевантную информацию за доли секунды. Мы уже видели такую систему, и единственная компания, которая предоставляет такой продукт прямо сейчас, – это Google. В будущем будет появляться все больше локальных поисковиков, которые будут работать в личном пространстве, вроде Findo.
Проводники
Существующие программы, которые постят входящие письма в каналы Slack, или программы будущего, которые смогут организовать доставку вашего следующего заказа через Amazon. В целом, большинство приложений и интеграций в Slack по перемещению данных можно отнести в эту категорию.
Уведомители
Умные программки, которые сообщат нам, когда выйдет новая серия «Карточного домика». Сейчас множество компаний работает в этой сфере, начиная от SaaS для слежки за конкурентами и заканчивая пользовательскими приложениями вроде Facebook Notify.
Обработчики
Наиболее сложные программы из области приложений на базе мессенджеров – обработчики введенных данных, которые могут нуждаться или не нуждаться в обработке человеческого языка. Скорее всего, будут активно использоваться в SaaS-пространстве.
Собиратели
На них сейчас обращают очень мало внимания, но я верю, что именно этот тип ПО изменит то, как люди работают, в течение ближайших 5-10 лет.
Решение всех наших рутинных и однообразных задач можно улучшить за счет автоматизации сбора данных. Возьмем для примера дизайнера, которому нужно создать лендинг для автомобильного дилера. Усилители сэкономят время за счет того, что сами соберут базу самых популярных лендингов автодилеров, определят основные характеристики с точки зрения дизайна, а также соберут данные по самым популярным лендингам на данный момент из Dribbble.
Война платформ
Стоит ожидать, что начнется война между основными «диспетчерами». Если говорить о пользовательском рынке, то речь о Messenger, WhatsApp, Telegram и других существующих сервисах, в которые будут интегрироваться боты. Вопрос в том, куда будут интегрироваться другие боты? Ну, знаете, те, которые не требуют отправки сообщений и понимания человеческого языка. На рынке возникнут компании, которые еще глубже нырнут в парадигму «работы без приложений» и начнут интеграцию умных ботов.
В бизнес-среде мессенджеров осталось не так много после того, как в этой области начал доминировать Slack. Однако, возможно, такие сервисы как HipChat и Yammer могут улучшиться.
Разработка
Боты однозначно изменят процесс разработки как таковой, но это не станет причиной остановки создания мобильных приложений. Мобильные приложения по-прежнему будут разрабатываться, но теперь они будут интегрированы с ботами. Много работы будет сделано в направлении развития архитектуры ботов и кросс-интеграции сервисов ботов. Вы уже можете заметить этот тренд на сайтах поиска работы.
Что мы получим на выходе: большую интеграционную путаницу, которая приведет к появлению новых подходов к программированию столь тесно взаимосвязанных систем. Это будет «интернет ботов», верно?
Возьмите для примера процессы в любом бизнесе, скажем, продавца, которому необходимы данные из баз данных, CRM и т.д….
Новая категоризация приложений
«Для этого должен быть бот?» – этот вопрос будет задаваться все чаще и чаще, и это приведет к новой категоризации приложений. Не существует простого решения, как справиться с проблемой «общего» против «частного», но я верю, что персонализаторская природа ботов с этим разберется, и разработчики придумают, как быстро анализировать профиль пользователя, изымая данные из родительского приложения, чтобы оптимизировать функции под конкретные потребности. И, скорее всего, это медленно перейдет в категорию «разрешений для приложений», поскольку вопросы безопасности и приватности будут уходить вглубь приложений.
Проблемы
Это может произойти, а может и не произойти, но мы увидим процесс насыщения рынка ботами, как только хотя бы 10% наших действий внутри приложений будут идти через ботов. Появится необходимость создания общего интерфейса для объединения всех ботов в так называемый BotStore.
Также произойдет большая перемена в восприятии, которая потребует много терпения и знаний от среднестатистического пользователя. Я не хотел писать об этом, пока не увидел вот такой диалог в нашем корпоративном чате.
Такая ситуация может навредить бизнесу намного больше, чем мы себе можем представить, именно поэтому процесс развития и разработки ботов будет (и должен быть) весьма дорогим и затратным по времени. В противном случае шумиха вокруг ботов пройдет очень быстро.
Кто от этого выиграет?
Я достаточно оптимистичен, чтобы утверждать, что от этого выиграют все. Но больше всего выгоды получат держатели экосистем, а вот будут это большие корпорации или маленькие стартапы – время покажет.
Алексей Бондаренко
http://ain.ua/2016/02/07/631166
Комментарии (0)