Почта, как и всякая система, которая связывает людей между собой, переживает эволюцию. В этом процессе не последнее место заняла, естественно, автоматизация. Так уж получилось, что, занявшись тематикой высоких технологий, невозможно обойти вниманием столь любопытную тематику, как передача посылок, информации и конвертов в ближайшем будущем. Мы уже сталкивались со множеством футуристических подходов к почтовым процессам. Стоит вспомнить интересную, хоть и изжившую себя, теорию пневмопочты. В будущем их следует ожидать еще больше.

Какие у вас возникают первые ассоциации, когда вы слышите слово «почта»? Конечно, нерасторопные почтовые работники, почтальон, который не в состоянии попасть в подъезд, разбитые почтовые ящики во многих домах, а также бандероли, бланки и плотные конверты, которые преодолели сотни километров…

Почтовые проблемы

Почта имеет слишком много проблем для систем с долгой историей. Любопытно, что скапливаются они параллельно с ростом спроса на почтовые услуги. Уже отмечалось ранее, что, невзирая на развитие Интернета, ежегодно возрастает оборот почтовых отправлений, переводов и посылок. Рост объемов электронной корреспонденции со спамом, загруженность трафика на дорогах, увеличение количества интернет-магазинов с отсутствием адекватного увеличения приличных служб доставки. Но есть и неплохие моменты. Эволюция системы предполагает снижение числа недостатков, а также рост совокупной полезности. Данный процесс, совмещенный с решением проблем, уже стартовал.

Представьте себе на минутку, что почта будет и далее развиваться в том же направлении, что и в настоящее время. Каким же окажется будущее нашей почты? Можно попробовать представить!

Электронная переписка и почта

Электронная почтаГлупо рассуждать о том, что e-mail умирает. Электронная почта продолжит свое существование еще в течение длительного времени. Но этот факт не означает, что она не поменяется с точки зрения ее применения или формы. Верно обратное: как раз способность эволюционировать делает электронную почту более соответствующей непрерывно растущему Интернету и нашему с вами образу жизни. Логично предположить и дальнейшую подобную эволюцию. В скором будущем электропочта может стать:

  • более умной – с поддержкой ИИ;
  • более легкой, перейдя к сообщениям от писем;
  • многопользовательской;
  • более связанной, на базе платформ.

Остановимся поподробнее на этих моментах.

  1. Легкость

Потихоньку умирает формализм электронной почты. Если человек ежедневно отправляет от полусотни писем, неплохо было бы облегчить для него этот процесс, сэкономив время на выбор подходящего заголовка в «теме письма». Сообщения станут более короткими, в 2020 году обычное письмо станет похожим на самый грубый аналог 2000 года. В них войдет больше смайликов и, вероятно, даже больше гифок. Наберут популярность и системы для мгновенного обмена сообщениями, до тех пор, пока не вытеснят привычную нам электронную почту или не впишутся в нее.

  1. Связанность

В обе стороны заработает дополнительная связь. Проще станет добавлять данные не только к письму, но и в почтовый клиент вообще. Достать же из электронного письма данные, сделав их доступными для сторонних лиц, можно оказаться сложно уже сейчас. При этом почта постепенно добавляет в наш календарь события, синхронизирует со списком контактов почтовые адреса, добавляет в список дел задачи. И все же в целом e-mail требует более качественной интеграции.

  1. Разумность

Много человеческих усилий и финансов было затрачено на попытки решения проблематики спама на электронную почту. Мы добились определенного успеха: борьба со спамом является, пожалуй, ярчайшим примером применения искусственного интеллекта. Мы уже говорили о контекстуализации, платформе для электронной почты. Следующим шагом станет почта, поддерживающая ИИ. Google одним из первых трудится над созданием виртуального ассистента. Он не просто сможет обучаться, исходя из поведения пользователя, но и станет формировать коллективное поведение для миллионов иных пользователей электронной почты. Сообщения, помеченные автоматически, добавление в календарь, выборочные уведомления, напоминания через определенный промежуток времени, запрос ответа и так далее… Все это станет для нас привычной историей.

  1. Все больше людей

У электронной почты протокол был гибким, достаточно для того, чтобы прожить до сегодняшнего дня. Но из-за слабости он может и не выжить далее. Например, всякая переписка с тремя участниками скоро становится настоящим кошмаром. Скапливаясь, цитаты переписок тянут на дно лучшие идеи и проекты. По существу, большинство функций оказывается копиями аналогов оффлайновой эпохи. В цифровом виде они оказываются ошибочными и ужасными. То, что с Word-документами совершил Google Docs, еще кто-то должен сделать и с электронной почтой.

Автоматизация посылок

ДроныВсе актуальнее оказывается доставка товаров на дом. Пара технологий в состоянии сделать революцию в этой системе, сделав ее лучше. Речь идет о беспилотных дронах и 3D-принтерах. Совсем недавно специалистами исследовалась возможность развить децентрализованную систему по производству на небольших «авторских» заводиках персонализированных продуктов, при помощи технологий 3D-печати. Как это работает? Допустим, вам нужен некий симпатичный пластиковый чехол для смартфона. Не нужно отправляться в местные магазинчики аксессуаров или же заказывать товар из Китая. Вместо этого заказ отправляется на местную фабрику, занимающуюся персонализированным производством. В границах вашего города требуемый предмет подходящих размеров и цвета распечатывают на 3D-принтере, затем полируют, упаковывают и практически в день заказа отправляют уже вам. Такую вещь заказать едва ли не проще, чем пиццу. Стоит также отметить, что пока ограниченный выбор материалов с каждым годом возрастает.

Кто же доставит вам этот предмет? Если каждый горожанин станет хотя бы раз за год заказывать такие товары, то для среднего городка количество подобных заказов может достичь миллиона. В реальности почтовая сеть будет в итоге перегружена. Придется подключать невероятное количество курьеров. Однако ведущие мировые торговцы, вроде Amazon, уже подумывают о возможности применения для доставки товаров беспилотных дронов. Такое устройство будет огибать высокие дома, игнорировать пробки на дороге, а главное, не потребует человеческого участия. Он просто пролетит через весь город, опустив ваш заказ прямо в ваши ладони.

Не нужно далеко ходить за примерами. Благодаря активной жизни горожан появляется все большее количество разнообразных доставок: суши, пиццы, алкоголя, непищевых товаров и так далее. Совместив обе системы, приведенные выше, мы избавимся от необходимости доставлять из других стран товары любой степени сложности. По сути, почта даже и не сливается, она просто трансформируется в сферу услуг в области отправки и получения денежных переводов, бандеролей, продуктов и прочих товаров. При этом развиваются транспортные сети, модернизируется почтовая техника, появляются новые методы передвижения, вроде сверхзвуковых почтовых самолетов и Hyperloop, развиваются альтернативные службы почты и доставки. Все это должно значительно ускорить темпы оборота посылок.

Естественно, работа эта не на один год. Пока реальностью станут районные фабрики распечатки с флотилиями дронов, пройдет, пожалуй, не одно десятилетие. На такое будущее почты, бесспорно, стоит ожидать.

Ранее уже отмечалось, что к 2011 году «Почта России» имела лишь пару сортировочных автоматизированных центров. Сравним: у США их две с половиной сотни. Только подумайте, как ускорится работа отечественной почты, если она «обрастет» автоматизированными центрами для сортировки! И вообще, автоматизация даже просто наиболее медлительных центров в состоянии ускорить почтовый оборот в разы, а то и в десятки или сотни раз. Конечно, все это придет со временем, когда именно – пока неизвестно.

До неузнаваемости наша почта может изменится даже благодаря отдельным технологиям. Приведем лишь основные.

Технологии, превращающие нынешнюю почту в почту будущего

Когда появились SMS и E-mail, первое время казалось, что свои позиции значительно сдала почта традиционная. Но, как выяснилось, у нее есть еще, чем удивлять и привлекать потенциальных своих клиентов. В данную сферу также активно проникают современные технологии.

Беспилотные почтальоны

Неумолимо подходит к завершению эпоха живых почтальонов, стучащихся в дверь «с синей сумкой на ремне». Нынешние почтовые сервисы оказываются все более роботизированными и автоматизированными. Затрагивают эти процессы и доставку клиентам почты.

Компания Amazon и ее почтовый беспилотник

Одновременно несколько ведущих служб онлайн-продажи товаров и почтовых сервисов начали применять летательные беспилотные аппараты в роли почтальонов. Оператору нужно лишь указать адрес доставки дрону. За считанные минуты тот прибудет на место, принеся посылку с весом в пределах пяти килограммов.

Этот метод почтовой доставки гораздо быстрее и дешевле традиционного. Но экономически выгодно применять его лишь в условиях достаточно крупных городов, а не сельской местности.В настоящее время беспилотными почтальонами пользуется онлайн-магазин Amazon, а также служба курьерской доставки DHL.

Роботизированный склад почты

Роботов компания Amazon применяет не только в роли почтальонов. Крупнейший ее почтовый склад также максимально автоматизирован. Масштабный логистический центр занимает десятки тысяч квадратных метров. Но за весь день здесь можно не повстречать ни одного живого работника – здесь трудятся тысячи роботов.

Компания Amazon и ее почтовый склад будущего

Kiva является мощным, хотя и маленьким, роботом. Он способен перемещать с места на место большущие стеллажи с тяжелеными посылками. Устройства такого рода непрерывно снуют по складу, абсолютно не мешая друг другу, благодаря сложному механизму их взаимодействия.Robo-Stow является роботизированной рукой. Она способна, поднимая, перемещать тяжелые, крупногабаритные товары. Это одно из мощнейших в мире устройств такого рода.

Компания Amazon и ее почтовый склад будущего

Роботы, которых мы описали выше, помогают загрузить или же разгрузить, наполненный посылками, грузовик лишь за полчаса. Живые операторы с грузчиками потратили бы не менее, чем в пять раз больше времени.

Почтоматы

Роботы

Многие люди не желают посещать почтовые отделения. Ведь там их, как правило, ожидают не только очереди, но и неторопливые, неприветливые сотрудники, то и дело ищущие поводы, чтобы устроить скандал.Почтоматы, являющиеся автоматизированными устройствами по выдаче и приему почты, становятся все более популярными по всему миру. Внешне они очень похожи на камеры, хранящие личные вещи в обычных супермаркетах.

Если вы хотите отправить посылку или письмо проживающему в другом городе человеку, вам потребуется лишь опустить корреспонденцию в одну из ячеек почтомата, выбрать в пункте назначения подобное устройство, а также указать мобильный телефон получателя. Как только посылка окажется на месте, человеку придет текстовое сообщение, содержащее уникальный код от необходимой ячейки. Как видим, ни очередей, ни личного общения с почтовыми работниками!

Устройства такого рода уже активно применяются не только государственными почтовыми службами, но и частными курьерскими сервисами. Пользуются ими и банки, которые развертывают на базе своих отделений целые сети почтоматов.

Заказные электронные письма

Как ни парадоксально, почтовые традиционные службы в состоянии занять свое место и в сфере электронных писем. Хорошим примером служит попытка Почты России доставлять заказные письма электронным способом.

В ноябре прошлого, 2015, года Почта России анонсировала старт соответствующей услуги. Отправителем заказных электронных писем может оказаться лишь государственное официальное ведомство или частный отправитель, зарегистрировавшийся в специальной системе. Получать, имеющие статус «заказное», электронные письма может всякий пользователь сервиса Госуслуги. Корреспонденция при этом может приходить не только напринадлежащий ему аккаунт на сайте Gosuslugi.Ru, но и на заранее указанный личный адрес электронной почты или даже на мобильный телефон – в виде SMS.

Когда заказное электронное письмо будет прочтено адресатом, отправитель получить соответствующее сообщение о доставке. Получатель же не сможет удалить из ящика подобную корреспонденцию. Почта России таким способом собирается переправлять важные юридические письма. Например, постановления приставов, повестки в суд, уведомления о штрафах и так далее. Отныне не потребуется бегать за каждым человеком, пытаясь вручить ему подобные бумаги прямо в руки.

Таймер в конвертах

Несвоевременность доставки корреспонденции является настоящим бичом даже наиболее технологически развитых почтовых службах. Неудивительно, ведь подобная проблема зачастую вызывается ошибками в логистике или техническим фактором, а человеческой расхлябанностью и ленью. Чтобы отыскать внутрикорпоративную стимуляцию, одна из израильских курьерских служб решилась на оснащение каждой посылки или письма, переправляемого ею, специфическим таймером, оборудованным светодиодным дисплеем. Принимая от клиента подобную корреспонденцию, она заранее уточняет сроки доставки. После этого на упаковку наклеивается миниатюрное устройство, на котором запускается отсчет времени.

Если, забирая подобную посылку или письмо, получатель выявит нарушение сроков доставки, то плата за услуги почтовой службы будет ею возвращена. Когда данную инновацию ввели, заметно возросла скорость работы данного сервиса. Ведь сотрудники его начали осознавать, что от степени эффективности их деятельности зависит не только финансовый успех компании, но и размеры их премий и заработных плат. Правда почта является лишь одной сферой деятельности, в которой внедряют современные технологии. Будущее приближается со всех фронтов. А некоторые люди приближают его активнее прочих.