Уже совсем скоро массово появятся на дорогах автомобили-роботы. Это произойдет через 10 лет, а может быть и раньше. Для этого почти все готово с технологической точки зрения.
Вы садитесь на пассажирское сиденье на первый взгляд самого обычного седана. Машина самостоятельно, без всякого участия водителя, трогается с места. Подъезжает к перекрестку, затем останавливается, пропуская автомобиль, движущийся наперерез. Затем аккуратно поворачивает вправо и едет спокойно дальше. Компания Bosch демонстрировала экспериментальный автомобиль-робот Tesla Model S на своем полигоне неподалеку от немецкого города Боксберг.
Действительно, этот автомобиль способен передвигаться без участия человека — правда, на месте водителя пока еще все же сидит инженер, который подстраховывает работу новой автономной системы управления. Но вскоре систему отладят, и машина станет возить пассажиров самостоятельно, и они смогут во время поездки заниматься своими делами, к примеру, читать журнал.
«Друглы» и прочие
Недавнее объемное исследование «Революция за рулем: путь к автономным транспортным средствам», которое провела известная международная консалтинговая компания The Boston Consulting Group (BCG), сообщает, что уже к 2025 году, через 10 лет, в разных странах на дорогах общего пользования в общей сложности станет насчитываться более шестисот тысяч полностью автономных автомобилей, а мировой рынок опций автономного вождения достигнет сорока двух миллиардов долларов.
И это будет только началом: процесс роботизации к 2035 году автомобилей достигнет новых высот: полностью автономные автомобили станут занимать уже 10% мирового рынка (12 миллионов единиц), а денежный объем опций частично или полностью автономных машин достигнет 77 миллиардов долларов.
Аналитики BCG предлагают называть автомобиль-робот «друглом» (слово-производное от слова «дрон» и названия компании Google, которая активно занимается развитием этих технологий). И, как полагают исследователи BCG, «друглы» вскоре станут повседневной реальностью и будут востребоваными, в частности, в виде роботов-такси в мегаполисах.
Вызвать робот можно будет, к примеру, используя специальное мобильное приложение (как сейчас, к примеру, вызывают привычное такси, используя смартфон). Робот-такси приедет по указанному адресу в нужное время. «После того, как вы сядете в машину, роботакси захватит еще одного пассажира, который едет в том же направлении, что и вы. Он сядет в отдельном салоне, — так отчет BCG изображено, как в будущем будет использоваться автономный транспорт. — Не нужно будет волноваться и думать о расписании пригородных поездов, пропадет необходимость лавировать в толпе в час пик, не будет никакой суеты на парковках. Кроме того, поездка на таком такси вам обойдется даже дешевле самостоятельного вождения. Плюс не нужно давать чаевых водителю. Автомобиль будет ехать сам по себе».
Как считают аналитики, роботы будут не только удобными для пассажиров, но также их использование будет способно упорядочить городской трафик: машины-роботы смогут оценивать дорожную ситуацию и вовремя выбирать верные маршруты, стараясь не создавать пробки. Кроме того, они не станут «лезть без очереди», как это свойственно людям за рулем и, как известно, нередко вызывает хаос и заторы на дорогах.
Они уже рядом
Все это кажется фантастикой на первый взгляд. Но на самом деле человечество уже подошло вплотную к перспективе использовать беспилотные транспортные средства. Уже существуют беспилотные машины и успешно проходят испытания, в том числе на дорогах общего пользования.
Google в этой области одна из самых передовых компаний. Она тестирует уже 6 лет на дорогах Калифорнии свои так называемые гугломобили. В настоящее время у компании есть более двадцати таких машин, которые, как утверждают представители Google, в общей сложности проехали более 1,5 миллионов километров самостоятельно - без участия человека.
Мировые ведущие автопроизводители тоже активно проводят испытытания беспилотных машин. К примеру, в конце прошлого года в Лас-Вегасе на последней выставке Consumer Electronics Show Audi представила свою автономную модель А7, которая, преодолев 700 километров, самостоятельно приехала на выставку. Компания Daimler на этой же выставке представила эффектный концепт-кар Mercedes-Benz F015 Luxury in Motion, который до этого успешно сам возил журналистов по улицам Сан-Франциско.
Недавно и BMW заявила, что была успешно испытана автономная модель 2-й серии в Германии - городских улицах и закрытых трассах. Nissan также испытал на общественных дорогах Японии технологии автономного вождения Autonomous Drive. А Volvo в прошлом году в сотрудничестве со шведскими органами власти запустила инициативу Drive Me; в рамках которой целая сотня машин с автоматическим управлением ездили по общественным дорогам Гетеборга.
В то же время активно проводятся тестирования системы автономного вождения и производителями автокомпонентов. Об этом, в частности, заявляют Delphi Automotive, Valeo, Continental, Mobileye, Bosch и прочие. На той презентации в Боксбурге представители компании Bosch сообщили, что успешно испытывают на автострадах в США и Германии прототипы роботомобилей.
***
Автопилот для грузовиков
О перспективах использования автопилотов в коммерческом транспорте, в частности на грузовиках, рассказывает Павел Антипов, руководитель отдела маркетинга «Ford Trucks Россия».
— Как вы относитесь к развитию технологий электронных помощников водителя в грузовиках? Есть ли в ваших последних моделях такие опции и насколько они облегчают управление машиной?
Павел Антипов: — Конечно, если говорить о развитии электронных помощников в целом, то это, безусловно, полезные и нужные разработки, позволяющие повысить комфорт и безопасность на дороге. Современные помощники способны не только предупредить об аварийных ситуациях, но и предотвратить их.
Все эти технологии в первую очередь создаются и внедряются на легковых автомобилях. И связано это с тем, что водители легковых машин чаще имеют недостаточно высокие навыки вождения. Водители же грузовиков априори профессионалы. Поэтому производители коммерческого транспорта внедряют лишь часть подобных разработок, которые действительно помогают повысить эффективность и безопасность перевозок. Вот, например, на нашем новом тягаче Ford Trucks 1846T уже в стандартной комплектации мы устанавливаем системы ABS и ESP, защиту от опрокидывания тягача при аварийном торможении, систему помощи при трогании на подъеме, круиз-контроль, а также так называемую систему EBS (электронные тормоза) последнего поколения.
Дополнительно мы предлагаем нашим клиентам дооснастить грузовик системой интеллектуального управления тормозами, функцией автоматического торможения на спуске (дополнение к функции круиз-контроля). Не следует также забывать об автоматической коробке передач, которая тоже является «электронным помощником» и значительно облегчает труд водителя, а особенно водителя грузовика. Все эти системы отлично дополняют друг друга и облегчают управление грузовиком Ford Trucks, делая вождение более комфортным и безопасным.
— Насколько современные технологические решения востребованы в России? Консервативен ли в этом отношении российский потребитель? Возможно ли, что довольно скоро по российским дорогам будут ездить беспилотные грузовики, как обещают, например, создатели автопилота для КамАЗа?
— Российский потребитель не слишком жалует своим вниманием дополнительные электронные системы, часто отказываясь от них и выбирая более дешевое решение. С одной стороны, это связано с боязнью выхода подобных систем из строя и, как следствие, с необходимостью длительного ремонта, с другой — это нежелание платить за «лишние» на первый взгляд опции. Хотелось бы отметить, что Ford Trucks в этом вопросе занимает позицию рационализатора, используя только те технологии, которые уже доказали свое право на серийное использование. А о технологиях будущего, мне кажется, думать пока рано. То есть сама технология автопилота уже разработана и испытана в том или ином виде у разных производителей, но до внедрения этих решений в массовое производство еще далеко.
Да, в машинах уже есть такие опции, как автоматическая парковка, контроль выхода из полосы движения, активный круиз-контроль — но все это только частички полноценного автопилота. Знаю, что есть примеры испытаний полностью автоматических машин, которые передвигаются по городским улицам, даже обнаруживают и объезжают возникающие препятствия. Но всем таким системам необходима привязка к местности (GPS, разметка, хорошая видимость), а обеспечить такие условия не всегда возможно.
— Насколько технологичность вашей продукции помогает ей продаваться в России?
— В России грузовики Ford Trucks официально продаются с 2007 года. Теперь многое изменилось, тягач сменил уже два поколения, шасси тоже подверглись изменениям. Автомобиль обновляется: каждая следующая модификация делает наш грузовик лучше и технологичнее. В то же время мы не стремимся к технологическим излишествам, мы используем проверенные и востребованные разработки. В этом году планируем начать производство грузовиков Ford Trucks в России. Наше главное конкурентное преимущество — рациональность. В первую очередь это цена: базовая стоимость грузового автомобиля ниже, чем у других зарубежных производителей. Далее идет стоимость владения: затраты на обслуживание автомобилей Ford Trucks сопоставимы с другими иностранными производителями и ниже в сравнении с отечественными. И никто не забывает про качество: при производстве автомобилей Ford Trucks применяются комплектующие от хорошо зарекомендовавших себя поставщиков, а гарантия на автомобили составляет два года без ограничения пробега.
— Почему вы запускаете новый завод в России, насколько технологичным он будет? И не слишком это рискованно в условиях кризиса продаж?
— Локальное производство дает нам некоторые преимущества относительно текущей ситуации, когда мы ввозим автомобили. Самое главное из них — это возможность и дальше удерживать стоимость грузовика в нише между грузовиками премиум-сегмента и продукцией отечественных производителей. В этом заключается наш курс — предлагать достойное решение за рациональную цену. Про кризис вопрос очень сложный, и делать прогнозы я не берусь. Конечно же, хочется стабильности рубля, нормализации экономики, доступности кредитования, но пока приходится приспосабливаться к новым реалиям, стараться использовать имеющиеся возможности и искать новые. И мы надеемся на скорый подъем спроса.
В новом грузовике Ford Truks 1846T уже в стандартной комплектации устанавлива- ются защита от опрокидывания тягача при аварийном торможении, круиз-контроль, система помощи началу движения на подъеме и другие «электронные помощники».
В новом грузовике Ford Truks 1846T уже в стандартной комплектации устанавлива- ются защита от опрокидывания тягача при аварийном торможении, круиз-контроль, система помощи началу движения на подъеме и другие «электронные помощники»
***
Стефан Страсс, руководитель направления системы помощи водителям компании Bosch рассказывает:
— Появление машин с автономным вождением может кардинально улучшить ситуацию с аварийностью на дорогах. Ежегодно в мире погибает в ДТП порядка 1,3 миллиона человек. По нашим данным, 90 процентов дорожных аварий происходят по вине водителей, и развитие систем автономного вождения будет способствовать снижению аварийности. Кстати, показатели смертности на дорогах в последние годы снижаются именно за счет распространения электронных систем безопасности и систем помощи водителям.
Стоит отметить, что автоматизированное управление не появится внезапно. Уже существуют и достаточно распространены, например, адаптивный круиз-контроль, система контроля слепых зон, частичная автоматизация движения в пробках. В будущем году мы ожидаем выхода автоматической системы движения в пробках. На подходе система «хайвей-пилот», с помощью которой вы сможете ехать по трассе с момента выезда на автостраду до съезда с нее. Еще наша компания разработала опцию, которая позволяет запарковать автомобиль с помощью смартфона: вы стоите около машины, и она реагирует на ваши движения пальцем по экрану смартфона или планшета. Следующий этап: можно будет оставить автомобиль у гаража или на парковке, и он сам найдет парковочное пространство.
Важно при появлении автономного вождения четко фиксировать момент, когда человек передает электронике ответственность за управление машиной: к примеру, он должен продолжительно нажать на нужную кнопку. И это длительное нажатие должно подтвердить, что человек осознанно передает управление роботу. Кроме того, машина должна давать водителю точную информацию: что она сейчас делает, совершает ли обгон и так далее. Все это повысит доверие к автономной системе.
Но не стоит полагать, что автоматическое управление противопоставляется ручному управлению. Напротив, эти системы дополняют друг друга. Если водителю самому хочется насладиться быстрой ездой, то он может в любой момент выключить автопилот. Но стоять в пробке несколько часов — вряд кому-то может это понравиться, в этом случае водителю лучше передать управление автоматике и делать что-то более увлекательное.
Комментарии (0)