Пять реальных и невероятных технологий ментального контроля

Примеры ментального контроля уже давно известны: например, интерфейс «машина-человек»

Вы думаете, что отправлять мысленные сигналы через континенты или создавать музыкальные произведения силой мысли – это все еще научная фантастика? Добро пожаловать в новую эру – эру устройств, контролируемых нашим сознанием.

Исследователи провели эксперимент, в ходе которого ученый Рождеш Рао отправил мысленный интернет-сигнал своему коллеге Андреа Стокко и сумел пошевелить его рукой. Сам Андреа в тот момент находился на противоположном конце кампуса Университета Дж. Вашингтона, сообщается в National Geographic.

Научиться отправлять мысленные сигналы через интернет, чтобы контролировать движения тела другого человека, – это огромный прорыв. С другой стороны, примеры ментального контроля уже давно известны: например, интерфейс «машина-человек» (HMI).

Сочинять и воспроизводить музыку

Процесс сочинения музыки происходит на ментальном уровне. И современным музыкантам не нужны специальные приспособления, нотные тетради. Им даже не нужно играть на самом инструменте: они могут сочинять и воспроизводить музыку буквально силой мысли.

Приборы, с помощью которых выполняется электроэнцефалография (ЭЭГ), записывают электрические сигналы активности мозга и направляют их посредством беспроводной связи на компьютер. Например, можно мысленно навести курсор и кликнуть по иконке на рабочем столе: программное обеспечение распознает сигнал и соотнесет его с выполняемой задачей. Но чтобы научиться правильно отсылать сигналы-указания на компьютер, нужно тренироваться.

При сочинении музыки мысленные образы ассоциируются с нотами и звуками, и формируется язык, которым пользуется человеческий мозг при общении с компьютером. С помощью специального оборудования обученные пользователи легко сочиняют и проигрывают музыкальные произведения на компьютере. Группа MiND (Music in Neural Dimension) для написания своих композиций пользуется именно таким оборудованием.

Контролировать входящие звонки

Как исполнительный личный секретарь, приложение Good Times, разработанное Роджеро Скорсиони, сортирует по важности входящие звонки активных пользователей телефонов, анализируя состояние их мозга.

В этом году Скорсиони со своим мобильным приложением для iOS, при работе с которым используются мягкие пушистые наушники Necomimi Cat Ears в виде кошачьих ушей, получил премию Hackathon AT&T Mobile App. Эти симпатичные наушники помогают наблюдать за активностью мозга. Если приложение зафиксирует, что мозг пользователя занят другими задачами, оно перенаправит входящие вызовы на голосовую почту, и если мозг пользователя готов принять звонок, приложение его пропускает.

С помощью 30 000 долларов, полученных с премией Hackathon, Скорсиони планирует совершенствовать технологию. Он считает, что существующие сегодня приложения – это лишь первый шаг к нашему высокотехнологичному будущему, в котором человек одной только силой мысли научится управлять мобильными устройствами и другой техникой. Он считает, что в будущем появятся устройства, которым даже не нужна будет команда пользователя, как в Good Tunes – приложении, которое считывает мозговые волны и воспроизводит наиболее подходящую в данный момент личным предпочтениям конкретного человека мелодию.

Создавать трехмерные объекты

На волне совершенствования последних моделей 3D-принтеров одна чилийская компания задалась целью построить трехмерный объект силой мысли. К настоящему времени эта идея уже реализована. В январе 2012 года главный технический директор стартапа Thinker Thing создал первый в мире такой объект.

Разработчики из Thinker Thing используют гарнитуру Emotiv EPOC EEG для оценки состояния мозговых волн пользователя, после чего собственное программное обеспечение компании, называемое Emotional Evolutionary Design, отображает «строительные блоки» конструируемого объекта на экране компьютера. Видоизменяя изображение объекта на экране, программное обеспечение оценивает реакцию мозга пользователя – одобрение или недовольство, в зависимости от которой продолжает видоизменять изображение, пока таким образом не будет «построен» весь объект.

Сегодня производимые стартапом приложения позволяют детям в считаные минуты «нарисовать» чудовищ или сказочных созданий из своих кошмаров или снов.

Двигаться в инвалидных колясках и автомобилях

Для людей с ограниченными возможностями способность мысленно передвигать инвалидную коляску может стать настоящим спасением. Ученые годами работают над разработкой колясок и устройств, которые смогли бы вернуть подвижность людям, утратившим контроль над собственным телом.

В 2009 году японские ученые из компании Toyota и лаборатории RIKEN представили миру свою разработку контролируемой силой мысли инвалидной коляски в комплекте со специальным сенсорным шлемом, считывающим мозговые волны и преобразующим их в команды для коляски всего за 1/125 секунды с 95%-ной точностью.

Ученые Швейцарского федерального института технологий в Лозанне внедрили в разработку «комбинированный контроль». Новая концепция подходит также для производства высокотехнологичных автомобилей. Созданное ими программное обеспечение анализирует условия окружающей среды и соотносит получаемые данные с командами, поступающими от мозга водителя, чтобы избежать проблем – к примеру, наезда на препятствие.

Разработанное швейцарскими учеными программное обеспечение также позволяет водителю избежать необходимости постоянно следить за движением автомобиля; оно само отслеживает направление движения и гарантирует своевременное исполнение команд, необходимых для реализации заданной программы.

Немецкие ученые из Свободного университета Берлина попытались перенести технологию из теории на практику. Они выпустили в производство серию автономных Volkswagen Passat, предназначенных для самоуправляемых поездок. Компьютерная система и программное обеспечение автомобиля предназначены для работы с находящейся в свободном доступе электроэнцефалографической гарнитурой Emotiv.

Автомобильный компьютер выводит на экран куб, с помощью которого и определяется направление движения. Сегодня такая технология еще далека от совершенства, однако ученые уверены, что у нее очень богатые перспективы – например, создание интерфейса «человек-автомобиль», с помощью которого машина довезет домой сама или хотя бы повернет на перекрестке в нужном направлении.

Управлять бионическими конечностями

В некоторых случаях интерфейс может стать частью человеческого тела. Это особенно актуально после ампутации конечности. Современные технологии позволяют человеку не только двигать протезом, но и, благодаря взаимодействию с его нервной системой, ощущать окружающий мир.

Исследователи Западного резервного университета Кейза в сотрудничестве с американским военным агентством по перспективным разработкам DAPRA в мае 2013 года представили свою разработку протеза, сконструированного на базе новейших технологий. Сегодня ученые даже говорят, что протезы способны дать их обладателю больше возможностей, чем восстановленная после повреждения конечность.
 


http://www.km.ru/science-tech/2013/09/18/nauka-i-tekhnologii/720878-pyat-realnykh-i-neveroyatnykh-tekhnologii-mentaln